Борис Чичерин - Основания логики и метафизики
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основания логики и метафизики"
Описание и краткое содержание "Основания логики и метафизики" читать бесплатно онлайн.
«Основания логики и метафизики» – труд, в котором в наибольшей степени проявилась рационалистическая направленность мировоззрения автора. Выступая непримиримым критиком эмпиризма, Чичерин полагал, что даже в области материальных явлений, выступающих предметом опытного (внешнего) познания, эмпиризм не может обходиться без метафизических начал (без абстрактных понятий).
Как мыслить логически правильно и что такое сам процесс мышления, что есть разум, что есть нравственность, право, любовь, свобода, бытие и небытие, в чём не прав Дарвин, как относится число к количеству, что есть правда – определения и разъяснения этих и других философских понятий Читатель найдёт в этой книге.
§ 3. Логика разделяется на четыре части: 1) учение о формах мышления; 2) о способностях; 3) о законах мысли; 4) о методах исследования.
Эти четыре элемента составляют содержание всякого полного и всестороннего изложения логики. Иногда некоторые из них опускаются, но прибавить нечего.
Учение о формах составляет первое и основное содержание науки. Логика исследует только формы мышления, а не предметы мысли. Содержания она касается настолько, насколько им определяется различие прилагаемых к нему форм, или способов деятельности. Поэтому логика есть наука формальная.
Учение о способностях, особенно в новейшее время, совершенно исключается из логики. Само понятие о способностях признаётся чистым отвлечением, а насколько оно допускается, оно излагается в психологии. И то, и другое неправильно. Понятие о способности логически необходимо; им определяется разум как источник деятельности; различие же способностей доказывается фактически специальной памятью или забвением известного разряда предметов. С другой стороны, невозможно исключить из логики учение о способностях, ибо, исследуя формы, логика должна указать их происхождение, а это и ведёт к учению о различных способностях разума. Учение о способностях есть познание разума как деятельной силы, понятие, основное для логики.
Учение о законах нередко сливается с учением о формах и излагается вместе с теорией силлогизмов; но и это неправильно, ибо законы логики относятся ко всем формам и составляют связующие их начала.
Наконец, учение о методах обыкновенно излагается отдельно, как результат всего исследования. Это и есть настоящее его место.
§ 4. Эти четыре элемента подходят под основную логическую схему, чем доказывается их полнота, а вместе – рациональность разделения. Всякая деятельная сила представляется в двух противоположных определениях: как сила и как деятельность, иначе – в потенциальном и деятельном состоянии. Отношение их определяется законом, который есть начало, определяющее способ действия силы при переходе её в деятельность. Конкретное же произведение силы в действие есть единичное явление, которое в настоящем случае есть логическая форма.
§ 5. Изложение должно начаться с этого конкретного начала, которое представляет фактические данные, составляющие исходную точку познания. Способности как источник действия сами по себе не подлежат наблюдению, ибо находятся в потенциальном, то есть слитном состоянии; они познаются только в своих действиях, а эти действия выражаются в формах. Поэтому формами определяются способности. Затем из тех и других выводятся законы; наконец, все эти различные начала соединяются в учении о методах, которым завершается исследование.
Примеч. Задача исследователя состоит прежде всего в разложении фактического материала на составные элементы, а затем в указании их логического отношения, чем определяются способы их сочетания. А так как составные элементы каждого конкретного явления суть, с одной стороны, многообразие признаков, а с другой, – соединяющая их связь, то этим оно подводится под указанную в предисловии логическую схему, представляющую две перекрещивающиеся противоположности и выражаемую формулой:
Единство.
Отношение. + Сочетание.
Множество.
Как замечено, эта формула не содержит в себе ничего, кроме самых элементарных логических действий, присущих разуму как таковому: соединения и разделения. Поэтому она чисто априорная; но именно потому она прилагается ко всему, что исследуется разумом. По самой её отвлеченности под неё подводится всякое содержание, и этим подведением обнаруживаются как полнота, так и логическая группировка подлежащих исследованию элементов.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ФОРМЫ
Логические формы образуют три последовательные ступени, идущие от конкретного сочетания к отвлечённому отношению: 1) впечатление; 2) представление; 3) понятие. К последнему относятся суждения и умозаключения, которые суть сочетания понятий.
Примеч. Правильность этого разделения выяснится из самого изложения. Здесь достаточно заметить, что логика не может начать с отвлечённых понятий или даже с суждений, как иногда делается. Содержание понятий получается из впечатлений, которые поэтому составляют первую и необходимую ступень в процессе мышления. Различие представлений и понятий будет объяснено ниже.
