» » » » Марина Федотова - Россия. Автобиография


Авторские права

Марина Федотова - Россия. Автобиография

Здесь можно купить и скачать "Марина Федотова - Россия. Автобиография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Федотова - Россия. Автобиография
Рейтинг:
Название:
Россия. Автобиография
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-699-34600-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия. Автобиография"

Описание и краткое содержание "Россия. Автобиография" читать бесплатно онлайн.



Эта книга, как и положено автобиографии, состоит из свидетельств очевидцев. Из этих воспоминаний и живых наблюдений становится совершенно ясно – пожалуй, никакая другая страна земного шара не имеет столь трагичной истории. И все же, вопреки всем испытаниям, Россия всякий раз выживала и ее история, неоднократно грозившая оборваться, продолжалась – и продолжается по сей день.






Внутри страны становилось все более очевидным, что на смену вольнице и бесконечным междоусобицам пришла великокняжеская монархия. Закреплял единство русских земель и свод законов, общий для всех частей государства, Судебник Ивана III, датируемый 1497 годом. В частности, в этом своде определялся срок, когда крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому, – знаменитый «Юрьев день».


57. А христианам отказываться из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полях за двор рубль, а в лесах полтину. А который христианин поживет за кем год, да пойдет прочь – он платит четверть двора, а два года поживет да пойдет прочь – и он полдвора платит; а три года поживет и пойдет прочь – он платит три четверти двора; а четыре года поживет – весь двор платит. <…>

62. А кто закопает межу или грани ссечет из великого князя земли у боярина и монастыря, или боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у боярина, или боярской у монастыря, и кто межу закопал или грани ссек, того бить кнутьем, да истцу взять с него рубль. А христиане промеж себя в одной волости или в селе, кто у кого межу закопает или перекосит, старосте или посельскому иметь на том сбора по два алтына и за урон судить, не смотря, каков человек и по урону, и по рассужению.


Иван III скончался в 1505 году, оставив своему наследнику страну, забывшую о былой раздробленности. Преемник Ивана, сын Софьи Палеолог Василий III отвоевал у Литвы Смоленск (еще при отце – Иване III – завершилась война с Литвой и были возвращены Чернигов, Новгород-Северский, Гомель и Брянск), заставил Псков отменить вече и признать власть Москвы, усмирил и присоединил к своим владениям Рязань.

Москва все прочнее утверждалась в статусе наследницы Византии. Неудивительно, что формирование новой идеологии великокняжеской власти привело к тому, что именно в эти годы сложилась и столь популярная впоследствии концепция «Москвы как третьего Рима», позднее последовало принятие царского титула Иваном IV Грозным и возведение русской церкви на степень патриаршества.

Москва – третий Рим, 1523–1524 год

Старец Филофей

До России на статус наследницы Византии претендовали Сербия и Болгария, правители которых состояли в родственных связях с византийской династией. В болгарских источниках новым Константинополем называли Тырново – тогдашнюю столицу Болгарского царства.

Притязания России на византийское наследство подтверждались географической близостью и общей верой двух стран, брачным союзом великого князя Ивана и византийской принцессы и даже шапкой Мономаха – даром императора Византии киевскому князю Владимиру (позднее возникла и легенда о том, что основатель династии русских царей Рюрик был потомком Пруса, мифического брата римского императора Августа). Из русских мыслителей первым изложил представление о Москве как о третьем Риме митрополит Московский и всея Руси Зосима, однако традиционно формулировка идеи приписывается старцу Елизарова монастыря в Пскове иноку Филофею (1465–1542), который неоднократно рассуждал о третьем Риме в своих посланиях великому князю Василию и великокняжескому наместнику – дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину.


Государя великого князя дьяку, господину Михаилу Григорьевичу, твой нищий богомолец старец Филофей Бога молит и челом бьет. <…>

Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать. Много раз и апостол Павел упоминает Рим в посланиях, в толкованиях говорится: «Рим – весь мир». Ведь на христианской церкви уже совершилось блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как возжелал я». Согласно же великому Богослову: «Жена, облаченная в солнце, и луна под ногами ее, и младенец на руках у нее, и тотчас вышел змей из бездны, имеющий семь голов и семь венцов на головах своих, и хотел младенца этой жены поглотить. И даны были жене крылья великого орла, чтобы бежала в пустыню, и тогда змей из своих уст источил воду, словно реку, чтобы в реке ее утопить». Водой называют неверие; видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему управлять им с великою тщательностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на все дающего Бога. А звезды, как я и прежде сказал, не помогут ни в чем, не прибавят и не убавят. Ибо говорит верховный апостол Петр в соборном Послании: «Один день пред Господом как тысяча лет, а тысяча лет как один день, – не задержит Господь награды, которую обещал, и долготерпит, никогда не желая погубить, желая всех привести к покаянию». Видишь ли, боголюбец, что в руках его дыхание всех сущих, ибо говорит: «Еще однажды потрясу не только землей, но и небом». И так как и апостолы еще не были готовы, то сверх силы не велел вникать: Богословесный же наперсник в своем «Откровении» говорит: «В последние времена спасаясь, спаси свою душу, да не умрем второю смертью, в геенне огненной», но обратимся ко всемогущему во спасении Господу с мольбами искренними и усердными слезами восплачемся перед ним, чтобы смилостивился, отвратил ярость свою от нас, и помиловал нас, и сподобил нас услышать сладкий, блаженный и вожделенный его глас: «Приидите, благословенные, наследуйте уготованное вам царство Отца моего прежде создания мира».

