» » » » Григорий Бабаев - История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты


Авторские права

Григорий Бабаев - История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты

Здесь можно купить и скачать "Григорий Бабаев - История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты"

Описание и краткое содержание "История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты" читать бесплатно онлайн.



Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса "Истории Древнего мира". Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.






За людьми из знатного рода закреплялись даже те права, которые были им не предназначены. Появилось религиозное оформление прав аристократов. Знать старалась возвести свод к какому-либо божеству, чтобы без проблем отстоять свои права в ходе возможных судебных разбирательств и прений. Что касается фараона, то его сакральное право вершить высший суд в суде объяснялось его божественным происхождением.

Возникновение закона

Во всех древних цивилизациях были созданы письменные своды законов.

Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовал обычай. Закон сам по себе вырос из обычного права, когда закрепился в представлениях членов одной общности. Он распространился во времени и стал моральной нормой. Понятия «закон» и «справедливость» отождествлялись, а задачи законодателей соответствовали, казалось бы, высшим проявлениям гуманизма.

В древнейших цивилизациях существовала разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника.

Преступник – это «преступивший черту», отделяющую его от мира людей, живущих по общепринятому закону. И тем не менее наказания разным преступникам полагались различные.

Так, знатное лицо отделывалось незначительным денежным штрафом или религиозным покаянием. А обычный общинник иной раз рисковал не только частью имущества, а то иногда и всем своим имуществом, иной раз – собственной жизнью.

Иногда общинника за пустяковую провинность подвергали тяжкому наказанию и объявляли жертвой гнева богов.

В античной истории были примеры, какой несчастной была жизнь изгнанника.

Государство стояло на стороне интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, укрывал беглых рабов и т. д.

Неравноправие, царившее в обществе, распространялось и на семью. Все имущество находилось в распоряжении главы семьи, которому принадлежало право организовать хозяйственную деятельность в своей семье, наказывать других членов семьи. Иногда за тягчайшие провинности глава патриархальной семьи мог продать кого-либо из членов семейства в рабство.

Деспотическое устройство патриархальной семьи иллюстрируется тем, что по закону можно было продавать в рабство детей – за неуплату долгов. Женщина обычно занимала в семье весьма унизительное положение.

Исключение составляли архаические общества, где сохранились значительные пережитки матриархата. Там женщина сохраняла независимость и распоряжалась собственным имуществом.

Дети оставались в роде матери, а отца-чужеродца за тяжелую провинность могли подвергнуть жесткому наказанию по всем правилам кровной мести. Закон оберегал частную собственность и сурово карал за кражу или порчу чужого имущества. Защищались права наследования. Даже рабы при всей тяжести их положения имели определенные права. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи.

Срок долгового рабства ограничивался тремя годами, дети рабынь, усыновленные своим свободным отцом, тоже становились свободными и могли наследовать имущество.

Сурово наказывались клеветники и лжесвидетели. Это означает, что функции государства заключались не только в подавлении и угнетении, – они были гораздо шире и сложнее.

Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиями.

Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои проступки, внушали, что у них есть права, реализацию которых можно требовать.

С дальнейшим ходом исторического развития некоторые права свободных общинников становились формальными, в то время как за представителями знатных родов закреплялись личные привилегии, получившие сакральное обоснование.

Борьба за власть

В древнейших цивилизациях была создана специфическая форма власти – деспотия, или неограниченная монархия. Ее сущность – поддержание общественного порядка, координация и управление многочисленными общинами, организация и поддержание системы искусственного орошения. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение правителя. Складывается концепция обоготворения царя, воплощенная в формах заупокойного культа. Деспот считался обладателем исполнительной, законодательной и судебной власти, потомком богов, сверхчеловеком.

Степень деспотизма была различной: полной (Древний Египет), довольно ограниченной (хетты). Наряду с этим существовали и немонархические формы – в Древней Индии, отдельных городах Финикии.

