» » » » Сергей Россинский - Уголовный процесс: учебник для вузов


Авторские права

Сергей Россинский - Уголовный процесс: учебник для вузов

Здесь можно купить и скачать "Сергей Россинский - Уголовный процесс: учебник для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Россинский - Уголовный процесс: учебник для вузов
Рейтинг:
Название:
Уголовный процесс: учебник для вузов
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-699-31560-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Уголовный процесс: учебник для вузов"

Описание и краткое содержание "Уголовный процесс: учебник для вузов" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемом издании изложены все основные темы учебного курса «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)». Структура учебника и его содержание отвечают требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

Подробно охарактеризованы общие положения уголовно-процессуальной деятельности; рассмотрен порядок осуществления отдельных стадий уголовного судопроизводства, правила проведения отдельных процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Особое внимание уделено системности изложения учебного материала. При этом учтены все последние изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство. Нормативный материал изложен с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда и правовых позиций Конституционного Суда.

Учебник предназначен прежде всего для студентов, но будет полезен аспирантам, преподавателям, практическим работникам.






Во-вторых, в основе уголовно-процессуального доказывания лежит гносеологическая концепция о принципиальной возможности познания мира. Деятельность суда и других субъектов доказывания отталкивается от того, что установление значимых обстоятельств принципиально возможно. В противном случае процессуальное познание было бы бесцельным. И следовательно, посредством уголовного судопроизводства было бы нельзя обеспечить возможность реализации уголовного закона.

Указанные аргументы позволяют рассматривать уголовно-процессуальное доказывание как разновидность познавательной деятельности. Но вместе с тем оно носит юрисдикционный характер и направлено на решение весьма специфических задач. Поэтому такого рода познание характеризуется рядом существенных особенностей, которые заключаются в нижеследующем.

1. Целью уголовно-процессуального познания является установление истины по уголовному делу, т. е. обстоятельств, характеризующих возможность и условия применения уголовного закона. В первую очередь такие обстоятельства касаются совершения преступления и степени уголовной ответственности. Кроме того, они могут касаться причин и условий, способствующих совершению преступления, возможности конфискации имущества и т. д. Однако при этом предмет процессуального доказывания должен исключать «лишние» обстоятельства, т. е. те, которые никоим образом не связаны с целью и задачами уголовно-процессуальной деятельности. В отличие от многих других видов познания, процессуальное доказывание не является самоцелью, оно осуществляется не просто так, не в целях удовлетворения человеческой любознательности, а необходимо для решения конкретных юрисдикционных задач. Следовательно, и субъекты уголовной юрисдикции, и иные участники процесса доказывания в своей деятельности должны избегать необоснованного расширения предмета доказывания, стремиться к исключению лишних, ненужных обстоятельств, к получению только действительно необходимых и значимых для уголовного дела сведений. В противном случае это приведет к производству целого ряда лишних процессуальных действий и повлечет необоснованное затягивание производства по уголовному делу и другие неблагоприятные последствия (подробнее вопросы, касающиеся предмета доказывания, будут рассмотрены в § 3 настоящей главы).

2. Уголовно-процессуальное познание, как правило, имеет ретроспективный характер, т. е. направлено на изучение прошлого. Так, обстоятельства подготовки или совершения преступления всегда опережают по времени деятельность органов дознания, следователя, прокурора или суда по их установлению и исследованию. Они не могут быть изучены непосредственно или воспроизведены повторно. Поэтому такие обстоятельства могут быть установлены только лишь посредством оставшихся следов. Известно, что одним из важнейших свойств материи является возможность ее отражения. Любой имевший место материальный процесс, в том числе преступление, отражается в объективной действительности, оставляя за собой множество информативных объектов – следов (в широком смысле). Это могут быть материальные следы, т. е. определенные изменения в вещной обстановке (например, оставленное на месте происшествия орудие совершения преступления, похищенное имущество и т. д.). Это могут быть идеальные следы, т. е. отображения объективной действительности, запечатленные в сознании человека (свидетеля, потерпевшего, обвиняемого и т. д.).

Именно такие следы – отражения прошлого – несут сведения, которые являются тем объективным материалом, на котором основывается ретросказательное исследование и формируются его выводы[40]. Указанные обстоятельства существенным образом затрудняют процесс познания по уголовному делу и, безусловно, сказываются на категоричности полученных таким образом результатов.