Россия накануне правления Ивана Грозного

Франческо да Колло

Если основными сведениями о Киевской Руси мы обязаны летописям и арабским источникам, то в более поздние времена появились и многочисленные путевые заметки и очерки европейцев, совершавших путешествие в Россию «по торговым или иным делам», – о России стали писать итальянцы, немцы, шведы, поляки, англичане, голландцы и французы. К подобным запискам относятся «Рассказ о путешествии в Московию» Амброджо Контарини, знаменитые «Записки о московских делах» посла Сигизмунда фон Герберштейна, позднее мемуары Джерома Горсея, книги Жака Маржерета и Адама Олеария.

Одним из таких европейцев оказался итальянец Франческо да Колло, посланник императора Священной Римской империи Максимилиана, прибывший в Москву, чтобы попытаться примирить великого князя Василия с литовским королем Сигизмундом. Впоследствии да Колло составил для своего монарха «Донесение о Московии».


Престол сего великого господина Василия, императора и государя всея Руси и великого князя находится в городе Московии, окружность которого – три с половиной лиги и который по большей части расположен в болотах, так что значительную часть приходится проходить по деревянным настилам, в коем городе имеется каменный кремль, построенный тому уже лет пятьдесят некоторыми итальянцами, присланными в угоду сему князю сиятельнейшим Лодовико, герцогом Миланским, или построен по образцу Кастелло Рокка в городе Милане. Он весьма укреплен и надежен, а внутри его есть дворец, тоже каменный, жилье и местопребывание князя. Там есть также каменная церковь, в коей совершаются богослужения. Во всем государстве, при том что оно столь обширно, найдется разве что еще одна каменная церковь, да четыре-пять домов [каменных], все теми же итальянцами построенных. Есть в этом городе река судоходная, называемая Московия, которая его омывает, как и значительную часть страны, много большей, чем Италия, – от коей получает князь титул великого князя, в отличие от многих других князей, его вассалов, которые находятся под его властью. [Город] имеет стены не каменные, но из дерева, столь хорошо спаянные между собою, что их поистине можно назвать укреплениями; разделен на районы со своими разгородками: так что войти из одного в другой вовсе не легко для всех; и еще того менее разрешено кому бы то ни было переходить из одного города в другой, или с одного места на другое без разрешения князя или его служителей. Покидать страну запрещено кому бы то ни было и в особенности чужеземцам, поскольку все выходы строжайше охраняются, и нарушителей подвергают суровейшим наказаниям. Чужеземцам из любой страны свободно разрешено въезжать в страну, и того более – их не только принимают, но и осыпают милостями; князь немедленно повелевает одеть их в лучшие одежды и благоустроить их; если это ремесленники, им надлежит заниматься соответственным искусством, если же солдаты – эти особенно дороги; итальянцев же прежде всех уважают и любят. Нет здесь никакого писаного закона, но князь старательно следует собственным обычаям. Его воля, однако, единственно почитается за закон, и настолько ему все подчинены, что если он прикажет кому пойти и повеситься, бедняга не усомнится немедленно подвергнуть себя таковому наказанию. Не видно ни у кого и такой смелости, чтобы кто-то решился сказать – это имущество мое; но говорит – по милости великого государя приобрел я сие имущество. И, если сказать правду, все имущество, не только общественное, но и частное, каково бы оно ни было, принадлежит сему князю, и он сегодня дает одному и отнимает от другого завтра, и крайне часто в одно мгновение возвышает одного до самых высших степеней и положения и опускает другого до самого низа и нищенских условий. И тот, кто низложен или от коего отнято что-то, не только не жалуется или печалится, но, простершись ниц, бьет челом о землю и возносит хвалу государю, что тот его низложил или же отнял у него то имущество, коим он владел столько времени по его милости. Дела духовные отправляются и для князя и для народа его епископами, священниками и монахами согласно порядку и обряду греческому; высшее священство избирается князем, рукоположение же и воздвижение в сан принимают от патриарха константинопольского или же от его наместников в этой стране. Отказываются подчиняться папе римскому, не потому что не почитают его за наместника Христова и преемника Петра, но потому – говорят – что отклонился от порядка Христова и обычаев Петра.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия. Автобиография"

Книги похожие на "Россия. Автобиография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Федотова

Марина Федотова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Федотова - Россия. Автобиография"

Отзывы читателей о книге "Россия. Автобиография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.