» » » » Ю. Пимоненко - Культурология. Ответы на экзаменационные билеты


Авторские права

Ю. Пимоненко - Культурология. Ответы на экзаменационные билеты

Здесь можно купить и скачать "Ю. Пимоненко - Культурология. Ответы на экзаменационные билеты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Культурология. Ответы на экзаменационные билеты
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология. Ответы на экзаменационные билеты"

Описание и краткое содержание "Культурология. Ответы на экзаменационные билеты" читать бесплатно онлайн.



Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса культурологии. Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.






Материальная и духовная культура

Мир вещей, окружающий нас, несет на себе отпечаток труда человека, его интеллектуальных и профессиональных способностей. От простейших бытовых предметов до бессмертных и бесценных предметов искусства – все это создано человеком в процессе его труда, и во всем этом он нуждается в равной степени.

Деятельность человека имеет конечным результатом воплощение особенностей этой деятельности в различных типах культуры и общества на разных этапах его развития. На протяжении всей человеческой истории в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана с той или иной человеческой общностью.

Каждая культура оставила те ценности, которые могли родиться только в ее пространстве. Не зная особенностей мировоззрения, определившего ту или иную цивилизацию, трудно понять функциональное значение созданных материальных ценностей.

Отдельное культурно-историческое сообщество формирует свой тип культуры. На этой почве было выделено понятие национальной культуры. На протяжении большого промежутка исторического времени человечество наблюдало процесс формирования именно национальных культурных типов. Этот процесс был тесно связан с процессом формирования национальных государств. Люди творили материальные и духовные ценности, исходя из социально-культурной специфики данного общества. Национальная специфика общества определяет неповторимый колорит того или иного творения культуры.

Мировая культура определяется как совокупность нескольких национальных культур.

Национальная культура тоже не является единой, поскольку содержит в себе различные образцы культурного творчества. Причем некоторые противоречат официальной культурной линии. Исходя из этого, можно утверждать, что мировая культура представляет собой непостижимый феномен. Ученые-культурологи, конечно, могут вывести общие закономерности культурного процесса в недрах той или иной цивилизации, но объяснить отдельно взятые запутанные случаи – вряд ли.

Культура выступает как единый процесс, который можно анализировать на двух уровнях: материальном и духовном.

Под материальной культурой подразумевают не материальную жизнь общества, не материальное производство, а то, что создано руками человека в процессе этого производства. Эти вещи обязательно должны иметь определенное символическое значение, выполнять те или иные функции и обладать ценностью для определенного народа или общества.

К материальной культуре относятся дома, орудия труда, украшения, бытовые предметы. В понятие материальной культуры также включают культуру труда и производства, культуру отношений к самому себе и окружающим людям.

В материальной культуре выделяют четыре этапа развития: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, индустриальное и постиндустриальное информационное общество. Из чего видно, что человек со временем перестал быть присваивающим субъектом и стал производящим. Каждый человек независимо от национальной принадлежности принимает участие в формирование мировой культуры.

Мировая культура – аморфное, сильно фрагмен-тированное образование, состоящее из множества культур и субкультурных образований различного уровня. Мировая культура должна изучаться не только в материальном и не только в духовном проявлениях, а исходя из взаимопроникновения форм выражения.

Для изучения мировой культуры нужно применять комплексный подход, привлекая к изучению структурно-функциональный метод.

Элитарная и массовая формы культуры

В рамках одной исторической эпохи всегда существовали разные формы культуры:

– светская;

– религиозная;

– взрослая;

– молодежная;

– национальная;

– интернациональная и т. д.

В современном обществе также принято выделять массовую и элитарную формы культуры.

Массовая культура появилась благодаря формированию массового производства и потребления. «Массовое» общество толкуется как новая социальная структура, складывающаяся в результате объективных процессов развития человечества – индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и развития средств массовой коммуникации. Массовая культура рассматривается как коммерческая, так как произведения искусства в ней выступают в качестве предметов, приносящих прибыль. Поэтому большую роль в массовой культуре играет реклама.

