» » » » Евгений Богучарский - Мусульманский этикет


Авторские права

Евгений Богучарский - Мусульманский этикет

Здесь можно купить и скачать "Евгений Богучарский - Мусульманский этикет" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «РИПОЛ»15e304c3-8310-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Богучарский - Мусульманский этикет
Рейтинг:
Название:
Мусульманский этикет
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-386-01789-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мусульманский этикет"

Описание и краткое содержание "Мусульманский этикет" читать бесплатно онлайн.



Если вы налаживаете деловые и культурные связи со странами Востока, вам не обойтись без знания истоков культуры мусульман, их ценностных ориентиров, менталитета и правил поведения в самых разных ситуациях. Об этом и многом другом, основываясь на многолетнем дипломатическом опыте, в своей книге вам расскажет Чрезвычайный и Полномочный Посланник, почетный работник Министерства иностранных дел РФ, кандидат исторических наук, доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД России Евгений Максимович Богучарский.






Когда находишься в другой стране, важно знать национальный язык и культуру, которая создана с помощью этого языка. Незнание национальной культуры, особенностей жизни, менталитета, элементов поведения в типовых ситуациях, неумение общаться мешают установлению должных контактов между участниками акта коммуникации и непосредственному восприятию друг друга, затрудняют как личное, так и деловое общение.

Порой мы склонны к абсолютизации, полагая, к примеру, будто то, что принято в Египте, – принято повсюду в мусульманском мире. На самом деле коды поведения по странам довольно различны: в Туркмении – один, в Ливане – другой. В странах Северной Африки наличествует смесь разных культур. Поэтому мы склонны дать всем, кто так или иначе сотрудничает с иностранцами и представителями мусульманских стран, прежде всего общую установку: внимательно наблюдать за кодом поведения в каждой стране, спокойно воспринимать «непонятное», терпимо относиться к чужим обычаям и нравам, не торопиться с обобщениями, а главное – искать за разрозненными фактами систему. Важно понять, что это за система. Ведь мусульманский мир – регион множества субкультур: свой субкультурный код у узбеков, свой – у иранцев, свой – у алжирцев. И в то же время есть некий общий подслой, который позволяет говорить о некотором единстве, определенной цельности. Понимание всех этих факторов весьма существенно.

Различия между культурами и их непонимание – причина многих трудностей, порой приводящих к конфликтам. Повторяя эту, ранее уже высказанную мысль, мы лишний раз подчеркиваем ее злободневность и остроту.

К сожалению, в отношении многих мусульманских народов, и арабов в частности, пока нет достаточной научной информации и объективных детальных исследований по вопросам межкультурной коммуникации, а без этих знаний трудно свести до минимума возможные «разрывы» при общении с ними. Тот, кто понимает, что может произойти в отношениях между собеседниками, принадлежащими к разным конфессиям и культурным общностям, сможет избежать огромного количества ловушек, которые поджидают его на протяжении всего времени реального общения.

Полагаю, что данная работа, которая затрагивает проблемы межкультурного общения и взаимопонимания с мусульманами, имеет не только научное и практическое значение, но и весьма актуальна.

При написании данной книги внимание уделялось в первую очередь общим правилам поведения мусульман, истокам особенностей их культуры, менталитету, что позволяет не только углубить наше представление о мусульманах, но и изменить сложившееся порой у некоторых людей неправильное мнение о них. Неудивительно, что президент Ирана Мохаммад Хатами в своей статье, написанной специально для немецкой газеты «Франкфуртер альгемайне» и опубликованной в августе 1998 года, исследуя отношение своей страны, строго придерживающейся мусульманских традиций, к современности, обращает особое внимание на существование противоречий между западными ценностями и образом жизни, с одной стороны, и традициями собственного народа – с другой, подчеркивает необходимость найти новое отношение к бытию, извлечь пользу из завоеваний современной цивилизации. Данная книга может сыграть роль своеобразного пособия по межкультурным контактам с мусульманами, помочь людям, которым в силу сложившихся жизненных условий приходится с ними общаться, и подготовить их психологически к этому общению. При этом необходимо прежде всего обратить внимание на характерные особенности мусульман, показать стиль их жизни, оказывающий, так или иначе, воздействие на ситуацию и нормы общения.

Учитывая это, мы полагаем, что при ответе на вопрос, что представляет собой межкультурное общение и взаимопонимание с мусульманами, необходимо осветить темы, которые мы сформулировали в заголовках настоящей книги.

Я хотел бы дать россиянам-немусульманам, которые в силу объективных условий живут вместе или впервые посещает мусульманские страны, некоторые советы – что и как следует говорить в той или иной ситуации, учитывая национально– и конфессионально-культурную специфику мусульман, – рассказать о том, как следует себя вести и чего можно ожидать в самых разных ситуациях общения.