Однако ретроспективный характер процессуального доказывания не носит исключительного характера. На наш взгляд, некоторые значимые для дела обстоятельства все-таки находятся для субъектов доказывания в настоящем и проистекают одновременно с предварительным расследованием или судебным разбирательством. Это могут быть обстоятельства, влияющие на вид и размер уголовного наказания, например наличие у виновного малолетних детей (п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

3. Истина по уголовному делу может быть установлена только определенными участниками – субъектами доказывания. В первую очередь таковыми являются субъекты уголовной юрисдикции. Некоторыми процессуальными возможностями по собиранию и представлению доказательство также обладают защитник, подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и некоторые другие заинтересованные лица (подробнее вопросы, касающиеся субъектов доказывания, будут рассмотрены в § 6 настоящей главы). При этом получение значимой для уголовного дела информации ненадлежащим субъектом при всей ее ценности и убедительности обусловливает невозможность ее использования для установления истины по уголовному делу.

4. Уголовно-процессуальное познание может осуществляться только посредством специальных юрисдикционных процедур – следственных действий и иных процессуальных мероприятий (ч. 1 ст. 86 УПК РФ). Для каждой подобной процедуры законодатель устанавливает строгий процессуальный порядок (процессуальную форму), обусловленную принципами уголовного судопроизводства и необходимостью обеспечения прав и свобод участвующих лиц. При этом нарушение установленного порядка проведения следственных действий или иных процессуальных мероприятий также приводит к невозможности использования полученной информации для решения задач уголовного судопроизводства.

5. Истина по уголовному делу может быть установлена только посредством специфических сведений – уголовно-процессуальных доказательств, полный перечень которых строго установлен законодателем. Никакие другие сведения, невзирая на их информационную ценность и гносеологическое значение, не могут быть использованы в уголовно-процессуальном познании и положены в основу судебного решения по существу уголовного дела.

Сам механизм установления истины в уголовном судопроизводстве называется процессом доказывания (доказыванием). Его чрезвычайная важность и значимость обусловлена тем, что именно на основе доказательств и дознаватель, и следователь, и прокурор, и суд принимают множество правоприменительных актов юрисдикционной направленности (приговор, обвинительное заключение и т. д.), существенным образом ограничивающих права и законные интересы участвующих лиц.

Поэтому законодатель довольно жестко регламентирует материальную сущность доказательств и процессуальные правила их собирания, проверки и оценки. Все подобные правовые нормы в своей совокупности обусловливают существование так называемого доказательственного права.

Доказательственное право – это вся совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих понятие, виды доказательств, а также цели, предмет, порядок и содержание процесса доказывания.

Иными словами, доказательственным правом является один из самых объемных и значительных процессуальных институтов, который определяет наиболее общие правила, предъявляемые к установлению истины по уголовному делу. В свою очередь, доказательственное право состоит из двух частей: материальной и процессуальной.

Так, материальная часть доказательственного права (гл. 10 УПК РФ) объединяет все нормы, регламентирующие «статические», постоянные правоотношения, характерные для процесса познания по уголовному делу. В частности, в сферу их регулирования попадают подлежащие установлению обстоятельства (предмет доказывания), формальные требования, предъявляемые к различным видам доказательств, основания условия признания доказательств недопустимыми и т. д.

Процессуальная часть доказательственного права (гл.?11 УПК РФ) содержит нормы, определяющие «динамические» правоотношения, характеризующие процесс доказывания в своем развитии. Поэтому в предмет ее регулирования входят общие условия собирания, а также правила проверки и оценки доказательств.

§ 2

Понятие и система уголовно-процессуальных доказательств

Как уже отмечалось выше, установление истины в уголовном судопроизводстве возможно только путем собирания, проверки и последующей оценки доказательств. Доказательства – это установленные процессуальным законом средства познания по уголовному делу. Формирование доказательств как сведений о происшедшем событии основано на способности любого предмета или явления под воздействием другого изменяться или сохранять следы (отпечатки) этого воздействующего предмета или явления[41].

В свою очередь, доказательства способны оказывать определенное информационное воздействие на сознание человека (субъекта доказывания) через его органы чувств, аккумулироваться в его сознании, а впоследствии в своей совокупности создавать базис для принятия того или иного процессуального решения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Уголовный процесс: учебник для вузов"

Книги похожие на "Уголовный процесс: учебник для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Россинский

Сергей Россинский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Россинский - Уголовный процесс: учебник для вузов"

Отзывы читателей о книге "Уголовный процесс: учебник для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.