» » » Светлана Хворостухина - Казань


Авторские права

Светлана Хворостухина - Казань

Здесь можно купить и скачать "Светлана Хворостухина - Казань" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Хворостухина - Казань
Рейтинг:
Название:
Казань
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9533-0134-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Казань"

Описание и краткое содержание "Казань" читать бесплатно онлайн.



Данная книга – своеобразный художественно-документальный путеводитель – посвящена описанию столицы Республики Татарстан, Казани. Издание повествует о многовековой истории становления, развитии и современном состоянии одного из старейших городов России, с течением времени ставшего уникальным историко-культурным памятником и приобретшего общемировое значение. Математик Н. И. Лобачевский, хирург А. В. Вишневский, химик Н. И. Зинин, классики русской литературы А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Горький, оперный певец Ф. И. Шаляпин… Что может объединять таких разных людей? Оказывается, их судьба в разное время была связана с Казанью.






Стены посада укрепляли рубленными из бревен башнями. В нескольких из них устанавливали проездные ворота. Обычно такие башни находились несколько выше уровня стен и немного выдавались. На их верхнем ярусе делали узкие окна, которые в случае нападения врага могли быть использованы в качестве бойниц для стрельбы из пищалей. Сторожевые башни, как правило, крыли четырехскатными тесовыми крышами.

Помимо высоких стен, городской посад защищал также выкопанный по всему его периметру глубокий ров. Не случайно жители средневекового города так хорошо укрепляли посад. Дело в том, что именно эта часть поселения обычно принимала на себя первый удар врага.

Стена казанского посада примыкала к западной стене Кремля, недалеко от Тюменских (Преображенских) ворот, и затем вела к берегу Булака, далее – вдоль побережья. У Ногайских ворот стена уходила в гору, к месту, где сегодня находятся корпуса университета, затем поворачивала к современному Ленинскому саду и улице Пушкина, далее пересекала старую Арскую дорогу (улица К. Маркса), потом сворачивала к современной площади Свободы и тянулась в направлении на запад вдоль оврагов к берегу реки Казанки, после чего примыкала к восточной стене Кремля у Тезицкого оврага, расположенного у Збойливых (Дмитриевских) ворот.

Необходимо заметить, что на территории городского посада в то время находилось большое количество глубоких и мелких оврагов. Самый обширный располагался на месте современной улицы Дзержинского и Чёрного озера. Когда-то там были сделаны запруды, которые привели к образованию искусственных водоемов – озер Белого, Гнилого и Поганого. Все они были соединены между собой зловонными протоками, отчего два последних и получили столь красноречивые названия.

За стеной городского посада находились слободы. На берегу озера Кабан (недалеко от современной улицы Спартаковской) появилась Армянская слобода. Известный по ряду легенд Царев луг когда-то существовал недалеко от берега реки Булак. Он протянулся по направлению к Волге от современной Сенной площади. Судя по сохранившимся памятникам письменности, Царев луг издавна был местом проведения национального праздника Сабантуй, а также военных учений.

Не менее знаменитым, чем Царев луг, было и Арское поле, граница которого примыкала к современной площади Свободы. В Средние века Арское поле со всех сторон было окружено густым непроходимым лесом, стоявшим на берегу реки Казанки. Известно, что в середине XVI века оно стало местом решающего сражения, произошедшего между казанскими воинами и стрельцами Ивана Грозного.

Помимо этого, судя по ряду документов, каждый год на Арском поле, у стен Кремля, проводили ярмарки с многодневными народными гуляньями. Ярмарки устраивали также и на Гостином острове, что на Волге, недалеко от устья Казанки. Многочисленные торговцы и купцы из разных стран приезжали на казанскую ярмарку для того, чтобы закупить чужой товар или продать свой, себя показать да на людей посмотреть.

К большому сожалению, какие-либо документы, свидетельствующие о стиле и характере построек средневековой Казани, до наших дней не сохранились.

Современные ученые располагают только немногочисленными археологическими находками, с помощью которых и удалось частично реконструировать облик столичного поволжского города. Необходимо заметить, что даже на основании их можно говорить о своеобразии архитектуры средневековой Казани, которая представляет интерес не только для российских, но и для западных культурологов, архитекторов и историков.

Благодаря находкам археологов стало известно, что главные улицы Казани тянулись вдоль основных проезжих дорог. Так, одна городская дорога начиналась от Арских ворот и шла по линии современной улицы К. Маркса. Другая магистраль проходила от Царских ворот и тянулась по современной улице Ленина. Третья городская дорога располагалась в нижнем районе города и вела от Ногайских ворот по нынешней улице Баумана.