КНИГА ПЕРВАЯ
Впечатление
Глава 1. Определение и разделение
§ 1. Впечатление есть непосредственное отношение разума к подлежащему его сознанию реальному предмету.
§ 2. И тут мы находим три ступени: 1) внешнее впечатление; 2) внутреннее впечатление; 3) самосознание.
Глава 2. Внешнее впечатление
§ 1. Внешнее впечатление есть взаимодействие разума с внешним миром.
Это доказывается непосредственным чувством. Всякое внешнее впечатление даёт нам ощущение внешнего предмета, действующего на нас, с которым мы находимся в известных отношениях.
То же подтверждается научным исследованием. Зрение объясняется как действие света на наш глаз; свет же, по учению физики, есть колебание эфира, отражающееся на сетчатой оболочке глаза, и это отражение ощущается как краска. Точно так же звук есть колебание воздуха, производящее известное сотрясение в органе слуха, и это сотрясение ощущается как звук. То же относится и к другим чувствам.
Примеч. О способах проверки впечатлений и возможности получения из них достоверного знания вещей будет сказано ниже, в учении о методах.
§ 2. Всякое взаимодействие заключает в себе два противоположных начала: восприимчивость и воздействие. В области внешнего впечатления эти два начала являются как ощущение и внимание. Отношение их определяется теми формами созерцания, под которыми мы воспринимаем внешние впечатления: пространством и временем. Сочетание же их даёт объект как предмет, с которым мы находимся во взаимодействии, сущий вне нас. Таковы четыре элемента внешнего впечатления; они образуют полную логическую схему.
Ощущение§ 3. В ощущении мы отличаем: 1) качество; 2) силу; 3) объём; 4) продолжительность.
§ 4. Качество даётся различием внешних чувств, представляющих каждое свой особый мир впечатлений. Через них разум вступает во взаимодействие с внешним миром. Поэтому первая задача логики состоит в том, чтобы определить свойства каждого чувства и их взаимные отношения. Это – чисто опытная точка отправления.
§ 5. Внешних чувств считают пять, но физиологически их четыре: общее чувство, осязание, распространённое по всему телу, и три специальных чувства, имеющих свои особые органы: зрение, слух и обоняние. Вкус своего специально устроенного органа не имеет. Ощущение вкуса даётся общими для осязания нервными оконечностями, находящимися на органе восприятия пищи. Таким образом, он представляет видоизменённое осязание, приближающееся к обонянию, вследствие чего ощущения вкуса сливаются с ощущениями обоняния, а не образуют совершенно самостоятельного мира впечатлений, как зрение и слух.
§ 6. Такое видоизменение осязания объясняется тем, что осязание как общее и основное чувство заключает в себе переходы ко всем остальным. Собственно ему принадлежащая область есть чувство силы и непосредственно связанное с ним чувство сопротивления, которое есть явление взаимодействия сил. Но с чувством силы связано и ощущение движения, представляющее изменение действия силы. Отношение того и другого есть ощущение формы, которая есть граница действия силы и сопротивления; это ощущение получается главным образом движением руки, обходящей границы предмета. Ощущение формы делает осязание пособником зрения, которое тоже даёт ощущение формы. Ощущение же движения делает его пособником слуха: глухие могут слушать музыку, прислоняясь грудью к фортепиано. К тончайшему ощущению сотрясений можно отнести и ощущение тепла. Наконец, вкус есть осязание, раскрывающее свойства воспринимаемой материи, чем самым оно приближается к обонянию, дающему то же впечатление в более утончённой форме, без сопровождающего вкус осязательного ощущения воспринимаемой пищи, а напротив, с определением недоступных вкусу расстояния и направления, подобно зрению и слуху.
Примеч. Ощущение силы и ощущение сопротивления нераздельны, ибо это две стороны одного и того же явления, именно – взаимодействия, которое представляется, с одной стороны, деятельным, с другой – страдательным. Когда я двигаюсь, то другой предмет, с которым я прихожу в соприкосновение, представляется воздействующим, то есть сопротивляющимся; когда же я нахожусь в покое, ощущение удара или давления представляется как действующая на меня сила, которой я оказываю сопротивление. Ощущение собственной силы при чужом сопротивлении, равно как и ощущение собственного сопротивления при чужом действии составляют поэтому нераздельные стороны осязания, к которому, следовательно, необходимо отнести и так называемое мышечное чувство, сопровождающее наши движения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основания логики и метафизики"
Книги похожие на "Основания логики и метафизики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Чичерин - Основания логики и метафизики"
Отзывы читателей о книге "Основания логики и метафизики", комментарии и мнения людей о произведении.