» » » » Леонид Лямин - Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход


Авторские права

Леонид Лямин - Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход

Здесь можно купить и скачать "Леонид Лямин - Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая околокомпьтерная литература, издательство Литагент «ЦИПСиР»3d0dec4e-a11a-11e2-b856-002590591ed2, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Лямин - Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход
Рейтинг:
Название:
Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-406-00978-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход"

Описание и краткое содержание "Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход" читать бесплатно онлайн.



Эта книга содержит анализ недостатков в использовании кредитными организациями электронного банкинга, на основе которого предлагается новый подход к обеспечению их технологической надежности. Современная банковская деятельность полностью зависит от распределенных компьютерных систем, в состав которых все чаще входят системы электронного банкинга.

В то же время недостатки российского гражданского, финансового и, в том числе банковского законодательства ставят высокотехнологичные кредитные организации в сложные условия в плане обеспечения надежности предоставления банковских услуг и защиты интересов клиентов. Использованный в книге риск-ориентированный подход позволяет исключить негативное влияние таких недостатков на организацию дистанционного банковского обслуживания с учетом рекомендаций зарубежных органов банковского регулирования и надзора.

Книга может быть полезна представителям высшего руководства и менеджерам среднего звена кредитных организаций, а также студентам и аспирантам, интересующимся современными подходами к управлению банковскими рисками в условиях электронного банкинга.






Л.В. Лямин

Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход

Мнение автора является экспертной точкой зрения и может не совпадать с официальной позицией Банка России

Принятые сокращения

DFD (Data Flow Diagram) – диаграмма потоков данных

DMZ (DeMilitarized Zone) – демилитаризованная зона

FFIEC – Федеральный совет по проверкам финансовых учреждений США ОСС Управление контролера денежного обращения США SLA (Service Level Agreement) соглашение об уровне обслуживания VPN (Virtual Private Network) виртуальная частная сеть

АПО – аппаратно-программное обеспечение

АРМ – автоматизированное рабочее место

АС – автоматизированная система

АСП – аналог собственноручной подписи

БАС – банковская автоматизированная система

БКБН – Базельский комитет по банковскому надзору

ВА – внутренний аудит

ВК – внутренний контроль

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ДБО – дистанционное банковское обслуживание

ЖЦ – жизненный цикл

ЗВС – зональная вычислительная сеть

ЗСК – знай своего клиента

ИБ – интернет-банкинг

ИСУ – информационная система управления

ИТ – информационные технологии

ЛВС – локальная вычислительная сеть

НСД – несанкционированный доступ

ОИБ – обеспечение информационной безопасности

ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития ПИО программно-информационное обеспечение

ПОД/ФТ – противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма

ППР – поддержка принятия решений

ПСИ – приемо-сдаточные испытания

РМВ – реальный масштаб времени

СБ – служба безопасности

СБР – системный банковский риск

СВК – служба внутреннего контроля

СОР – система оценивания рисков

СЭБ – система электронного банкинга

ТБР – типичный банковский риск

ТЭБ – технология электронного банкинга

ТЭО – технико-экономическое обоснование

УБР – управление банковскими рисками

УРСИТ – универсальная рейтинговая система для информационных технологий

ФМ – финансовый мониторинг

ЭБР – элементарный банковский риск

Введение

Актуальность и проблематика электронного банкинга

Если вы не знаете как это делать, не делайте этого.

Б. К. С. Айенгар

Во всем мире кредитные организации сталкиваются с двумя принципиальными проблемами, которые им приходится решать при разработке и реализации своих стратегических и бизнес-планов, а именно:

– снижение себестоимости банковской деятельности;

– занятие лидирующих позиций на финансовых рынках.

Поскольку набор финансовых услуг, предоставляемых кредитными организациями, всегда строго регламентируется национальным банковским законодательством, а операционные нововведения быстро становятся общедоступными, получить конкурентные преимущества за счет варьирования состава, расширения или модернизации банковских услуг оказывается затруднительным. В публикациях, относящихся к вопросам современного финансового обслуживания, часто отмечается, например, что «компании, которые хотят выжить в современном мире, должны стремиться к использованию новых технологий для достижения конкурентных преимуществ»[1]. К тому же в условиях российского банковского законодательства, которое до сих пор остается в стадии становления, такие нововведения могут неожиданно выйти за границы так называемого «правового поля», а это чревато финансовыми потерями не только из-за их возможной нерентабельности (население в большинстве своем либо насторожено относится к нововведениям, либо не обладает необходимой компьютерной грамотностью), но также из-за возрастания уровня правового риска (непосредственного и опосредованного – через другие банковские риски). Поэтому в настоящее время кредитные организации в конкурентной борьбе на рынках предоставления финансовых услуг фактически вынуждены внедрять все новые банковские компьютерные (информационные) технологии, что в условиях функционирования российского банковского сектора практически всегда означает внедрение новых технологий дистанционного банковского обслуживания, или, иначе говоря, технологий «электронного банкинга», – этот англоязычный термин стал общепринятым. В итоге к концу первого десятилетия XXI в. это направление банковской деятельности включило уже около двух десятков вариантов такого предоставления банковских услуг, о чем свидетельствуют результаты первого сплошного анкетирования в этой области, проведенного Банком России[2]. Также к этому времени не осталось сомнений в том, что основной функцией кредитных организаций постепенно становится преимущественно дистанционное финансовое посредничество.

