» » » » Ирина Мудрова - Словарь славянской мифологии


Авторские права

Ирина Мудрова - Словарь славянской мифологии

Здесь можно купить и скачать "Ирина Мудрова - Словарь славянской мифологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Мудрова - Словарь славянской мифологии
Рейтинг:
Название:
Словарь славянской мифологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-9524-4541-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь славянской мифологии"

Описание и краткое содержание "Словарь славянской мифологии" читать бесплатно онлайн.



Эта книга расскажет вам о мире языческих богов, многих фантастических существах и мифических персонажах. Из нее вы узнаете, что не случайно до сих пор многие деревни и села носят имя бога Велеса, раскроете для себя смысл многих слов, традиционно употребляемых нами, и поймете, что сказочная Баба-яга и былинные богатыри не просто порождение фантазии некоего сочинителя, а отражение представлений о мире наших предков – славян.

Обязательно прочтите эту книгу, вас ждет много интересного: о верованиях и обрядах наших славянских предков; о сходстве и отличии религиозных воззрений различных племен; о том, какие животные почитались и какими магическими свойствами они наделялись; о праздниках, представлениях о жизни и смерти, добре и зле…

Издание будет интересно школьникам, студентам, а также всем, кто увлекается фольклором, историей и культурой славян.






Полазник

Полазник – так в древности называли домашнего духа, который украдкой нашептывал домочадцам разные веселые пророчества. Полазник всегда добр, поэтому гадания в его честь веселые и забавные. Он приносил счастье в новом году. В него верят все славяне: и в Сербии, и в Белоруссии, и в Чехии, и в Болгарии. В некоторых странах Полазником называют первого человека, посетившего дом в новом году. Если Полазник известен как удачливый человек, год будет счастливым. Если Полазник мужчина, родятся дети и животные мужского пола, женщина – женского. Это благодушный, добросклонный божок, который произносит заклинания о размножении скота и здоровье людей.

Полеля

Полеля – один из сыновей богини любви Лады, младший брат Леля. Даже самое имя его означает: «следующий по Леле», ибо брак всегда следует за любовью, венчает ее. Полеля, бог брака, древнейшее и наиболее чтимое нашими предками божество. Облаченный в дорогие, златотканые одежды, увенчанный венком из цветущего шиповника, он по дает молодоженам такой же венок и рог, в котором всегда пенилось вино столь же хмельное, как счастье, которого желал им сей добрый и ласковый бог.

Полкан

Полкан – получеловек-полуконь. Его почитали полубогом. Ему приписывали сверхъестественную силу и способность очень быстро бегать. Он обладал неизъяснимой отвагой и воинственностью, поэтому был незаменим на поле брани. Поскольку древним славянам приходилось много воевать, то культ этого божества был распространен и силен. Выходил он на подмогу славянским племенам вместе со своими сородичами, сражались они отважно и самоотверженно, за что почитались в веках.

Поренута

Поренута – дух, покровитель мореплавателей у тех славян, земли которых находились по берегам морей. У него име лось четыре ли ка, обращенных в разные стороны: чтобы могло это божество уследить сразу за всеми четырьмя ветрами, охранить путешественников и корабельщиков от неожиданных, жестоких и свирепых штормов с севера и юга, запада и востока.

Пятый лик был на груди Поренуты, и глаза его всегда устремлялись вниз, ибо так божество уберегало своих подопечных от подводных камней, неожиданных мелей и страшных морских чудовищ.

Атрибутами его были трезубец и свиток карт, на которых рисовались причудливые очертания берегов.

Моряки, благополучно пришедшие из плавания, не скупились на жертвы Поренуте: часть всего, что везли из далеких краев, отдавали этому заботливому богу.

Правь

Правь – одно из основных понятий славянской философии. Противопоставление правого и левого лежит в основе древнего права – право, правда, справедливость, правильный, – гаданий, ритуалов, примет и отражено в персонифицированных образах Правды на небе и Кривды на земле.

Припекало

Припекало – шаловливый, хитрый божок, покровитель супружеской неверности. Он вынуждал мужчин забывать свои семейные обязанности, свой долг перед женой и детьми. Иногда приключения на стороне быстро прекращались, иногда эти развлечения мужа доставляли женщине большие страдания. Припекало обрывал тенета супружеской верности и вовлекал мужей в опасные плотские приключения, склонял их к изменам.

Почитателей Припекалы было немало, правда, они предпочитали держать это в тайне, ибо часты были случаи, когда обманутые жены, собравшись вместе, поджигали святилище сего покровителя неприятностей и даже побивали камнями его жрецов. Беда лишь в том, что это мало содействовало исправлению и раскаянию изменников-мужей!

