» » » » Геннадий Федотов - Художественные работы по дереву


Авторские права

Геннадий Федотов - Художественные работы по дереву

Здесь можно купить и скачать "Геннадий Федотов - Художественные работы по дереву" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сделай сам, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Федотов - Художественные работы по дереву
Рейтинг:
Название:
Художественные работы по дереву
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-459-00689-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Художественные работы по дереву"

Описание и краткое содержание "Художественные работы по дереву" читать бесплатно онлайн.



Перед вами книга Г. Я. Федотова – резчика по дереву, журналиста, педагога, всю жизнь по святившего изучению художественных промыслов. Самобытность автора очевидна, она отражается во всем – от стиля изложения до манеры рисования. Материал подается неспешно, вкусно, обстоятельно. Это не только практическое руководство как таковое, а проводник в мир художественного промысла, раскрывающий секреты наших старых северных и южных мастеров по дереву.

Читатель узнает о тонкостях выбора древесины, нюансах работы с деревом, исторических видах узоров, искусстве украшения дерева металлом, тайнах хохломской росписи, неожиданных декоративных приемах для создания рисунков любой сложности, получении текстурного рельефа, нанесении узоров на древесину, создании орнаментальных и сюжетных композиций, изготовлении самых разных резных и плетеных изделий.






На хорошо отшлифованном торце сосны, особенно в темной, поздней, части годичного кольца, через лупу легко различимы смоляные ходы в виде светлых пятнышек. На продольных разрезах они образуют темные черточки. Поздняя часть годичного слоя содержит больше смолы, чем ранняя. От ширины годичных слоев зависят многие свойства древесины. Широкослойная древесина – мягкая, светлая и легкая, а узкослойная – плотная, твердая, темная и тяжелая. Мастера называют широкослойную древесину мяндовой, а мелкослойную – рудовой, за красно-бурый цвет. Наибольшую ценность представляет рудовая древесина с умеренной смолистостью. В южных областях России, в зависимости от степеней смолистости, различали два сорта сосны – смолку и сухощепку, или дутицу. Смолкой называли сильно засмоленную сосну, а сухощепкой – ту, которая содержала минимальное количество смолы. Сплавщики леса хорошо знали, что сухощепку можно сплавлять, а смолку нельзя, – если не сразу, то где-нибудь по пути потонет. Тяжела смолка, не держит ее вода, но зато крепка и долговечна: затонувшее дерево может лежать на дне реки не один десяток лет. Поэтому и шла такая смолистая сосна туда, где должна была она противостоять сырости: на постройки в болотистых местах, причалы и пристани, мосты, детали деревянных кораблей.

В столярном деле сильно смолистую сосну применяли редко. Окрашивается и протравляется она плохо. Станешь строгать или пилить – замучаешься, смола прилипает к металлу. Отлакированные и покрашенные краской изделия из такой сосны опасно ставить где-нибудь около печи или на солнце. Под действием тепла смола, находящаяся в смоляных мешочках, растопляется, а лаковое покрытие коробится и шелушится. Но если все же и приходится применять смолистую сосну в столярном деле, то перед отделкой ее обязательно обессмоливают специальными составами. Там, где к прочности изделия не предъявляются повышенные требования, применяли сухощепку. Она хорошо принимает протраву и окрашивается, легко режется и строгается.

В лесу технической спелости сосна достигает к 80–100 годам. В этом возрасте ее рубят для хозяйственных нужд. В корабельных рощах деревья имеют высоту до 40 м и около полуметра в диаметре. Окоренный цилиндрический ствол дерева – простейший и единственный конструктивный элемент в крестьянских постройках. Но русские плотники научились так хитроумно вязять бревна без единого гвоздя, что порой рубили не только избы и хозяйственные постройки, но и гигантские строения сложной формы.

Ель

В древности народы Западной Европы считали ель покровительницей зверей, птиц и растений. Добрый дух ели защищал человека от всяческих жизненных невзгод. Ель почитали как символ вечной жизни и молодости. Древние германцы, стараясь задобрить могучий дух леса, живущий в священных елях, вешали на их ветви всевозможные украшения. У германцев обычай наряжать елку переняли голландцы и англичане. Позже, когда было утрачено магическое значение обряда, елку продолжали наряжать по традиции на Новый год.

Весной зацветает черемуха, и почти одновременно с ней зацветает ель. Звучит это как-то непривычно, но все же ель цветет. Конечно, не так эффектно, как черемуха, но все же нельзя сказать, что цветение ее малозаметно. На темно-зеленых ветвях, словно новогодние свечи, торчат лилово-красные завязи шишек. Женские шишки величиной с лесной орех, а мужские – с горошину. Не пройдет и двух недель, и женские шишки станут светло-зелеными, вначале вытянутся, а затем свесятся вниз, как миниатюрные гроздья винограда. А осенью на еловых ветвях будут покачиваться крупные шишки. В урожайные годы ель бывает густо усыпана шишками. «Много уродилось еловых шишек – к урожаю ярового, сосновых – ячменя», – приметили крестьяне.