Жестокий натиск модернизации обрушился на мусульманский мир. Мусульмане восприняли новые вызовы как покушение на свои традиционные ценности в большей степени, чем христиане. Исламские богословы сосредоточились на задачах сохранения традиционных ценностей от «тлетворного» влияния Запада. При всем негативе этих устремлений следует признать, что нельзя построить и сохранить светское общество, не уважая исторической памяти, которая живет в религиозном сознании и занимает важное место в мире интуиций народной души.

При характеристике культурных особенностей общения с мусульманами приходится учитывать не только национальный или социальный, но и конфессиональный состав населения, его этнокультурное своеобразие, порожденное особенностями исторического и культурного развития каждой мусульманской страны.

В мусульманском мире оказывал и продолжает оказывать значительное влияние на формирование человеческой личности Коран, который в течение вот уже почти 14 веков почитается значительной частью жителей земли как «слово Божие». Коран играет важную роль в становлении отношения человека к людям и миру в целом, в формировании норм поведения и общения. В этой связи в книге большое внимание будет уделено рассмотрению коранических представлений, характеризующих особенности человеческих взаимоотношений, выявление поведенческих стереотипов, которые порицаются или, наоборот, устанавливаются Пророком Мухаммедом, представляют особую важность.

Коран отразил сложный и зачастую противоречивый процесс развития мусульманской культуры. С одной стороны, традиции и обычаи местного населения покоренных арабами областей подвергались нивелировке под влиянием обычаев победителей. Например, практически в течение ста лет жители Египта «пересели» со стула на пол. С другой стороны, каждый народ (и это также нашло отражение в хадисах), продолжая сохранять ряд черт своей самобытности, внес вклад в формирование того культурного комплекса, который мы называем мусульманской культурой.

Влияние религиозного фактора довольно сложно отделить от влияния других факторов, хотя религия и играет огромную роль в жизни мусульман. Дело в том, что ислам сложился именно в рамках арабского этноса, и очень сложно отделить воздействие ислама на арабский менталитет и отражение собственно арабского менталитета в нормах и ценностях ислама. Однако несомненно, что именно строгость и определенность исламских норм во многом повлияла на жизнь народов мусульманских стран, в некоторой степени законсервировала нормы и обычаи кочевой арабской цивилизации. Это находит отражение в положении мусульманской женщины, в особенностях уклада семейной жизни, высоком положении в мусульманской системе ценностей таких качеств, как набожность и гостеприимство.

История арабских стран нашла довольно противоречивое отражение в арабском национальном сознании. С одной стороны, времена арабских завоеваний и величия Арабского халифата отразились в арабской гордости. То, что именно в их среде зародился ислам, определяет уважение, которое арабы испытывают к своему языку и своей истории. Арабам свойственно ощущение избранности своего народа. С другой стороны, века, в течение которых арабы находились под иностранным господством, привели к возникновению таких качеств, как повышенное уважение перед всем иностранным (некоторые арабы из соображений престижа предпочитают разговаривать на иностранных языках), болезненное чувство национализма, неприятие любых новшеств, нетерпимость к посягательству на национальную идентичность арабов. Годы колониального господства привели также к серьезным различиям между образом мыслей высших слоев общества, тесно соприкасающихся с западной цивилизацией, и простого населения. Наконец, преобладание в мусульманских странах авторитарных политических режимов привело к предпочтению личных взаимоотношений формальным нормам и институтам. Следствием современной политической раздробленности мусульманского мира являются многочисленные отличия между жителями различных мусульманских стран. Эта раздробленность влияет и на их поведение на личностном уровне.

Мусульманская цивилизация стала наследницей тех же великих цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока, которые дали начало западноевропейской и византийско-православной цивилизациям. Однако культура мусульман, их внутренний мир, а значит, и их поведение могут показаться нам весьма своеобразными. Оценивая мусульман с позиций своей цивилизации, мы можем расценить некоторые их черты как плохие, вредные с точки зрения личного счастья или общественной пользы. И это естественно, ведь мы являемся носителями ценностей, характерных именно для нашей культуры, нашего мира. Но неправильно в отношении таких особенностей характера людей, принадлежащих другой культуре, применять эпитет «отсталые». Каждый народ имеет свой исторический путь, и неправильно оценивать другие нации относительно собственного прогресса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мусульманский этикет"

Книги похожие на "Мусульманский этикет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Богучарский

Евгений Богучарский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Богучарский - Мусульманский этикет"

Отзывы читателей о книге "Мусульманский этикет", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.