Прове

Прове – след имени этого бога остался в словах «проведать», «прознать». Это древний бог правосудия у северных славян. Его изображение было помещено на высоком дубовом столбе. Его атрибутами являются обломок камня как символ преступления в одной руке, копье как знак неотвратимого наказания в другой руке. Голову его обвивал венок, из-под которого высовывались длинные уши: знак того, что от Прове ничего невозможно скрыть! Вокруг на земле стояло неисчислимое количество двух-, трех– и четырехликих идолов: они во все свои деревянные глаза должны были следить за теми, кто нарушал закон и волю бога. Перед идолом воздвигнут был жертвенник, служил ему волхв, который и передавал собравшимся волю бога.

Прок

Прок – бог деловых, сметливых людей, предпринимателей, купцов. Его хитрый, умный, пронырливый характер соответствовал тем задачам, которые ставил перед ним народ: защитить всех тех, кто способен рисковать ради того, чтобы увидеть результаты своего труда. Это были мореплаватели и торговцы, охотники и землепашцы, кузнецы и пекари – все, кто неустанным трудом содействовал процветанию своего дела, своей семьи, приумножал свои богатства. Им покровительствовал Прок. Он даже пытался помогать хитрецам, способным на обман, но если мошенник слишком усердствовал в своем пороке, то Прок от него отступался, предпочитая честных людей и их праведные труды. «Будет прок», – в этой поговорке отзвук имени этого славянского бога торговли и ловкости.

Пятница

Пятница – продолжение главного женского божества славянского пантеона – Мокоши. Позднее культ Пятницы соединился с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных славян и сохранил некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян Пятница – персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвящённым различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг – Пятница, воспроизводящей более древнюю Перун – Мокошь, особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт – нечет и мужской – женский. Пятница иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля – дня, посвящённого Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день Пятницы запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. В случае нарушения запретов она может покарать болезнями глаз и другими бедами. Пятница являлась покровительницей убогих и нищих во всей Древней Руси.

Радегаст

Радегаст – божество бранной славы и войны северных славян. Город Ретра, в котором стоял его храм, был окружен священным дремучим лесом и озером, и хоть имел девять ворот, входить разрешалось только через одни, к которым вел подвесной мост. Изображали Радегаста вооруженным с головы до ног, с бое вой секирою, в шлеме, на котором распростер крылья орел, символ славы, и с бычьей головой, знаком от ваги, на щите.

Первоначально звался этот бог Ризводиц, что обозначало вражду, ссору и разводы, а потом начали его именовать Радегастом, «ратным гостем».

В храме Радегаста всегда держали самых лучших коней, ибо воину без коня никак нельзя. Почитатели и жрецы Радегаста верили, что бог ездит по ночам верхом, и если поутру видели, что какой-то конь утомлен более прочих, то догадывались, что Радегаст именно его отличил и выбрал для своих незримых по ездок. Коня – божественного избранника отныне поили чистейшею водою, кормили отборным зерном и увенчивали цветами – до того времени, как его сменял новый любимец бога.

Радуницы (тризны) – в первозданной славянской древности так называли божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей.

Радуницам

Радуницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний, на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.

Постепенно слово «тризна» стало обозначать просто поминки, а «радуница» – весеннее поминовение усопших. Время года – весна – имеет принципиальное значение, потому что в это время, в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли, живые особенно старались задобрить покойников, которые из мира мертвых с завистью наблюдают за живыми.

Рарог

Рарог – огненный дух, связанный с культом домашнего очага. Культ его был особенно распространен среди западных славян, в частности, чехов. По чешским поверьям, Рарог мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей человек высиживает на печи. Генетически Рарог связан с древнерусским Сварогом или Рахом (Страх – воплощение огневого ветра, суховея). Рарога представляли в виде хищной птицы с искрящимися, пламенеющими перьями, вырывающимся из клюва пламенем – или просто в виде огненного вихря.

Род

Род – один из самых древних богов, воплощение рода, единства потомков одного предка. Олицетворял Вселенную, всю природу и урожай. Несмотря на то что культ Рода был очень древним, он сохранялся долго, даже после принятия христианства. Род и сопутствующие ему женские персонажи рожаницы обычно следуют непосредственно за главными богами. Им совершали особые жертвоприношения едой: кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами и медом. В приготовлении пищи в это время особую роль играли женщины.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь славянской мифологии"

Книги похожие на "Словарь славянской мифологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Мудрова

Ирина Мудрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Мудрова - Словарь славянской мифологии"

Отзывы читателей о книге "Словарь славянской мифологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.