» » » » Владимир Огородников - Философия: Шпаргалка

Владимир Огородников - Философия: Шпаргалка

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Огородников - Философия: Шпаргалка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Огородников - Философия: Шпаргалка
Рейтинг:

Название:
Философия: Шпаргалка
Издательство:
Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-459-00378-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия: Шпаргалка"

Описание и краткое содержание "Философия: Шпаргалка" читать бесплатно онлайн.



В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена.Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.





В.П. Огородников

Философия: Шпаргалка

1. Основания возникновения философии

Труд создал самого человека около ста тысяч лет тому назад и продолжает формировать его и сегодня. Специфика человеческого труда – в постоянном целенаправленном изготовлении и использовании орудий труда – техники. Использование техники выделило человека из живой природы, возвысило его над «братьями меньшими», сделало его относительно независимым от окружающей стихии, развивало его интеллектуально. Эволюция техники вела к медленному, но неуклонному повышению производительности труда.

Повышение производительности труда выше определенного уровня – в два и более раза больше, чем требует «прожиточный минимум», привело к социальной революции – качественному изменению производственных отношений. За счет производимого прибавочного продукта стала возможной эксплуатация чужого труда. Так возникло первое классовое общество – рабовладельческое. Вместе с делением на классы эксплуататоров и эксплуатируемых возникло новое разделение труда – на умственный и физический.

Вместе с изменением бытия людей менялось и их сознание. Старые формы мировоззрения – мифология и первобытная религия переставали отвечать новым формам общественной жизни. На смену пришло новое мировоззрение – философия.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (VI–V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах – в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне, там, где за счет революции в производстве материальных благ произошла социальная революция.

2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения

С момента возникновения сознания начинается познание человеком окружающего мира, самого себя и своего взаимодействия с этим миром, что определило три основных объекта познания:

1) мир;

2) человек;

3) взаимодействие мира и человека.

То или иное представление об этих объектах является мировоззрением. Мировоззрение – это обобщенное знание, система суждений о мире, человеке и их взаимодействии. Исторические типы мировоззрения:

• мифологическое;

• религиозное;

• философское;

• научное.

Отличительной особенностью философии с момента ее возникновения стало стремление, как это определил древнегреческий философ Платон, познать вечное в преходящем, единое (одно и то же) во многом (в различном).

Поэтому философия – это наука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления.

В этом определении есть указание и на предмет философии – «всеобщие законы и принципы развития», – и на совокупный объект – «природа, общество, познание и мышление».

3. Основные разделы философского знания

Соединяя общий предмет философии с элементом ее совокупного объекта, получаем разделы философского знания:

1. Онтология – теория бытия, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов развития объективного мира, природы.

2. Философия общества (философия истории, философская социология, антропология, аксиология, этика и др.) – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов развития общества и человека.

3. Гносеология – теория познания, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов познания человеком окружающего мира.

4. Логика – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов мышления.

4. Основные философские направления

Философия несет в себе многие моменты предшествующих форм мировоззрения – мифологии и первобытной религии, из которых наиболее существенным является проблема связи и соотношения объективного мира и сознания, которая стала основным вопросом философии.

Те из философов, кто считает генетически первичным объективную реальность, а сознание признает высшей формой отражения этой реальности (оказывающей мощное обратное воздействия на бытие), являются материалистами. Напротив, те, кто предполагает, что некоторое сверхъестественное идеальное начало породило и продолжает определять объективный мир, – объективные идеалисты, а те, кто полагает человеческое сознание творцом мира (а иногда и единственно существующей реальностью), – субъективные идеалисты.

То или иное решение основного вопроса философии детерминирует решение других философских проблем. Например, признание того, что человеческое сознание является определяющим фактором развития общества, приводит к выводу о ведущей роли выдающихся личностей в историческом процессе. Это, в свою очередь, порождает конкретное решение и метод воздействия на общественную систему – «нужно поставить во главу государства такого-то человека». Так мировоззренческий постулат становится методом действия (в данном примере субъективно-идеалистическое мировоззрение оборачивается методом, уводящим от цели).

5. Диалектика и метафизика

Методологическая роль философии – определение основных направлений, методов и приемов, которые нужно использовать для эффективного целенаправленного воздействия человека на любой процесс.

Методология – это мировоззрение в действии. Поэтому идеализм и материализм являются не только противоположными мировоззренческими системами, но и противоположными методами познания и преобразования мира.

Вместе с тем в истории философии сформировались еще две противоположные философские мировоззренческие и методологические установки: диалектика и метафизика.

Диалектика – метод познания и преобразования действительности, основывающийся на положении о том, что все явления и процессы объективной и субъективной реальности представляют собой единство противоположностей, борьба между которыми составляет основу их возникновения, существования и развития. (Необходимости и случайности; сущности и явления; изменчивости и устойчивости; внешнего и внутреннего и т. п.)

Метафизика – метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и связанный с отрывом и абсолютизацией в качестве чего-то самостоятельно существующего отдельной стороны, момента, свойства единого целого, системы. (Необходимости или случайности; сущности или явления; изменчивости или устойчивости; внешнего или внутреннего и т. п.)

6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)

В учении Лао-цзы (VI в. до н. э.) о священном «дао» (даосизм) все вещи рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Дао, согласно Лао-цзы, «пусто, но в применении неисчерпаемо». Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления дао не ставится. Оно не выразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Уже здесь – начало созерцательности, самоуглубления для достижения сути первосущего, столь характерное для большинства философских систем на Востоке. Дао как путь, согласно которому происходит развитие Космоса, реализует себя во внешнем мире по принципу у-вэй, что означает непреднамеренную активность. Преднамеренная активность опасна.

Лао-цзы исходил из того, что деятельность человека разрушает гармонию сущего, естественный ход событий. Поэтому покой – путь к постижению сущности. Человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Согласно Лао-цзы, тот, «кто действует, потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет – потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачу. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет». Лао-цзы, как и другие китайские мыслители, старался гармонизировать прошлое и будущее, совместить противоположности в настоящем. Дао – своеобразный первопринцип, который воплощает в себе гармонию идеального Космоса.

В Древнем Китае наибольшее распространение и влияние получила философия Кун-цзы (лат. Конфуций) (VI–V в. до н. э). Это было этикополитическое учение, основными принципами которого считались следующие:

• взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);

• человеколюбие (почитание родителей, культ предков);

• сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император – возница, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – бич, народ – лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия: Шпаргалка"

Книги похожие на "Философия: Шпаргалка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Огородников

Владимир Огородников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Огородников - Философия: Шпаргалка"

Отзывы читателей о книге "Философия: Шпаргалка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.