» » » Алла Арушанова - Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей


Авторские права

Алла Арушанова - Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей

Здесь можно купить и скачать "Алла Арушанова - Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Мозаика-Синтез, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алла Арушанова - Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей
Рейтинг:
Название:
Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-86775-046-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей"

Описание и краткое содержание "Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». В нем обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми. В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций.

Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов.






– Догадайтесь, что я положу в тарелку?

Рисует внутри круга круглое яблоко.

Круглое, румяное
С дерева достану я.

– Это… (яблоко).

С дерева упало,
Любе в рот попало.

– А еще кому? Кто хочет съесть круглое, румяное, сочное яблоко? Открывайте рот. Вот: с дерева упало, Варе в рот попало. Еще кому? Скажем вместе: Антону в рот попало. Феде…

Все вместе называют имена других детей.

– А теперь что нарисовала девочка-кисточка?

Рисует в тарелке грушу.

Спелая, душистая
С дерева упала.

– Что это? (Груша.) Кому она в рот попала? Антону?

Дети хором произносят новые имена, изображают, что едят грушу.

Рисование по выбору детей.

Воспитатель убирает с мольберта свой рисунок. Разливает краску в палитры. Обращается к детям.

– Сейчас сами будете рисовать. Посмотрите, как льется желтая краска.

Раздает палитры, бумагу, кисти, привлекая к раздаче детей.

– Красивая краска, желтая, золотистая. Что будете рисовать?

Дети рисуют, обмениваются репликами, называя словами свои рисунки.

– А я яблочко нарисовала.

– А я солнышко нарисовал.

– А я нарисовал огурчик.

– А я нарисовала желтую грушу.

Воспитатель подходит к отдельным детям, негромко подсказывает:

– Знаете, ребята, желтого цвета бывает бабочка. Называется лимонница.

– А кто одуванчик нарисовал? Носит одуванчик желтый сарафанчик. Понюхай одуванчик. Подуй на него. А у тебя что? Яблоко? Угости меня, пожалуйста.

Имитирует еду.

– Вкусное, сочное яблоко, спасибо.

Пластические этюды.

Воспитатель приглашает ребят, которые кончили рисовать, на ковер.

– Все ребята пришли ко мне в гости. Угощу детей яблоком и грушей.

Протягивает лист с нарисованными фруктами.

– Угощайтесь. Пожалуйста. Вкусно?

Дети понарошку берут с тарелки фрукты, едят их, говорят спасибо.

– Угощу вас еще апельсинами. Вот они: здесь желтые яблоки и оранжевые апельсины. (Берет поднос с шарами.) Чем тебя угостить? (Обращается лично к каждому ребенку. Дети изображают еду.) А теперь угостите меня. (Собирает шары.) Спасибо.

Младший дошкольник не в состоянии длительно находиться без движений. Элементы театрализации позволяют ввести двигательную активность в те виды деятельности, в которых ребенок малоподвижен. В них естественным образом сочетаются сосредоточение на слове и собственное движение.

Если на третьем году жизни почти все высказывания детей опираются на наглядно представленную ситуацию, то в три-четыре года начинается активное формирование контекстной речи, использование простых предложений во внеситуативном общении. Такое общение занимает незначительный удельный вес во времени, но имеет очень важное значение для развития речи. Оно может возникать по инициативе детей в форме индивидуального разговора ребенка и воспитателя. Для этого удобно использовать время режимных моментов, особенно утро, когда дети приходят в детский сад. Малыши охотно делятся своими новостями с воспитателем:

– А я не беру пальчик в рот.

– У Оли живот заболел.

– Какое у меня красивое в клеточку платье!

– А я жвачку принесу.

– А у меня есть сумка, только она в шкафе.

– А я люблю папу, его поцелую, папу.

– А у меня новое платье.

Разговор короткий. Одна-две фразы. От воспитателя ждут одобрения. Воспитатель стимулирует высказывания детей, задавая вопросы о доме, о близких. Очень любят дети, когда у них спрашивают, какие игрушки принести им для занятий.

– Машину.

– А мне маленькую машинку.

– А мне опять большую принесите.

Во второй половине учебного года разговор может быть коллективным. Он организуется в виде вводной части к играм в сказку, рассматриванию и обыгрыванию картинок. Хорошо сюда включить и отгадывание загадок. Например, накануне новогоднего праздника перед рассматриванием поздравительных открыток воспитатель интересуется:

– Скоро настанет праздник. Кто придет к вам?

– Дед Мороз!

– Лесовик!

– Снегурочка!

– Девочка Снегурочка!

– Дед Мороз к нам придет из далекой страны. Будет в шубе, в шапке. Он придет с мешком. А в мешке будут…

– Подарки, – добавляют дети.

– Какие?

– Печенье.

– Конфетки.

– Шишечки принесет.

