» » » » Ю. Сорока - Поход Сагайдачного на Москву. 1618


Авторские права

Ю. Сорока - Поход Сагайдачного на Москву. 1618

Здесь можно купить и скачать "Ю. Сорока - Поход Сагайдачного на Москву. 1618" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Фолио»3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Поход Сагайдачного на Москву. 1618
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Поход Сагайдачного на Москву. 1618"

Описание и краткое содержание "Поход Сагайдачного на Москву. 1618" читать бесплатно онлайн.



За годы казачества очень многие события оставили след в народной памяти. Это и Переяславская рада, на которой была утверждена протекция Московского царства над Украиной, и раскол Украины, руина, произошедшие после рады. Это упразднение Гетманщины в 1764 году и разрушение Запорожской Сечи в 1775 году.

Но были и более ранние события, в оценках которых в настоящее время нет общей точки зрения. Цель этой книги – описание одного из таких фрагментов, похода гетмана Петра Конашевича Сагайдачного и двадцатитысячного корпуса украинского казачества, осуществленный совместно с армией польского королевича Владислава Вазы в пределы Московского царства в 1618 году.

Что же случилось в августе 1618 года в Украине и России? Что заставило православных украинцев и русских поднять оружие в кровавой борьбе друг с другом?






Как только что говорилось, во времена Ивана Грозного в Московском царстве было установлено самодержавие в его наиболее жестком проявлении. Это выражалось в крайней централизации власти, которая душила наименьшие проявления автономии на местах, и даже минимальное проявление личной свободы людей. Как пишет известный историк Н. Эйдельман, именно Иваном IV Грозным была создана такая модель правления, при которой возможно было управлять огромной державой не только не поддерживая, а наоборот, всячески уничтожая ростки демократии. Естественно, такой власти нужны были инструменты по поддержанию порядка.

Механизмом по обслуживанию власти Ивана Грозного стало явление, известное под названием опричнина. На этом хотелось бы остановиться немного подробнее. Если коротко, то опричнина – это государственный террор и система чрезвычайных мер, направленных на подавление оппозиции. «Не с самими боярами боролся царь с помощью опричников», встречаем все у того же Эйдельмана, «а с теми боярами, дворянством, духовенством и даже простолюдинами, которые тем или иным образом отстаивали древние права, старорусские, или, даже можно сказать, европейские ценности». С корнем вырывал Иван Грозный крамолу, которая состояла главным образом в том, что кто-то мог усомниться в божественной сущности царя. А именно: царь стоит выше законов. Он может при желании убить, покарать или помиловать. Принять или отменить любой закон. И все это делается исключительно по божьей воле. Ярко характеризует такую установку поговорка, которая навечно закрепилась в этике россиянина: «Божьих и великого князя слов не моги изменять, а токмо исполняй неукоснительно».

Репрессии, которые проводились Иваном Грозным с помощью опричников, поражают жестокостью. Опричники, одетые с ног до головы в черное платье, верхом на вороных лошадях с черной сбруей ездили по городам и весям, заставляя люд содрогаться, предчувствуя их приближение. К седлу у каждого опричника были приторочены песья голова и метла, которые символизировали готовность вымести предательство и загрызть, как собака, врагов владыки. Черный же цвет одеяний был не чем иным, как символом монашеской отрешенности и преданности царю, как Богу. «Люди в черном» были безжалостны. Во время опричнины были уничтожены около десяти тысяч людей, которых Иван Грозный, следуя обычаям своего времени, сразу же заносил в свой поминальный список, как бы снимая с себя вину перед Богом за их смерть. Еще большее количество подданных московского царя оставили на себе память про опричнину в качестве жестоких увечий, лишились нажитого имущества и крова над головой.

Исходя из событий времен опричнины, вряд ли стоит удивляться, что сразу же после смерти тирана Московское царство потрясли сильнейшие политические катаклизмы. Борис Годунов, путем интриг унаследовавший корону после смерти Ивана Грозного в 1584 году, был несколько более мягким монархом в сравнении со своим предшественником. Однако он не смог удержать от бунта скрытую оппозицию, которая раньше не могла не то что бы заявить о себе, а даже подать слабый голос. В Московском царстве возникла такая ситуация, которая под умелым руководством потенциального «доброжелателя» из числа ближних и далеких властителей могла стать концом существования державы в том виде, в каком ее оставил Иван Грозный.

Таким «доброжелателем» для Москвы стала Речь Посполитая – в то время наиболее влиятельный ее конкурент на Западе. Именно в Варшаве с трибуны сейма впервые прозвучала мысль о том, что корона, принадлежавшая ранее Ивану Грозному, может стать неплохим дополнением к владениям короля Речи Посполитой. Были озвучены и возможные шаги, которые могли привести ставленника Речи Посполитой на московский трон. Рассмотрим как это происходило.

