» » » » Геннадий Нурышев - Россия в современной геополитике


Авторские права

Геннадий Нурышев - Россия в современной геополитике

Здесь можно купить и скачать "Геннадий Нурышев - Россия в современной геополитике" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «ИСЭРТ РАН»6ce35d77-534e-11e3-99b6-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Нурышев - Россия в современной геополитике
Рейтинг:
Название:
Россия в современной геополитике
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-93299-200-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия в современной геополитике"

Описание и краткое содержание "Россия в современной геополитике" читать бесплатно онлайн.



В монографии представляются результаты исследований, связанных с анализом тенденций и закономерностей развития России, ее места в глобальном геополитическом пространстве.

Материалы книги, предназначенной для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов и студентов, позволят углубить их геополитические знания.






В настоящее время все морские державы – исторические соседи России на морских театрах располагают военно-морскими силами, сопоставимыми, а зачастую и превышающими качественно и количественно флоты, которыми обладает Россия в этих регионах. Акватории же морей и океанов, внутренние воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф России и воздушное пространство над ними являются районами, откуда может исходить угроза со стороны морских носителей высокоточного оружия, способных нанести существенный ущерб военно-экономическому потенциалу Российской Федерации. Арктика становится второй, после Кавказа, угрозой для России [327].

В связи с этим на первый план сразу вышел вопрос: а готова ли к такой жесткой геостратегической конкуренции современная Россия? Оказалось, что не только не готова, но и не готовилась. Выяснилось, что ни технически, ни юридически наша страна не может подтвердить свои претензии на арктический шельф. И сделать это в международных инстанциях на сегодня весьма непросто, особенно в условиях активного противодействия наших контрагентов. Кроме того, по свидетельству экспертов, реальное освоение шельфа Арктики по объемам реализации научно-технических проектов и масштабам привлечения финансовых ресурсов сопоставимо с программой освоения космоса. Тем более пока никто не готов с полной уверенностью сказать, что Россия сможет в ООН доказать свое право на обладание континентальным шельфом Арктики. Не исключено, что ООН вообще отложит принятие решения по данному вопросу, предоставив шанс Дании, Норвегии, США, Швеции провести свои арктические изыскания [36]. Или же государства Северного Ледовитого океана предпочтут самостоятельно, без участия ООН, прочертить границы на Арктике и поделить между собой полезные ископаемые региона [292].

Таким образом, для России, для самого протяженного с запада на восток арктического государства проблема формирования широтной геополитической и геоэкономической оси становится жизненно необходимой задачей [69]. Без решения этой задачи обеспечение национальной безопасности России становится проблематичной.

Необходимым условием стабильности в Арктическом регионе, как отмечают специалисты, является решение международно-правовых проблем, которые в той или иной мере затрагивают интересы России. В их числе:

а) Делимитация, т. е. определение государственной границы с описанием ее прохождения и нанесением на карту в соответствии с заключенным договором, морских пространств в Арктике: на западе – с Норвегией, на востоке – с США.

б) Земли и острова в российском секторе Арктики. В соответствии с Постановлением Президиума ЦИК СССР от 12 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» все земли и острова, которые открыты или могут быть открыты в секторе, прилегающем к северному побережью России до Северного полюса (нанесены на географические карты), принадлежат России. Это официально не оспаривается ни одной из арктических стран, однако требует закрепления в федеральном законе Российской Федерации.

в) Статус Северного морского пути. Согласно Федеральному закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Северный морской путь (СМП) является исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике. В связи с развитием международного судоходства по Северному морскому пути необходимо установить режим плавания по трассам Северного морского пути российских и иностранных судов только в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

г) Статус околополярной области в центральной части Арктики. Государствам Северного региона целесообразно провести исследования для определения возможности придания центральным районам Арктики, находящимся за пределами национальной юрисдикции прибрежных арктических государств: России, Канады, США, Норвегии и Дании, особого правового статуса, выгодного для России, основанного на ее исторической практике и совместимого с ее законодательством.

