» » » Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания


Авторские права

Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»1f8e9364-c457-11e2-b841-002590591ed2, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания
Рейтинг:
Название:
Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-86775-734-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания"

Описание и краткое содержание "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания" читать бесплатно онлайн.



В пособии раскрывается сущность этнопедагогики и народной педагогики, показана возможность их использования в экологическом воспитании дошкольников, а также содержатся практические материалы: методика использования различных фольклорных форм в эколого-педагогическом процессе детского сада; сценарии праздников и досугов, конспекты занятий, описания народных игр.

Пособие адресовано специалистам и практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.






Пропагандируемый в советский период лозунг «Человек – царь природы» вырастил поколение вандалов, беспощадно уничтожающих, загрязняющих, истребляющих, разбазаривающих нашу мать-природу. Ведь мало кто из современников задумывается о том, почему природу, землю называют матерью. Да прежде всего потому, что она дает жизнь, что нет для человека в жизни ничего священнее материнского чувства: «Сын родной земли – живущий, кормящийся ее щедротами…дышащий одним дыханием с природою, исполнен к матери сырой земле истинно сыновней любви и почтительности…От земли взят, землею кормлюсь, в землю пойду! – говорит хлебороб деревень русских»[11]. Все эти идеи стали неотъемлемым элементом народного мировоззрения, что нашло отражение в многочисленных традициях, обычаях, обрядах всех народов. Они четко определяли правила поведения человека в природе, которые свято соблюдали все: от малолетнего ребенка до седого старца.

Обращение к традиционным правилам поведения человека в природе может научить детей и молодежь природоохранной деятельности, помочь понять, что все живое имеет право на жизнь, что засоряя леса и водоемы, человек лишает будущего своих потомков.

В заключение необходимо сказать о том, что следует избегать идеализации народной педагогики. В ней наряду с положительными сторонами есть и негативные моменты (например, излишняя авторитарность народного традиционного воспитания; раннее замужество девочек; не всегда приемлемое, подчас грубоватое частушечное пение и др.). В современный мир с его стремительным технократическим развитием следует привносить все то лучшее, что создано многими поколениями русского народа.

Возможности народной педагогики в экологическом воспитании детей

Экологическое образование и воспитание, возникшие в последние десятилетия XX века, – это не только реакция на резко ухудшившиеся условия жизни на планете. Их возникновение спровоцировано глубоко отрицательным процессом отчуждения человека от природы – урбанизацией, концентрацией населения в городах. Живущие среди асфальта и высотных зданий, занятые постоянной заботой о росте своего жизнеобеспечения и материального благополучия, люди в прямом смысле «оторвались» от земли, «ушли» от природы, порвали корневую связь с ней. В настоящее время уже до 70 % населения России живет в городах. Экологическое образование – это обращение людей к природе, осмысление и «прочувствование» сложившейся ситуации.

В чем же заключается экологическое воспитание детей в период дошкольного детства?

Практикой и исследованиями последних десятилетий показано, что в условиях детского сада можно создать для детей и взрослых хорошее природное окружение (эколого-развивающую среду). Посаженные дружным коллективом сотрудников и родителей по периметру территории ДОУ различные лиственные и хвойные деревья, красиво цветущие кустарники; оформленные цветочными клумбами, рабатками, вертикальным озеленением групповые участки; возделанные с любовью специальные «экологические пространства» (площадка природы, фруктовый сад, фитоогород, «птичий столб», мини-метеостанция, уголок нетронутой природы или др.) – это не только многообразие природы для ее наблюдения и познания детьми, но и, в первую очередь, уютное и прекрасное пространство для общения горожан с природой. Озелененные коридоры и холлы дошкольного учреждения, групповые уголки природы, а может быть и зимний сад, кабинет или музей природы дополнят общую картину природного окружения детей и взрослых, пребывающих в ДОУ значительное время.