– Звездочки принесет.

– Бантики принесет.

– Платья, бусы, сережки.

Аналогичный разговор состоится после праздничных дней.

– Вы мне расскажете, какой недавно праздник был?

– Новый год. Дед Мороз! Снегурочка!

– Какой был Дед Мороз?

– Большой был. Борода. У Деда Мороза не бывает усей.

– А что в мешке было?

– Подарки. Апельсины, яблоки, конфетки, шоколадка. Мармелад.

– А мне книжку.

– А мне – пистолет.

Побуждают детей к внеситуативному общению и предложения выйти за пределы сказочного сюжета. Например, сказать, что делали звери в теремке, что делали козлята, когда их мама уходила из дому.

В качестве примера того, как воспитатель в игровой форме побуждает детей к внеситуативному общению, приведем следующий сценарий (составлен совместно с Т. М. Юртайкиной).

Сказка «Козлятки и волк»

(инсценировка)

Задачи развития речи и речевого общения. Вступать в разговор на темы из литературных впечатлений. Отзываться на образное слово, соотносить признаки и предмет при отгадывании загадок (внеситуативное общение). Соучаствовать в рассказывании сказки, перемещая фигуры настольного театра и подговаривая слова роли. В пластических этюдах соотносить слово с выразительными движениями. Самостоятельно активно высказываться в связи с происходящим.

Материал. Фигуры настольного театра «Козлятки и волк», элементы декораций (теремок, печка, скамеечки, деревья), строительный материал (для постройки теремка).

Организация

Вводный разговор. Отгадывание загадок

Из нескольких маленьких составляется один большой стол. Дети по желанию рассаживаются вокруг стола.

Воспитатель. Какую сказку я рассказывала в прошлый раз? (Про волка, про козлят.) Еще кто был в сказке? (Коза.) Каким голосом пела коза? (Тоненьким.) А волк? Грубым? Я сейчас загадаю загадку, а вы можете отгадать и сказать, а можете показать, кто это.

Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.

(Волк)

– Покажите, какой волк.

Дети растопыривают пальцы, делают страшные лица: Ууу.

– А это кто? У кого рога длиннее хвоста? (У козы.) Покажите, какая коза.

Дети выставляют рожки: Ме-е-е.

– Когда мама уходила, козлятки оставались одни, что они делали? (Читали, спать ложились.) Печку топили? Кашку варили? Вот так? (Изображает.) А как они пекли пирожки? Чай пили? Вот так? (Вместе с детьми.) Пол подметали? Маму поджидали? А вы что делаете дома? (Играем, варим кашу, вяжем, пирожки печем.)

Инсценировка

– Я вам принесла сказку.

Воспитатель достает из мешка фигуры настольного театра и декорации. Передает их в руки детям. Начинает рассказывать сказку, приглашая детей принять участие в инсценировке. Делает это при помощи побуждающих жестов, прикосновений. Задает вопросы.

– Как стучит рожками в дверь коза? Как волк стучит? Как он воет? Грубым голосом? Хотите поиграть с козой и козлятками на ковре?

Переходят на ковер.

Пластические этюды

Воспитатель. Вы все козлятки. А я мама. Ваша мама далеко была, травку щипала, водичку пила. Вернулась. Смотрю в окошко, что делают козлятки? А козлятки все спят. (Дети укладываются на ковре.) А теперь просыпаются. Умывают мордочку. Кушать собираются. Кашку варят. Пирожки пекут.

Дети изображают характерные действия.

– Постучу, песенку спою. Как коза песенку поет? (Вместе с детьми поет песенку козы.) Козлятки подбежали. Открыли дверь маме. Что вы, козлятки, дома делали? (Играли.) И пирожки пекли? А я вам дам молочка. Пейте. (Берет кувшинчик и «поит» козлят.) Попили козлятки и пошли плясать. (Пляшут.) А эти козлятки играют на скрипочке: «Ти-ли-линь, ти-ли-линь».

Поплясали, поиграли на скрипочках. Вернулись к своим игрушкам.

Самостоятельные игры

Дети возвращаются за стол (по желанию). Воспитатель раздает строительный материал. Дети самостоятельно строят теремки для козы с козлятками. Играют с фигурами настольного театра. По собственной инициативе или по побуждению воспитателя проговаривают слова песенки козы.

В играх, построенных на литературной основе (инсценировках, драматизациях), создаются естественные условия для заимствования оборотов речи, структур предложений. Также благоприятно для этого загадывание и отгадывание загадок, которое может предварять чтение и драматизацию (инсценирование) сказок. Правильное отгадывание сопровождается появлением персонажа сказки. Отгадать, из какой сказки пришли звери, – тоже интересная загадка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей"

Книги похожие на "Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алла Арушанова

Алла Арушанова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алла Арушанова - Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей"

Отзывы читателей о книге "Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.