Судя по предполагаемой планировке, город уже в Средние века имел свои неповторимые особенности. Характерные национальные черты проявились в архитектуре Казани не только в характере размещения жилых построек, но и в способе их окрашивания и отделки. Известно, что дома располагали в Казани своеобразными гнездами. Внутри каждого такого гнезда составлявшие их жилища образовывали незамкнутое кольцо. Об этом свидетельствуют данные не только археологического, но и лексикологического характера. В словаре татарского языка существуют такие однокоренные слова, как «урам», что означает «улица», и «урамак» – «окружать».

При сооружении домов древние казанские мастера-строители руководствовались правилом: чем ближе расположены постройки друг к другу, тем меньше диаметр кольца-гнезда, что позволяет экономить площадь земельного участка. Следовательно, гнездовой способ размещения домов оказался наиболее выгодным в сравнении, например, с периметральным, поскольку позволял вместить большее количество жилых построек.

Судя по данным археологического характера, гнездовое расположение домов в поселениях татар в раннефеодальный период применялось еще со времен существования жилищ кочевников. Последние постройки такого типа в татарских поселениях можно было встретить вплоть до XIX столетия.

Однако в размещении домов гнездовым способом было, пожалуй, лишь одно преимущество – экономия земельного участка. Недостатком же стала запутанность улиц, образованных размещенными таким образом жилищами. Средневековую Казань составляли многочисленные кривые улочки, проезды и проходы, заканчивавшиеся тупиками или неожиданными поворотами.

Современные ученые говорят о подобной планировке средневековой Казани, ссылаясь на старинную Царственную книгу, в которой рассказывается о том, что русские воины не смогли взять столицу Казанского ханства в 1552 году вследствие запутанности улиц. Как правило, для того чтобы попасть внутрь крепости, воинам приходилось идти по крышам низких строений.

Нужно сказать, что в те времена даже хорошо подготовленной армии нелегко было взять Казань. Средневековая столица представляла собой тщательно укрепленную крепость. Иван Курбский так описывал Казань: «Стоит он град и место не на Волге, но река под ним Казань реченная, а от нея ж и наречен. И положение его на великой горе егда ж приидохом близу места Казанского, яже в великой крепости лежит: с востоку от него идет Казань река, а с западу Булак речка, зело тиновата и непроходима, под самое место течет и впадает под угольную вежу (башня) в Казань реку. А от тое речки… ров копан, зело глубокий, аж до озера Поганого, еже лежит подле самую Казань реку, а от Казани реки гора так высока, иже оком возрити прикро (трудно): на ней же град стоит и палаты царския и мечети зело высокие, мурованныя (каменные), иде же их умершие цари клалися числом, памятимися, пять их…»

По мнению большинства ученых, занимавшихся исследованием татарской культуры, искусство и архитектура народа берут свое начало в культуре домонгольских булгар.

Такие историки, как А. П. Смирнов, П. М. Дульский, Б. П. Засыпкин, А. С. Башкиров, Н. И. Воробьёв, А. Х. Халиков, а также архитекторы Ф. Х. Валеев и С. С. Айдаров утверждают, что культура Волжской Булгарии стала основой для становления и развития искусства не только татар, но и других народов Поволжья: чувашей, мари, удмуртов.

Более того, древнетатарская, а вслед за ней и современная татарская культура вышла из булгарской и стала своеобразным ее продолжением. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней памятники архитектуры, обнаруженные на месте таких булгарских городов, как Биляр, Булгары и Сувары, и доказавшие родство искусства Волжско-Камской Булгарии с искусством не только Востока, но и Руси. Сравнение древнерусских памятников с остатками булгарских жилищ, городищ, а также оборонительных и культовых построек позволяет говорить о родстве русской и булгарской культур.

Говоря о булгарской культуре, невозможно не упомянуть и о ее влиянии на архитектуру Золотой Орды, Сирии и Азербайджана. Сходство булгарской архитектуры с восточной выразилось прежде всего в таких элементах зодчества, как арочные перекрытия и сочетание их с колоннами, наличие так называемого мамлюкского среза в местах соединения четверика и восьмерика или круга, в сравнительно низких постройках минаретов, присутствии арабесок в украшениях сооружений (сердцевидные, плетенки, веревочки, жгуты, пальметты, вечные узлы и т. д.).

В период владычества Золотой Орды в искусстве Казанского ханства новое звучание получила каменно-кирпичная архитектура, зародившаяся в домонгольский период. В то время оконные и дверные проемы имели стрельчатый или килеобразный вид. При этом указанные выше элементы обычно украшали характерным для так называемой восточной барочности орнаментом. Здания того периода, как правило, отделывали резьбой по камню или гипсовым плитам, а также керамической (майоликовой) плиткой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Казань"

Книги похожие на "Казань" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Хворостухина

Светлана Хворостухина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Хворостухина - Казань"

Отзывы читателей о книге "Казань", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.