Практика показывает, что в этих условиях в процессе целенаправленного систематического воспитания у детей можно сформировать очень важные личностные качества – начала экологической культуры. Суть их заключается в правильном отношении детей к природе ближайшего окружения, входящей в пространство их жизнедеятельности. Это отношение строится на эмоционально-чувственном восприятии разнообразных явлений природы, усвоении элементарных экологических знаний и непосредственном практическом взаимодействии с растениями и животными. Ценно и то, что отношение к природе углубляется и у взрослых – педагогов и родителей.

Какое же значение в экологическом воспитании дошкольников может иметь народная педагогика, в частности, русская народная педагогика?

Народная педагогика отражает мысли, чаяния, образ жизни народа, его устремления и самосознание. В основе народной педагогики лежит стихийная самоорганизация взрослых, взаимодействующих с детьми, их взаимный интерес и привязанность. Народная педагогика – это результат коллективного творческого вклада многих поколений в духовную культуру народа. Педагогическая культура человечества, как отмечает ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г. Н. Волков, возникла как практика, как искусство воспитания; она древнее педагогической науки.

В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой: она возникла как общечеловеческая идея из гармонии самой природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее, что поднимало человека на новую ступень развития[12].

Это отмечают и исследователи русской ментальности – психологи, историки. В. О. Ключевский, обсуждая национальные черты русских, придавал большое значение географическому фактору – он считал, что важнейшее влияние на русский национальный характер оказала природа России. Непроходимые леса, топи, болота представляли большие опасности, трудности для освоения, требовали от поселенца неустанной борьбы, терпения в многочисленных лишениях, что наложило отпечаток на русский характер. Ключевский подчеркивал: каждая местность, в которую попадали русские переселенцы, задавала им трудные хозяйственные загадки. Надо было внимательно осмотреться, изучить местность, понять, как жить в этих условиях, что может дать наибольшую прибыль. Отсюда и такая слитность русских с природой, удивительная наблюдательность, которая открывается в народных традициях, фольклорных жанрах. Именно поэтому народная педагогика сохранила свое значение и по сей день – она широко представлена в песнях, сказках, загадках, пословицах и поговорках.

Это отмечает и Г. В. Лунина. На русский национальный характер, присущие ему терпение и милосердие, наложили отпечаток объективные причины: суровые природно-климатические условия, войны, татаро-монгольское иго, революционные события; появились такие качества, как терпение, скорбь, величие духа среди несчастий, самообладание, способность подавлять тревогу, нести мир в собственную душу. Терпение рассматривалось как модель поведения; терпение для русских – это национальная ценность, без которой нет личности, нет статуса человека, нет самоуважения и уважения к нему со стороны окружающих[13].

Г. Н. Волков отмечает: нет исследований, посвященных тому, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения. Однако сами природные явления насыщают живую ткань народного творчества. Например, «Солнце… Сколько о нем у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал его и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудовом и физическом»[14].

Исследуя сущность и содержание народной педагоги Г. Н. Волков отмечает, что это, прежде всего, педагогика трудящихся масс, педагогика труда и трудового воспитания. «В народе известны одержимые мастера-ремесленники, умельцы, певцы, сказочники. Рядом с ними жили и одержимые в буквальном смысле педагоги из народа. Их легче всего найти среди первых: народной педагогике присуще воспитание делом, в деле; способными воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности»[15]. Именно поэтому воспитание детей осуществляется незаметно, «между делом».

Интересно отметить особенности эстетического воспитания народной педагогики. В народном творчестве – подчеркивает Волков, – «суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда, предметы быта и одежду, прекрасны были народные праздники. Чувство прекрасного возникало от общения с природой, постоянного ее созерцания и отражалось в трудовой деятельности. Красоту народ ценил в деле, в действии, в деятельности, слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать. Народ красиво говорил, но не о красоте: нередко слово оказывалось лишним. Этническое до сих пор более всего устойчиво именно в сфере эстетики. Прекрасное в представлении народов сохраняет своеобразие, проникая во все области их жизни, труда и ума. Прекрасное – не самоцель, но оно неотъемлемая часть жизни народа»[16].

Что же относится к средствам народной педагогики и может быть использовано в экологическом воспитании дошкольников?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания"

Книги похожие на "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания"

Отзывы читателей о книге "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.