Людмила Лапина - Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость"
Описание и краткое содержание "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость" читать бесплатно онлайн.
В книге обстоятельно рассказано об истории создания крепостей северо-запада России, об их значении в обороне от внешних врагов от древнейших времен до XX века. Вы узнаете, что обусловливало архитектуру каменных твердынь, как менялись пропорции составных частей крепостей и замков с появлением огнестрельного оружия и артиллерии.
В VIII веке существовали три мощных союза славянских племен – Артания на юге Руси, недалеко от Хазарского каганата. Приграничные области Византии платили дань Артании. Второй союз – Куябия. Главный город Куяба (Куява) стоял в Киевской земле. Третий союз – Славия. В него входили ильменские славяне, жившие в новгородских землях. О трех центрах тогдашней Руси написал ибн Хаукаль, один из прославленных арабских географов X века, объездивший мусульманский мир от Магриба на западе до Инда на юге и Туркестана на востоке. Ученый араб, современник князя Владимира Святославича, создал письменный труд «Книги путей и стран» примерно в 70-е годы X века и включил в него отрывки из работ своего предшественника географа ал-Истахри, писавшего на двадцать лет ранее. Вот что пишет ибн Хаукаль: «…и руссов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют ее ас-Славийа, и царь их в городе Салау. (Третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарищах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.
И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов. Русы – народ, сжигающий своих мертвых…
Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. И булгары внутренние христиане и мусульмане».
Олег Вещий объединил Славию и Куявию в одно государство в 882 году. Это было военное государство, возглавляемое князем. У князя была военная дружина. Социальная основа государства – сельская община (вервь, мир). Викинги называли Русь Гардарики, то есть страна городов. Городское население, объединившееся по улицам, составляло часть войска – пешее ополчение. Их называли вои. Пехота делилась на тысячи. Тысячей командовал избиравшийся вечем тысяцкий, впоследствии его назначал князь.
IX век во всей Европе – время объединения в большие государства (добровольное или принудительное) различных племен. Феодализм становился господствующим общественным строем. Францию объединил Карл Великий, Норвегию – Харальд Прекрасноволосый, на Руси этот процесс начал Рюрик, но объединителем стал Олег Вещий. В 882 году он из Ладоги двинулся к Киеву, убил Аскольда, Дира и объединил части Руси – северную и южную – в одно государство со столицей в Киеве. С тех пор и зовется Киев «матерью городов русских». Но если Киев – мать русских городов, то Ладогу (а ныне – Старую Ладогу) с полным правом можно назвать их бабушкой.
Вооруженная сила древнерусского государства состояла из старшей и младшей дружин князя, из дружин его бояр и воев – городского и сельского ополчения. Для больших походов князь созывал ополчение племен, заключал союзы. Вече ограничивало власть князя. В древнерусском войске сражались наемники – печенеги, половцы, викинги. Конница в войске состояла из дружины князя и наемников-кочевники. Вои составляли пехоту. Хирд (дружина, отряд) викингов обычно воевал в пешем строю.
Основное оружие хранилось в княжеских складах и выдавалось перед походом, а по возвращении воины сдавали выданное князем оружие. С древнейших времен славяне шли в бой под стягами – знаменами. Ставить стяг значило строиться и готовиться к бою. Рать собиралась на сборном пункте и организованно выступала в поход. Впереди войска шла разведка – сторожа, потом – главные силы, за ними – обозы с продовольствием и походным имуществом. На привале всегда выставляли стражу – охранение, окружали войско повозками или тыном, иногда – рвами. Славяне сооружали полевые и крепостные укрепления, пользовались осадными машинами, такими же, как в сопредельных государствах.
Что значит слово «князь»? У славян – военный вождь, предводитель дружины профессиональных воинов. Города, управлявшиеся советом «лучших мужей», приглашали князя с дружиной для защиты от врагов, но верховной власти у военачальника не было. Верховную власть в городе осуществляло вече – народное собрание. Из-за разногласий с городом князю могли «показать путь». Даже Александра Невского не один раз таким образом выставляли из Новгорода. Не один раз Александр Ярославич слышал на вече: «Ты, княже, нам больше не люб, иди туда, откуда пришел».
Князь для дружины был верховным жрецом и судьей. Он судил не только своих воинов, но и всех, искавших у него защиты. Слово «князь» родственно слову «конунг», «король», «кнез» – на языке балтийских славян и «кунингас» – правитель у корелов. От здоровья, силы, удачи князя зависело благополучие города, дружины и охраняемых им людей.