Следует сразу отметить то, что в собственно банковскую деятельность кредитных организаций в ее операционном понимании электронный банкинг изначально ничего нового не внес. Однако в том, что касается способов и условий осуществления этой деятельности, особенно в части организации реализующих и обеспечивающих ее технологических процессов (внутрибанковских и внешних), их аппаратно-программного обеспечения (как самих кредитных организаций, так и их контрагентов), состава факторов и источников банковских рисков, а следовательно, содержания управления этими рисками, произошли радикальные изменения. Изучению этих изменений и подходам к их учету руководства кредитных организаций при определении им содержания и реализации внутрибанковских процессов (прежде всего управления банковскими рисками), составляющих их процедур и функций, а также взаимосвязей между ними в условиях применения электронного банкинга, посвящена эта книга.

Одно из главных отличий применения кредитными организациями технологий рассматриваемого типа от традиционных подходов к организации банковского обслуживания клиентов заключается в том, что клиенты, которые переходят к использованию таких технологий, после заключения ими договора банковского счета с кредитной организацией, дополнительного соглашения к этому договору о дистанционном банковском обслуживании и получения средств удаленного доступа к ее информационно-процессинговым ресурсам могут уже не являться в ее головной или дополнительный офисы (филиалы) для того, чтобы получить какую-либо банковскую информацию, или за выполнением требуемых им банковских операций, а работать

в условиях, так сказать, «домашнего банка». По сути, удаленно взаимодействующие с кредитной организацией клиенты «превращаются» в своего рода разновидности банковских операционистов. Такие возможности для них создают новые банковские автоматизированные системы, реализующие технологии электронного банкинга, предлагая реальным и потенциальным клиентам кредитных организаций нетрадиционные варианты и возможности их внеофисного обслуживания или предоставления банковских услуг.

Обеспечиваемые при этом пользователям систем электронного банкинга удобства и гибкость получения ими банковских услуг привели к широкому распространению во всем мире таких технологий, как мобильные платежи и мобильный банкинг[3], и, естественно, российский банковский сектор не является исключением. Напротив, за последние несколько лет наблюдается «бум» внедрения технологий такого рода отечественными кредитными организациями, причем развитие их непосредственно следует за достижениями в области технологий компьютерной связи, – так появились, к примеру, системы Wi-Fi-банкинга. Фактически ни одно из подобных технологических и технических достижений современности не остается без внимания банковского сообщества, что не удивительно, учитывая обострение борьбы за клиентуру и рынки сбыта финансовых продуктов. Вместе с тем следует отметить, что большинство кредитных организаций не ограничивается лишь одним каналом дистанционного банковского обслуживания, наращивая «технологические мышцы» и вводя в эксплуатацию одну систему такого рода за другой.

Типичными примерами, судя по результатам анкетирования Банка России, уже стали кредитные организации, предлагающие по 3 – 4 варианта этих систем для юридических и физических лиц, для клиентов, предпочитающих мобильный банкинг или предоставление банковских услуг через Интернет (так называемый «интернет-банкинг»), для пользователей «наладонных» компьютеров, коммуникаторов или PDA[4] (для которых организуются также специальные web-сайты) и т.п. Использование разнообразных телекоммуникационных сетей и систем вызвало к жизни управляемые через сеть Интернет (далее – Сеть) банкоматы, разнообразные системы мобильного (WAP-, SMS-, GSM-, GPRS-) и Wi-Fi-банкинга, POS-терминалы[5], и процесс этот, судя по всему, не прекратится до тех пор, пока существуют кредитные организации, конкуренция в банковской сфере, да и так называемый «научно-технический прогресс».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход"

Книги похожие на "Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Лямин

Леонид Лямин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Лямин - Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход"

Отзывы читателей о книге "Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.