Как пишет известный советский и украинский историк, профессор Владимир Голобуцкий: «В 1601 году в Украине появилась загадочная особа. Через два года эта особа, на то время прислуга при персоне князя Адама Вишневецкого, зятя сандомирского воеводы Юрия Мнишека, на исповеди утверждала, что является не кем иным, как царевичем Дмитрием, который спасся от убийц, посланных Борисом Годуновым в 1591 году в Углич (где на самом деле погиб настоящий царевич Дмитрий). На этом магнаты Адам и его брат Константин Вишневецкие с помощью Юрия Мнишека стали строить большие политические планы». Что же за планы строили известные в Польше и Литве люди, власть которых не намного уступала власти короля? А ларчик просто открывался: используя царевича Дмитрия, а на самом деле слугу князя Вишневецкого Григория Отрепьева, которого позже наименуют Лжедмитрием I, они предлагали начать войну с Московским царством, свергнуть Бориса Годунова и отдать московский престол Дмитрию. Дмитрий же, получив права на корону царя Московского государства, обязался передать Варшаве земли Смоленщины и Сиверщины, принять польский протекторат, а в дальнейшем содействовать принятию Москвой унии с Речью Посполитой. Этот грандиозный проект имел своей целью создание колоссальной федерации славянских держав под эгидой Варшавы. И поляки уже имели подобный опыт ранее. Опыт довольно успешный – после подписания Люблинской унии 1569 года к Польше присоединились Литовское княжество и принадлежащая ему Украина, значительно усилив влияние Польши на мировой арене. Облегчало поставленную задачу то, что, начиная войну с Москвой, поляки справедливо рассчитывали на содействие довольно больших сил внутри самого Московского царства. Ведь, как было сказано, ни для кого не было секретом, что многие бывшие бояре и служивые дворяне Ивана Грозного с откровенной завистью смотрели на вольности польской шляхты и мечтали о подобном устройстве в Московии.

Все же, несмотря на видимую простоту, на пути реализации плана по возведению на престол Лжедмитрия, у Вишневецких и Мнишека возникли некоторые затруднения. Так, например, канцлер и коронный гетман Речи Посполитой Ян Замойский высказался не в поддержку начала войны и мотивировал это тем, что для такого шага нужно заручиться содействием сейма. Будучи человеком умным и прагматичным, Замойский не мог не понимать, что Речь Посполитая, ослабленная противостоянием с Османской империей, не вполне готова к войне с Москвой. Однако тут в ход событий вмешался польский король Сигизмунд III Ваза. Он желал, чтобы замысел по возведению Отрепьева на престол в Москве был осуществлен. У короля были свои интересы в противостоянии с Москвой. И эти интересы трактовались по большей части католической экспансией на восток, которую проводил Рим с помощью ордена иезуитов, тайным членом которого был король Сигизмунд.

После монаршего вмешательства решение было найдено довольно быстро: походу царевича Дмитрия на Москву был дан статус частного предприятия. Король принял Отрепьева весной 1604 года, признал его наследником царского трона и пообещал ему сорок тысяч злотых в год с правом набора для своих целей шляхетского войска. В том же 1604 году, 17 апреля, Григорий Отрепьев принял католичество, после чего начался поход Лжедмитрия I на Москву. Его поход положил начало четырнадцатилетней гражданской войне в Московском царстве. Той, которая получила название Смута и была закончена лишь в 1618 году после похода польского королевича и украинского гетмана Сагайдачного, о котором речь пойдет чуть позже.

Смута. Участие в ней украинского казачества. Предпосылки к походу Сагайдачного в 1618 году

В 1604 году войско Григория Отрепьева пересекло границу Московського царства, положив начало продолжительной и кровавой гражданской войне в нем. Практически с первых дней вторжения захватчики начали одерживать множество побед. Большое количество городов, таких как Моравск, Чернигов, Путивль и некоторые другие, сдались Лжедмитрию без более или менее значительного сопротивления. Высланное навстречу интервентам Борисом Годуновым войско под началом московского воеводы Ф. И. Мстиславского, было разбито у Новгород-Сиверского, что позволило организаторам похода рассчитывать на довольно быстрый успех. Довершила катастрофу смерть Годунова. Царь скончался 13 апреля 1605 года, после чего армия практически сразу изменила его преемнику, 16-летнему Федору Борисовичу, который был свергнут 1 июня этого же года и 10 июня убит вместе с матерью. 20 июня 1605 года под всеобщее народное ликование Лжедмитрий I триумфально вступил в Москву. Московские бояре во главе с Богданом Бельским публично признали его законным наследником трона. 24 июня рязанский архиепископ Игнатий, еще в Туле подтверждавший права Дмитрия на царство, был возведен в патриархи. Таким образом, Григорий Отрепьев получил официальную поддержку православного духовенства, что было не менее важным, чем поддержка Боярской думы. Уже 18 июля в столицу была доставлена, признавшая в самозванце своего сына, царица Марфа, а вскоре, 30 июля, состоялось венчание «царевича Дмитрия» на царство.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Поход Сагайдачного на Москву. 1618"

Книги похожие на "Поход Сагайдачного на Москву. 1618" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ю. Сорока

Ю. Сорока - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ю. Сорока - Поход Сагайдачного на Москву. 1618"

Отзывы читателей о книге "Поход Сагайдачного на Москву. 1618", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.