Историки до сих пор спорят, что значит слово «русь» и кто такие русы – народ это или особое сообщество профессиональных воинов? Мы знаем, что они отменно владели оружием, брили голову, оставляли только клок волос, носили серьгу в ухе, жили в особых селениях. Они не занимались земледелием. Главным их занятием была война, а основа существования – военная добыча.
Летописи не оставили нам точный облик Рюрика, первого князя Древней Руси. Возможно, Рюрик был из славянского племени полян, а может быть, принадлежал к племени вендов – славян, живших на берегу Балтики.
Лет четыреста – с VII по XI век – на Балтике, Северном море, в Скандинавии, Ирландии, Британии существовала единая культура. Народы объединяли единый северный язык, похожие имена и эпос, не дошедший до нас. С укреплением национальных государств исторические пути народов и их языки разошлись.
На памятнике Тысячелетию России в Великом Новгороде, созданном под руководством художника М.О. Микешина, бронзовая статуя первого русского князя третий век охраняет Родину:
И стремится, и летит как сокол,
Кличет землю Русскую беречь
Тяжкой шуйцей Рюрика высоко
Над шеломом занесенный меч.
Так в 1944 году написал поэт-фронтовик П.Н. Шубин, войдя в освобожденный от фашистов Новгород.
Родоначальник династии Рюриковичей погиб как воин в 879 году, расширяя земли своего государства в походе против язычников карел (корел) и похоронен в том месте, где позже встанет крепость Корела. Красивая легенда о золотом гробе Рюрика, спрятанном в тайных переходах под ладожской крепостью, не подтверждается исторически. В будущем году в Старой Ладоге обещают поставить бронзовый памятник первому русскому князю.
После Рюрика, правившего Русью семнадцать лет, князем стал Олег, предположительно – его родственник (племянник) или соплеменник. Летописи не сохранили для нас облик человека, заложившего основу Российского государства.
Возможно, Олег был охотником из племени северных словен (славян), и молодость его прошла близ Ладоги.
Имя Олег имеет аналогии в разных языках: Хельги у скандинавов значит «священный», «святой», а по-русски звучит – Вольга, Вольгаст, Волх. Сразу вспоминается былина о богатыре Вольге, который мог оборачиваться зверем или птицей. Волх Всеславьевич изображается в эпосе как богатырь, оборотень, великий охотник.
Олег Вещий слыл великим мудрецом и волхвом. Летописи называют разные даты его смерти и захоронения. Лаврентьевская летопись – 912 год, Киев, похоронен на горе Щековица. Новгородская – 922 год, Ладога, похоронен в кургане близ Волхова. Олегову могилу и сейчас можно увидеть на старом буевище (кладбище) около Старой Ладоги.
Олегу Вещему наследовал его воспитанник Игорь Рюрикович (912?922?-945). Его супругой стала Ольга Прекраса, правившая (945-957) до совершеннолетия их сына Святослава Игоревича (957-972). Деяния русских князей сохранились в летописях и записях их современников, живших в соседних странах.
Так, Константин VIII Багрянородный, византийский император (912-959), записал между 948 и 952 годами, что во Внешней Руси в Невогарде «сидел Святослав сын русского князя Игоря». В имени города, где пребывал молодой княжич, звучит тогдашнее название Ладожского озера – Нево. Город близ его берегов и есть Ладога, центр Верхней (Внешней) Руси, домен киевского князя, где правил его наследник. В отличие от предшествующих князей, облик Святослава Игоревича, победоносного внука Рюрика, сохранился в воспоминаниях современников. Византийский историк Лев Диакон запечатлел облик Святослава. «Видом он был таков: среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и с густыми длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная». Есть о нем рассказы и в русских летописях. Таков был воитель, разгромивший могучий Хазарский каганат, что брал дань с Руси, стерший хазар с лица земли и со страниц истории, выведший Русь в число сильнейших государств Европы! Правил он с 957 по 972 год. Подвиги победоносного князя пережили века. В 1915 году Валерий Брюсов обратился к образу Святослава. Шла Первая мировая война, и поэт напоминал России о ее былой боевой славе:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость"
Книги похожие на "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Лапина - Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость"
Отзывы читателей о книге "Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость", комментарии и мнения людей о произведении.