Поднимите с земли созревшую шишку и рассмотрите внимательно. Чешуйки на ней расположены так, что каждая чешуйка перекрывает две нижние, в свою очередь ее перекрывают две верхние. Когда шишка висит на ветке, дождевая вода по ней, как по драночной, гонтовой или лемеховой крыше, стекает вниз. Невольно возникает предположение – не у шишки ли научились русские плотники покрывать лемехом главки церквей, а гонтом и дранью – крыши домов? Чешуйчатая кровля у шишки надежная, и спрятавшимся под каждой чешуйкой зернышкам не страшны даже проливные дожди. Перед дождем, при увлажнении воздуха, чешуйки прижимаются друг к другу еще плотнее, а в сухую погоду, наоборот, раскрываются, и созревшие семена на крылатых вращающихся парашютах медленно и осторожно опускаются вниз. Некоторые охотники, грибники, лесорубы и прочие бывалые «лесные люди» даже утверждают, что еловая шишка не хуже барометра может предсказывать погоду. Если шишка ощетинилась – будет сухо, а если прижала чешуйки – жди дождя.

Правильная коническая форма ели полностью зависит от верхней почки. Распускаясь каждый год, она дает побег, который точно по вертикали вытягивается вверх, образуя верхушку ствола и боковые почки, из которых лучеобразно на все четыре стороны вырастают затем боковые ветви – новая мутовка. И так из года в год, пока растет дерево, строится эта удивительная живая пирамида.

Чтобы иметь представление о еловой древесине, широко используемой в быту и промышленности, срежьте сухую ветку и внимательно рассмотрите все три разреза. Ель – спелодревесная порода. Древесина у ели желтовато-белая, иногда со слегка розоватым оттенком. На всех разрезах хорошо заметны годовые слои. Ранние, весенние, слои более светлые, пористые и широкие, поздние, летние – темно-бурые, плотные и узкие. Сердцевинные лучи многочисленны, но настолько узки, что невооруженным глазом почти не заметны. Приглядитесь внимательно, и вы увидите на торце мелкие светлые точки. Ель – единственное в нашей стране дерево со спелой древесиной, имеющее смоляные ходы. На тангентальном и радиальном разрезах смоляные ходы видны в виде светлых черточек.

Древесина ели умеренно крепкая и мягкая, легкая и умеренно усыхающая. Она хорошо раскалывается в радиальном и тангентальном направлениях.

Еловую древесину часто путают с сосновой. На первый взгляд одна древесина мало чем отличается от другой, хотя они имеют различные физико-механические свойства. Как же отличить сосну от ели? Надо запомнить, что еловая древесина гораздо легче и мягче сосновой, на ней чаще встречаются мелкие заросшие сучки с характерным переливчатым блеском. И еще – древесина ели в большинстве случаев светлее сосновой.

Во многих областях России ель довольно широко применяли в строительстве. В первую очередь из еловых кряжей, вырытых из земли прямо с корнем (копаней), вырубали детали дощатой двускатной крыши, охлупки с коньками и курицы. Избу же рубили в основном из более прочных сосновых бревен. Но все же в иных местах избы возводили полностью из ели. Строители считали, что в такой избе дышится легко, и даже бытовала такая поговорка: «Изба елова, да сердце здорово». При строительстве морских и речных судов из корня с примыкавшей к нему частью ствола вырубали прочные и надежные шпангоуты. В быту же из копаней вытесывали заготовки для прялок-корневушек. Лопаски таких прялок богато орнаментировали трехгранно-выемчатой резьбой. Легкая и прочная древесина шла также на изготовление весел и лопат.

С незапамятных времен использовал человек извлекаемую из еловой древесины смолу – серку. Еловая серка – ценное сырье, применяемое в различных отраслях промышленности. После специальной обработки из нее получали заменитель импортного шеллака, применявшегося в производстве граммофонных пластинок. Абиетиновая смола (винсол) – канифоль, добываемая из еловой серки, идет на приготовление нитролаков. В отличие от сосновой, еловая канифоль более теплостойкая и размягчается лишь при температуре 95–100 °C. Она хорошо растворяется в спирте, но имеет темный цвет и довольно слабый блеск. Отбеленная и очищенная с помощью активированного угля канифоль применяется даже для склеивания линз в точных оптических приборах. Оказывается, показатель преломления света у нее наиболее близок к показателю преломления стекла. Клей из серки применяется также в бумажной промышленности для проклеивания различных сортов бумаги.

Еловая древесина также широко применяется в целлюлозно-бумажной промышленности, являясь ее основным сырьем. На переработку поступают очищенные от коры кряжи, а из коры извлекают дубильные вещества (танины) и смолу. У хороших хозяев не пропадет и хвоя, идущая на выработку хвойно-витаминной муки.

Но если целлюлозу и бумагу можно вырабатывать из древесины других деревьев, то при изготовлении музыкальных инструментов ель заменить нечем. Незаменима она при производстве пианино, скрипок, гитар, балалаек и многих других инструментов. Замечательные «музыкальные способности» еловой древесины человек подметил еще в глубокой древности. Старинный русский инструмент гусли мастера непременно выдалбливали из еловой колоды. «В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает – скачет». В загадке речь идет о старинном русском инструменте гудке – разновидности скрипки, который тоже выдалбливали из ели. Все это стало известно после раскопок археологами древнего Новгорода.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Художественные работы по дереву"

Книги похожие на "Художественные работы по дереву" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Федотов

Геннадий Федотов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Федотов - Художественные работы по дереву"

Отзывы читателей о книге "Художественные работы по дереву", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Да, спасибо. Действительно, ЛЕС - совокупность древостоев. В нём в зависимости от родового крошечного семечка вырастает чудо природы - дерево! Внутри которого создаются годичные кольца - будущий рукотворный шедевр. В зависимости от одарённости Души и одарённости человека- быть или не быть шедевру. У Федотова есть то и другое. У моего друга - Повода Гены тоже было это...Но нелепый случай трагически оборвал его творческий путь на Земле. Вот его работа (портрет нашего профессора из УГЛТУ).
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.