» » » » Константин Гулин - Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие

Константин Гулин - Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Константин Гулин - Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «ИСЭРТ РАН»6ce35d77-534e-11e3-99b6-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Гулин - Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие
Рейтинг:

Название:
Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие
Издательство:
Литагент «ИСЭРТ РАН»6ce35d77-534e-11e3-99b6-0025905a069a
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-93299-182-4
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлен материал, раскрывающий сущность социально-экономического неравенства населения, масштабы этого явления в современной России. Выявлены и оценены причины неравенства, исследованы его последствия, определены основные направления снижения масштабов неравенства и бедности.

Учебное пособие может быть использовано студентами специальности 080103 «Национальная экономика» при изучении дисциплины «Региональная экономика», студентами всех специальностей при изучении дисциплины «Социально-экономическая статистика», а также аспирантами, преподавателями, научными сотрудниками и всеми, кто интересуется вопросами региональной экономики и уровня жизни населения.






Людмила Васильевна Костылева, Константин Анатольевич Гулин

Социально-экономическое неравенство населения

© Костылева Л.В., Гулин К.А., 2011

© ИСЭРТ РАН, 2011


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


Предисловие

Политическая стабильность и устойчивые темпы экономического роста, наблюдающиеся в России на протяжении последних лет, позволили создать предпосылки для системного решения насущных социальных проблем. Однако серьезным ограничением для этого является чрезмерное расслоение населения по уровню денежных доходов. Доходы 10 % наиболее обеспеченного населения страны примерно в 17 раз больше доходов 10 % наименее обеспеченных, при том что в развитых западных странах коэффициент не превышает 10 единиц (Норвегия – 6,1, Швеция – 6,2, Германия – 6,9, Нидерланды – 9,2 в 2001 г.).

Неравенство доходов с учетом социально-экономических факторов и последствий разделяется на нормальное и избыточное. Нормальным считается тот уровень неравенства, который генерирует мощные стимулы экономической динамики и в то же время не подрывает социальную и политическую устойчивость общества. Главными последствиями избыточного неравенства являются процессы недопотребления и недоинвестирования, что тормозит развитие экономики. Неравенство населения оказывает негативное влияние и на социально-психологическое состояние общества, обусловленное ограниченностью социальных перспектив, безысходностью социально-экономического положения людей, отсутствием путей для желаемой реализации их человеческого потенциала.

Основная цель данного учебного пособия – отразить масштабы неравенства населения и оценить его влияние на социально-экономические показатели региона. В учебном пособии раскрываются следующие вопросы:

• теоретико-методологические подходы к проблеме сущности дифференциации и ее влияния на социально-экономические показатели;

• характеристика неравенства населения России во всех его проявлениях – межгрупповом, межрегиональном и поселенческом;

• выявление и оценка причин неравенства населения с помощью статистических методов;

• выделение нормальной и избыточной составляющих неравенства населения и оценка влияния каждой из них на показатели социально-экономического развития;

• анализ социальной политики государства с позиции возможности снижения дифференциации и бедности населения;

• выявление основных направлений снижения масштабов неравенства и бедности населения.

При выполнении работы использовалась отечественная и зарубежная научная литература по теме исследования, нормативно-правовые акты, справочная литература, значительный массив статистической информации о неравенстве населения страны и регионов, публикуемой Росстатом и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, данные специализированных социологических опросов по теме «Социально-экономическая дифференциация населения региона», проведенных ИСЭРТ РАН в 2007–2008 гг. Широко использовались общие и экономико-статистические методы исследования. Обработка результатов социологического опроса и выявление взаимосвязей происходили с помощью программ SPSS, Statictica, Excel.

Материалы учебного пособия могут быть использованы при изучении дисциплин, связанных с региональной экономикой, уровнем жизни населения, государственным управлением.

В заключение каждой главы приводятся контрольные вопросы, которые позволяют студентам самостоятельно осваивать материал и проверять степень его понимания.

