» » » » Ольга Балаева - Управление организациями сферы услуг


Авторские права

Ольга Балаева - Управление организациями сферы услуг

Здесь можно купить и скачать "Ольга Балаева - Управление организациями сферы услуг" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Балаева - Управление организациями сферы услуг
Рейтинг:
Название:
Управление организациями сферы услуг
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-7598-0718-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Управление организациями сферы услуг"

Описание и краткое содержание "Управление организациями сферы услуг" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие является практически первым из отечественных изданий, сфокусированным на специфических концепциях и теориях, инструментах и методах, необходимых для эффективного управления организациями сферы услуг. В книге рассмотрены качественные и количественные подходы, как уже ставшие классикой менеджмента сервисных организаций, так и разработанные совсем недавно западными и российскими специалистами.

Для студентов, обучающихся по направлениям и специальностям «Менеджмент», «Туризм», «Сервис», специальностям «Социально-культурный сервис и туризм», «Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания», преподавателей, слушателей системы повышения квалификации и послевузовского образования, а также профессионалов в области управления сервисными организациями.






• второй этап характеризуется ростом сферы распределения (оптовой и розничной торговли), финансов, операций с недвижимостью и страхованием в условиях массового потребления благ;

• на третьем этапе рост национального дохода сопровождается снижением доли расходов на питание, а высвобождаемый в результате остаток направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, затем – предметов роскоши, отдых и потребление разнообразных услуг.

Д. Белл также дополняет разработанную К. Кларком и А. Дж. Б. Фишером трехсекторальную модель еще двумя секторами, относя услуги не только к третичному, но и к четвертичному и пятеричному секторам. В соответствии с логикой этапов перехода от индустриального к постиндустриальному обществу третичный сектор включает транспорт и коммунальное хозяйство, четвертичный – торговлю, страхование, операции с недвижимостью, финансами, пятеричный – здравоохранение, образование, исследовательскую деятельность, государственное управление, отдых.

В последние годы в условиях стремительного развития науки и техники услуги четвертичного и пятеричного секторов играют все более значимую роль. Особо активно развиваются «знаниеемкие» отрасли, такие как образование, НИОКР, здравоохранение, управление, финансовые, страховые, телекоммуникационные и тому подобные услуги. Научно-технический прогресс изменил и характер предоставления многих традиционных услуг. Появились, например, электронная почта, дистанционное обучение, онлайн-продажа авиа– и железнодорожных билетов.

Сфера услуг в постиндустриальной экономике затрагивает практически все виды деятельности. Услуги оказывают не только традиционно сервисные, но и промышленные предприятия, осуществляющие сервисное обслуживание производимого продукта, транспортировку, информационную поддержку и т. п. В связи с этим следует отметить актуальность более широкого истолкования понятия «сфера услуг», которая «рассматривается уже не как единая отрасль, но как масштабный сектор экономики, обладающий разветвленной и сложной структурой с подвижными границами» [Аванесова, 2005, с. 91].

Надо отметить, что широко употребляемый и интуитивно понятный термин «сфера услуг» («сервисная сфера») не является однозначным. Так, сферу услуг можно рассматривать «в качестве особой, наиболее перспективной сферы экономики со специфическими субъект-субъектными отношениями и связями в обмене» [Кликич, 2004, с. 18]. Также существует ряд дефиниций сервисной сферы, учитывающих ее функциональное назначение. Их можно условно разделить на две категории. В рамках первой выделяемой нами категории это понятие объединяет услуги, предоставляемые как частным лицам, так и организациям и трактуется следующим образом: сфера услуг – это «широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом» [Демидова, 1999, с. 24].

В нашей стране долгое время сервисный сектор ассоциировался преимущественно с бытовыми услугами. Поэтому в основе второй категории определений лежит предпосылка предоставления услуг именно населению: «Сфера услуг – совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения» [Сферауслуг.., 1990, с. 5].

Сфера услуг в настоящее время выполняет экономические и социальные функции [Плешивцев, 1992].