В древних обществах были силы, которые претендовали на власть и пытались оказывать влияние на политику царей, даже определять ее. Степень централизации тоже была далеко не всегда одинаково высокой: во всех цивилизациях были периоды, когда огромные империи распадались, и на местах появлялись вполне самостоятельные правители.

В периоды раздробленности страна распадалась на области (номы), где правила родовая знать, не желавшая считаться с волей фараонов, создавшая деспотии в миниатюре. Они имели в своем распоряжении огромные наделы частной земли, вершили суд, обладая законодательной, исполнительной и судебной властью. Отсутствие централизации тут же сказывалось на экономическом состоянии страны: не регулируемая сильной единоличной властью, приходила в запустение сложная ирригационная система, начинались голод и беспорядки, останавливалось экономическое и культурное развитие государства. Довольно часто страна оказывалась в руках иноземных завоевателей.

Была и другая сила, оспаривавшая власть у фараонов, – жречество. Обширный штат жрецов, исполнявший культовые обязанности, обладал, наряду с деспотом, обширными храмовыми хозяйствами, которые обогащали жречество.

Располагая огромными людскими и материальными ресурсами, пользуясь своим влиянием, они пытались воздействовать на политику правителей.

Положение жрецов особенно усилилось во II тысячелетии до н. э.: в то время жрецы различных храмов представляли собой довольно сплоченную силу. Во главе их стоял верховный жрец храма бога Амона в Фивах – столице Египта. Богатства и религиозный деспотизм Амона-Ра привел к росту политического влияния жречества.

Жрецы активно участвовали в дворцовых интригах и политической борьбе, все больше укрепляя свои позиции. Они получили возможность влиять на передачу власти по наследству от одного фараона к другому через указание на персону будущего наследника. Фараоны, опасаясь силы светской аристократии – родовой знати, задабривали жрецов щедрыми дарами, отдавали в собственность земли и даже города. В результате влияние и могущество жречества возрастали еще больше.

Власть царя, разумеется, была ограничена жречеством и родовой знатью, которые входили в высший орган управления – паришад. Власть царя, таким образом, была достаточно сильно ограничена религиозными предписаниями; с ними, в частности, должны были согласовываться законы, которые он издавал. В восточных деспотиях борьба за власть и участие в управлении государством велась прежде всего привилегированными слоями, в то время как основная масса населения не имела доступа к власти.

Безгласное большинство

Основная масса населения была обречена всю жизнь оставаться в одном и том же социальном положении. Такая ситуация была особенно характерна для Индии, где общество было разделено на касты. Основные касты соответствовали тем социальным слоям, которые выделились и в других цивилизациях: жрецы, воины, свободные общинники и торговцы, а также низшая каста слуг, к которым относились крестьяне, лишенные земли, и рабы. Границы между кастами были практически непреодолимы. Каждый человек от рождения принадлежал к определенной касте, и это предопределяло его дальнейшую жизнь: браки заключались только внутри каст, род занятий зависел от происхождения. Социальное неравенство подкреплялось религиозно-нравственным: только три первые касты были приобщены к религии и имели право читать священные книги древних индусов – Веды. Две первые касты, или варны, считались дважды рожденными. Собственно, религиозные воззрения, определяющие наряду с космическим порядком и государственный, были прописаны в «Ригведе». Изолированность и замкнутость каст, их социальное и религиозно-нравственное неравноправие снижали активность общества, делали его статичным, создавали большие препятствия для его развития, причем не только в эпоху древности, но и в дальнейшем.

И хотя кастовая система была продекларирована как незыблемая только в Древней Индии, это не значит, что подобное явление не существовало в иных странах восточной деспотии. Просто общество Древней Индии, исходя из традиций своего общества, подвергло существующий строй жесткой регламентации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты"

Книги похожие на "История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Григорий Бабаев

Григорий Бабаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Григорий Бабаев - История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты"

Отзывы читателей о книге "История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.