Глава 1

Социально-экономическое неравенство населения и методы его измерения

1.1. Эволюция взглядов на природу неравенства людей

Неравенство – это условия, при которых люди имеют не равный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж (Н. Смелзер). Неравенство существует во всех обществах, даже в самых примитивных и имевших место при общинном строе. Антропологи выявили некоторую степень неравенства во всех «дописьменных» обществах. Статус членов общества определяется присущими ему ценностями: красотой, смелостью, глубиной религиозных знаний. В более крупных и сложных обществах неравенство проявляется отчетливее.

Хотя все социологи признают, что неравенство широко распространено в обществе, они по-разному определяют его сущность и причины. Существует несколько противоположных взглядов [12].

Теории функционализма: поощрение самых лучших.

Одно из самых первых объяснений неравенства было предложено Э. Дюркгеймом. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он сделал вывод, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важны ми, чем другие. В одном обществе высоко ценится достижение религиозного спасения, что было характерно для пуритан в колониальные времена. Другое общество может считать социальной ценностью материальное богатство. Все функции общества: закон, религия, семья, труд и т. д. – могут образовать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся.

Второй аспект теории Дюркгейма состоит в утверждении, что люди в разной мере талантливы – некоторые из них больше одарены, чем другие. При обучении эти различия усиливаются. Дюркгейм считал, что в процветающем обществе самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Для привлечения лучших и одаренных общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

В 1954 г. К. Дэвис и У. Мур опубликовали теорию, разработанную на основе концепции Дюркгейма. Подобно Дюркгейму, они считали, что неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют наиболее умелые. В примитивных обществах воины и целители обычно имеют самый высокий статус; в более сложных обществах, как правило, высоко ценятся инженеры и врачи. Самые важные виды деятельности различаются в зависимости от особенностей социальной системы. Должности, которые существенны в одном обществе, могут быть ненужными для другого. Однако некоторые функции остаются основными для всех обществ. К ним относятся религия, управление, а в более сложных обществах – технология.

Религиозная деятельность является ведущей, поскольку на ее основе формируются общие убеждения и ценности. Поскольку эта функция очень важна, религиозные деятели обычно вознаграждаются в большей мере, чем рядовые члены общества. Речь не обязательно идет о финансовом вознаграждении, ведь многие представители духовенства или религиозных орденов получают не так уж и много денег; социальной наградой становятся признание и уважение. Управление – еще одна ключевая социальная функция. Правители обладают значительно большей властью, чем те, кем они правят. Для правящего слоя усиление власти – награда, но они часто становятся обладателями и более весомой до ли богатства, их престиж выше, чем у других людей.

Согласно Дэвису и Муру, еще одной ведущей сферой деятельности является технология. Поскольку этот вид деятельности требует длительной и тщательной подготовки, общество должно предоставлять специалистам технического профиля большие материальные блага, чтобы стимулировать стремление людей предпринимать усилия в этом направлении.

Теории конфликта: защита привилегий власти. Сторонники теории конфликта не согласны с представлением, что неравенство – естественный способ обеспечения выживания общества. Они не только указывают на недостатки функционалистских подходов, но и утверждают, что функционализм не более чем попытка оправдать статус-кво. По их мнению, именно в этом заключается сущность неравенства: оно является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом богатство и власть), имеют возможность извлекать для себя выгоды.

Многие идеи по проблеме социального неравенства почерпнуты из марксистской теории стратификации и класса. Согласно этой теории, человеческую историю можно разделить на периоды в зависимости от того, каким образом осуществляет ся производство товаров, – он назвал это способом производства. В период феодализма основным способом производства было сельское хозяйство: дворянин владел землей, а его под данные ее возделывали. В капиталистический период владельцы предприятий платят своим работникам, которые используют заработанные деньги для покупки товаров и услуг по своему желанию и потребностям.

Способ производства определяет экономическую организацию каждой формации. К. Маркс считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества. В нее входят технология, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в системе производства. Эти отношения играют ключевую роль в марксистской концепции классов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие"

Книги похожие на "Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Гулин

Константин Гулин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Гулин - Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Социально-экономическое неравенство населения: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.