д) Интересы России на архипелаге Шпицберген. На основании Договора о Шпицбергене, подписанного в Париже 9 февраля 1920 г., Россия продолжает диверсификацию (т. е. разностороннее развитие) своей деятельности на этом архипелаге, решая с Норвегией спорные вопросы, например вопрос о рыболовстве в прилегающих к Шпицбергену акваториях и др. [285, 179—180]. Крайне важно, чтобы принятие Совбезом РФ на своем заседании на Земле Франца-Иосифа в сентябре 2008 года «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» с идей превратить российскую часть Арктики в нашу сырьевую базу, создать арктическую группировку войск и оживить Севморпуть не оказалось декларативным шагом, а послужило началом целенаправленной, систематической работы по реализации геополитических, геоэкономических интересов России в Арктике.

Несмотря на значение Севера и Арктики для страны и мирового сообщества, российская часть их территории остается остропроблемной зоной. Международные тенденции в этом мегарегионе существенно отличаются от отечественных практически по всем направлениям, в том числе:

– в демографическом плане: в российской части за годы реформ население уменьшилось более чем на 30%, тогда как в зарубежной – почти на столько же выросло. В результате деловой центр штата Аляска г. Анкоридж по населению вплотную приблизился к г. Мурманску, хотя еще в 1990 г. отставал от него по этому показателю в 2 раза;

– в финансовом плане: только в России северные и арктические регионы перечисляют в федеральный бюджет больше, чем получают в виде обратных трансфертов. При этом уровень их бюджетной обеспеченности даже несколько ниже, чем в среднем по стране;

– в инфраструктурном плане: состояние инфраструктуры на российской территории серьезно сдерживает реализацию инвестиционных проектов, в том числе в части освоения арктического шельфа. На грани остановки находится значительная часть северных портов. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Республике Саха (Якутия) составляет менее 2 тыс. км, а в том же штате Аляска, который в 2 раза меньше по площади, она превышает 20 тыс. км (со специальным бетонным покрытием).

Совершенно очевидно, что обеспечение устойчивого развития этого макрорегиона, геополитически и экономически чрезвычайно важного для России, требует осуществления разносторонней, достаточно масштабной протекционистской политики и государственной поддержки, а также формирования новых, адаптированных к реалиям Севера и современным геоэкономическим вызовам институтов и механизмов их взаимодействия на пространстве Севера и Арктики.

Главной целью государственного регулирования и поддержки является создание условий для развития человеческого потенциала. Это вызвано не только необходимостью возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, но и потребностями экономики этих регионов в рабочей силе в связи с начинающимся освоением новых районов и формированием новых производств [278].

В 2008 году Президентом РФ Д.А. Медведевым были утверждены «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [233]. Однако за первый этап выполнения документа 2008—2010 гг. ничего существенного сделано не было. Все негативные тенденции присутствовавшие и ранее, только усугубились. Но все же МЧС провела экспедицию с целью мониторинга опасных объектов – затопленных ядерных реакторов в Карском море. На Новой Земле экспедиция детально обследовала реакторную сборку и реакторный отсек атомного ледокола «Ленин». Для укрепления арктического вектора российской геополитики, кроме мер предусмотренных в «Основах государственной политики РФ в Арктике…», сегодня крайне необходимо:

– восстановить полярную авиацию;

– немедленно начать строительство новых ледоколов;

– разработать комплексную программу экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов;

– на дипломатическом фронте жестко отстаивать свои позиции дать Западу добраться до кладовых Севера;

– немедленно начать восстановление и модернизацию Северного флота, переориентировать его на главную задачу – защиту Русской Арктики;

– создать специальное боевое подразделение, численность до корпуса, способное вести боевые действия в условиях Крайнего Севера. Если этого не будет сделано, считают эксперты, Север будет уже не Русским [227]. С учетом существующей напряжённости РФ должна планировать создание отдельной флотилии, контролирующей северное побережье от Урала до запада Чукотки, включая восточную часть Карского моря, море Лаптевых, восточную часть Восточно-Сибирского моря с пунктами базирования в Диксоне, Хатанге, Тикси [327].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия в современной геополитике"

Книги похожие на "Россия в современной геополитике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Нурышев

Геннадий Нурышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Нурышев - Россия в современной геополитике"

Отзывы читателей о книге "Россия в современной геополитике", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.