Рассмотрим сначала основные экономические функции:

• обслуживание сферы материального производства, которая нуждается в услугах транспорта и связи, правовых консультациях, техническом обслуживании, рекламе и т. п.;

• воспроизводство рабочей силы: осуществляется через предоставление услуг, оказываемых населению образовательными, спортивными, оздоровительными и культурно-зрелищными учреждениями;

• создание дополнительных материальных благ: осуществляется при производстве на заказ предметов длительного пользования или восстановлении ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия службы быта.

Теперь обратимся к основным социальным функциям сферы услуг:

• удовлетворение потребностей населения в различных видах услуг; эту функцию выполняют организации, обслуживающие население;

• снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания;

• рациональное использование высвобождающегося свободного времени населения; данная функция реализуется различными культурно-зрелищными учреждениями;

• деятельность, связанная с обеспечением безопасности государства и охраной общественного порядка.

В выполнение столь разнообразных функций вовлечено значительное число отраслей, подотраслей и видов деятельности, объединенных в группы с помощью различных классификаций, используемых как в международной, так и национальной практиках. Например, в рамках классификации Всемирной торговой организации, или ВТО (World Trade Organization, WTO) выделяется более 150 видов услуг, сгруппированных в 12 следующих секторов [World Trade Organization]:

• деловые услуги;

• услуги связи;

• строительные и связанные с ними инженерные услуги;

• дистрибьюторские услуги;

• образовательные услуги;

• услуги, связанные с защитой окружающей среды;

• финансовые услуги;

• услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;

• туристические и связанные с ними услуги;

• услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;

• транспортные услуги;

• прочие услуги, не вошедшие в перечисленные.

Помимо классификации ВТО в мировой практике используются классификация Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development), Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (International Standard Industrial Classification of All Economic Activities) и другие, также включающие перечни отраслей и видов сервисной деятельности. В России сервисная деятельность наряду с промышленностью и сельским хозяйством отражается в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Также в нашей стране услуги классифицируются с помощью Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), который включает целый ряд услуг, оказываемых населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм и гражданами-индивидуалами. Данный классификатор включает 13 групп услуг:

• бытовые услуги;

• услуги пассажирского транспорта;

• услуги связи;

• жилищно-коммунальные услуги;

• услуги учреждений культуры;

• туристские и экскурсионные услуги;

• услуги физической культуры и спорта;

• медицинские, санаторно-оздоровительные и ветеринарные услуги;

• услуги правового характера;

• услуги банков;

• услуги в системе образования;

• услуги торговли и общественного питания, рынков;

• прочие услуги населению.

Перечисленные классификации различаются не только принципом объединения услуг в категории, но и отнесением отдельных видов экономической деятельности к сервисной сфере или промышленному производству. Это зачастую порождает противоречия и неточности в статистической отчетности, а также усложняет обмен информацией и анализ хозяйственной деятельности, в том числе и на международном уровне.

Понятие «услуга»

Трактовка понятия «услуга» также не однозначна. В литературе встречается множество дефиниций, в той или иной степени отражающих специфические черты, типичные для услуг.

Существование таких черт отмечается во многих работах, опубликованных как «на заре» становления сервисного менеджмента, так и в настоящее время. Еще в 1960-е гг. исследователи определили некоторые общие характеристики, несвойственные осязаемым продуктам, а присущие именно услугам. Но дискуссия по данному вопросу продолжается по сей день.

Наибольшую известность в менеджменте сферы услуг получили характеристики, предложенные американскими исследователями Л. Берри, В. Зайтамл и А. Парасураманом [Zeithaml, Parasuraman, Berry, 1985]:

• неосязаемость;

• неразделимость (одновременность) производства и потребления;

• гетерогенность;

• невозможность сохранения.

Неосязаемость является характеристикой, коренным образом отличающей услуги от продуктов промышленного производства: услуги нельзя оценить визуально, потрогать, ощутить их запах, попробовать на вкус и, если не понравится, вернуть в магазин. В результате мнение об услугах складывается на основании приобретенного опыта и оказывается весьма субъективным. Степень осязаемости выступает в качестве критерия, на основании которого Ф. Котлер предлагает выделять пять типов рыночного предложения [Котлер, 2002]:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Управление организациями сферы услуг"

Книги похожие на "Управление организациями сферы услуг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Балаева

Ольга Балаева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Балаева - Управление организациями сферы услуг"

Отзывы читателей о книге "Управление организациями сферы услуг", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.