Наиболее законченная и целостная концепция массового общества с прямым выходом на вопросы культуры была предложена испанским философом, искусствоведом и критиком Хосе Ортегой-и-Гассетом (1883–1955) – автором знаменитого эссе «Восстание масс» (1930).

Большинство ученых вслед за З. Фрейдом считают, что массовая культура действует как механизм «внушения и заражения», так как человек перестает быть собой и сливается с единообразной массой.

Массовую культуру называют по-разному:

– развлекательной;

– антиусталостью;

– кичем и т. д.

В наши дни ее принято называть поп-культурой. Она является понятной и доступной всем независимо от возраста и уровня образования, она может быть интернациональной и национальной.

Совершенно естественно, что повсеместное наступление массовой культуры, сопровождающее демократические процессы, не могло не вызвать тревоги в наиболее рафинированных кругах мировой научной и художественной интеллигенции. Массовой культуре противопоставлена элитарная культура. Часто она сложна по содержанию и трудна для восприятия. Общедоступная культура не отражает духовные поиски или изысканные вкусы человека. Она обладает меньшей художественной ценностью, но ей свойственна самая большая аудитория, и она является авторской.

К элитарной культуре, включающей изящное искусство, классическую музыку и литературу, относят фильмы Феллини, Тарковского, картины Пикассо, Дали, книги Кафки, Воннегута, музыку Малера, Шнитке. Произведения представителей элитарной культуры рассчитаны на узкий круг истинных ценителей искусства, поэтому потребитель массовой культуры может не понять их. Высокая культура создается представителями привилегированной части общества или по их заказу профессиональными деятелями. Создатели элитарной культуры стремятся к новаторству, самовыражению и художественному воплощению своих идей. Коммерческая выгода для них – не главное. И при этом возможно появление таких произведений, которые могут стать популярными и принести своим создателям немалый доход.

Одним из наиболее ярких духовных отцов элитарной идеи в развитии культуры был выдающийся немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900) с его концепцией «сверхчеловека».

Массовая и элитарная культуры легко уживаются друг с другом. Художественные приемы и идеи элитарного искусства вскоре перестают быть новаторством и переходят в массовую, тем самым обогащая ее. Вместе с тем прибыль от поп-культуры дает возможность оказывать материальную поддержку создателям элитарной культуры.

Религия и культура

Одной из древнейших форм культуры является религия. Религиозные верования зародились у людей еще в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определенном этапе развития религии появляется церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения. В разное время и у разных ученых были свои взгляды на то, как и каким образом появилась религия.

Английский ученый Э. Тейлор стал автором анимистической теории развития религии. В ее основе лежат представления древних людей о том, что все на земле обладает душой, даже неживые предметы. С критикой этой теории выступил другой английский ученый Р. Маррет, который рассматривал религию прежде всего как область аффектов, безотчетных эмоций и бессознательных действий. З. Фрейд характеризует любую религию как некое навязчивое невротическое состояние, страх перед отцом, чувство вины и необъяснимое беспокойство, из которого можно выйти только после разгульных ритуалов и обрядов. Ученый У. Ла Барре, который во многом выступал как продолжатель теории Фрейда, в вопросе о происхождении религии вышел за рамки классического психоанализа понимания религии как невроза. По его мнению, алкоголь, никотин, наркотики, галлюциногенные вещества, принимаемые во время ритуальных плясок, и сыграли определяющую роль в возникновении религии.

Ядром религии становится вера. Первым и основным ее элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки. В течение многих веков богословы пытались доказать существование Бога. Однако прав был немецкий мыслитель И. Кант, который убедительно показал, что логическим путем нельзя доказать ни существование Бога, ни его отсутствие. В него нужно лишь только верить. Истинная вера чужда всякой логике. Она не слушает атеистов, говорящих, что Бога нет, и ей не нужны логические подтверждения того, что Он есть.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология. Ответы на экзаменационные билеты"

Книги похожие на "Культурология. Ответы на экзаменационные билеты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ю. Пимоненко

Ю. Пимоненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ю. Пимоненко - Культурология. Ответы на экзаменационные билеты"

Отзывы читателей о книге "Культурология. Ответы на экзаменационные билеты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.