» » » » Наталья Лавриненко - Архитектурные стили


Авторские права

Наталья Лавриненко - Архитектурные стили

Здесь можно купить и скачать "Наталья Лавриненко - Архитектурные стили" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Фолио»3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Лавриненко - Архитектурные стили
Рейтинг:
Название:
Архитектурные стили
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-966-03-6269-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Архитектурные стили"

Описание и краткое содержание "Архитектурные стили" читать бесплатно онлайн.



История человечества запечатлена не только на страницах книг, все этапы мировой цивилизации находили отражение и в памятниках архитектуры. В любом городе с многовековой историей сохранились здания, которые могут познакомить нас с различными периодами развития человечества. Кто-то сказал, что архитектура – это история в камне. Но чтобы читать эту "каменную книгу", необходимы определенные знания, например, представление об архитектурных стилях. Именно о них и рассказывает наша книга.






Зенит этой архитектуры – пирамиды IV династии в Гизехе (Гизе). Пирамиды периода Древнего царства прошли длинный путь развития, прежде чем достичь своей монолитной формы в искусстве IV династии.

Как мы уже упоминали, изначально, по представлениям обитавшего в долине Нила человека с самых древних додинастических времен, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой. Гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Отсюда и стремление сохранить тело умершего или хотя бы его голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница – дом умершего – должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его жизни. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Первоначально захоронения знати производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки – мастаба (по-арабски – скамья) – в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей.

Подобные постройки времен I династии уже имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Дом представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К нему затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабе, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые. Обычно с восточной стороны мастабы было что-то вроде ниши – так называемая ложная дверь.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов было произвести впечатление подавляющей мощи. Но простое увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды.

Идея монументальности в каменном зодчестве эпохи Древнего царства определила новое качество построек. Высота ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре (конец IV – начало III тыс. до н. э.) – около 60 м. Она сложена из хорошо отполированных цельных кусков камня и в основе представляет собой ту же мастабу с лежащими на ней и все уменьшающимися кверху пятью геометризированными пластами. До этого времени грандиозность массы, четкость конструкции, абсолютный геометризм композиции еще не были выражены при подобных масштабах с такой подавляющей силой.

Раскопки последних лет, проводившиеся вокруг пирамиды Джосера, дали чрезвычайно много для выяснения плана всего архитектурного ансамбля пирамиды.

Пирамида Джосера


Вместе со своим почти утраченным поминальным храмом пирамида занимала площадь 450×270 м. Стена, окаймлявшая весь архитектурный комплекс, была сложена из цельных кусков белого известняка. Особо интересен прямоугольный в плане зал с колоннами, который расположен на юго-восток от Большой пирамиды. Пропорции колонн, покрытых каннелюрами – желобками по всей длине, – весьма элегантны. Стоит отметить: изобретение колонны иногда тоже приписывают архитектору пирамиды Джосера Имхотепу. Пирамида считается еще не до конца изученной, но уже ясно, что в ней видны черты, которые станут характерными для позднейшей архитектуры Египта.

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там (первая половина III тыс. до н. э.) были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка.

Из трех знаменитых монолитных пирамид в Гизе самая грандиозная – пирамида Хеопса. Усыпальница Снофру в Меидуме и Дашурская пирамида с ее высотой 99 м – промежуточные звенья в эволюции от ступенчатости памятника Джосера к полнейшей монолитности пирамиды Хеопса. Ее высота достигает 48 м. Она сложена из 2 300 000 каменных глыб, весом до 2,5 т каждая. По свидетельству Геродота, пирамида потребовала работы 00 000 человек в течение 20 лет. Современные ученые полагают, что пирамиды строили отнюдь не рабы, как считалось раньше. Возможно, их возводили крестьяне, свободные от полевых работ во время разливов Нила. Строители либо отбывали трудовую повинность в виде государственного налога, либо были вольнонаемными и получали за свой труд оплату. Но, в любом случае, о них заботились – кормили и лечили на совесть. Поселение рабочих, найденное археологами, отделялось от сакральной части плато Гизы, где расположены великие пирамиды, стеной. В поселке было две хлебопекарни, сушильня для рыбы и даже пивоварня. В руинах вокруг пирамид было обнаружено множество костей крупного рогатого скота. Останки строителей, найденные на кладбище этого поселения, свидетельствуют о том, что многие люди успешно перенесли различные травмы благодаря хорошему медицинскому обслуживанию.

Искусствоведы говорят, что в пирамиде царит «геометризированная масса»: скрытая под пирамидой погребальная камера с окружающими ее другими помещениями и длинными узкими шахтами коридоров ничтожна по сравнению с массой самой пирамиды.

Параллель со скульптурой того же периода указывает на стилистическое тождество. Лучшим примером может служить статуя Хефрена в Каирском музее. Исследователи подчеркивают абсолютную статику массы этого памятника. Статуя Хефрена расположена вся в одной плоскости. Это то же, что и в пирамиде, – господство массы над пространством.

Каменное зодчество Древнего царства уже почти целиком использовало все те материалы, которые встречаются в искусстве Египта вплоть до нашей эры. Из мягких пород камня мастера употребляли известняк и песчаник, из твердых – гранит, диорит, порфир, базальт. Весь этот материал добывался в самом Египте.

Разбирая композиции пирамид, мы должны помнить, что некогда они были окружены рядом других памятников и что только реконструкция всего архитектурного ансамбля могла бы дать полное представление об этой архитектуре.

На восток и на запад от пирамиды Хеопса мы видим геометрично расположенный целый город гробниц – некрополь ближайших родственников фараона, а также служилой и земельной знати, на протяжении IV и еще V династий сооружавших свои гробницы рядом с пирамидой фараона. Причем все эти мастабы и малые пирамиды не были случайно разбросаны вокруг пирамиды, а располагались геометрично, по прямым линиям. Строгий ритм в чередовании прямоугольно расположенных мастаб вторил конструкции пирамиды и подчеркивал их масштаб.

Каждая пирамида фараона является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, который примыкает к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Будучи входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырехгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен. Близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел Великий Сфинкс, помещенный у нижнего заупокойного храма Хефрена. Есть версия, что лицо Сфинкса похоже на лицо Хефрена, но прямых свидетельств этому нет. Более того, существует мнение, что Великого Сфинкса воздвиг другой фараон – Джедефра – в память о своем отце Хеопсе.

Что касается поминальных храмов, имевшихся при каждой пирамиде, то об этом виде архитектуры можно судить по сохранившемуся храму Хефрена.

Поминальный храм Хефрена состоял из двух частей: сооружения, которое ошибочно называлось раньше храмом Сфинкса, и собственно поминального храма. В обоих случаях мы видим одинаковое внутреннее разрешение пространства: за передним помещением идут два зала – широкий и продольный – в форме перевернутой буквы Т. В самом храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона, дальше еще пять глубоких камер, тоже для скульптур. Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом. Столбы внутри, разбивающие залы на три нефа[4], также сделаны из великолепно отполированных цельных кусков гранита. Соотношение высоты и ширины в этих четырехгранных столбах равняется 4:. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду. Лаконизм выражения – основа этого стиля времен правления IV династии (первая половина III тыс. до н. э.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Архитектурные стили"

Книги похожие на "Архитектурные стили" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Лавриненко

Наталья Лавриненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Лавриненко - Архитектурные стили"

Отзывы читателей о книге "Архитектурные стили", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.