» » » » П. Алтухов - Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие


Авторские права

П. Алтухов - Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "П. Алтухов - Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие по курсу «Мировая экономика» включает семь разделов, в которых рассматриваются ключевые вопросы развития современного мирового хозяйства. В рамках предлагаемого пособия дается представление о сущности мировой экономики и механизме ее функционирования, освещаются проблемы международного разделения труда, анализируются тенденции развития мировой экономики на современном этапе, раскрываются сущность и факторы глобализации мирового хозяйства, рассматриваются природно-ресурсный и человеческий потенциал, характеризуется отраслевая структура мирового хозяйства. В издании представлена классификация стран по уровню социально-экономического развития, изложена проблема неравномерности, а также описаны глобальные проблемы современности.

Настоящее издание предназначено для студентов экономических вузов, факультетов, школ бизнеса, а также для преподавателей и аспирантов.






Фонд «Общественное мнение» опубликовал отчет «Опросы Интернет в России» («Весна 2003»). Главный результат – каждый десятый россиянин в возрасте 18 лет и старше является пользователем Интернета.

В соответствии с международным стандартом пользователем Интернета считается всякий, кто пользовался хотя бы одним сетевым сервисом хотя бы раз за последние полгода. Этот стандарт используется компанией Nielsen/NetRatings Inc. – признанным мировым лидером исследований Интернета.

Ряды отечественных пользователей Сети растут довольно высокими темпами: примерно на 1 %-ный пункт за сезон: осень 2002 г. – 8 % (8,7 млн. чел.), зима 2002–2003 гг. – 9 % (9,6 млн. чел.), весна 2003 г. – 10 % (11,5 млн. чел.).

В результате как по доле Интернет-пользователей в населении, так и по их абсолютной численности Россия сравнялась с Бразилией. Заметим, что еще осенью прошлого года мы отставали от этой страны примерно на три процентных пункта или на три миллиона Интернет-пользователей. Таким образом, Россия сегодня достойно представлена в глобальной информационной сети. Население Рунета растет высокими темпами, и он становится все более привлекательным объектом для инвестиций[10].

Использование новых информационных технологий, современных средств связи, электроники позволяет расширить возможности рядовых потребителей в получении информации. Общество приобретает информационный характер благодаря доступности и насыщению информацией.

В ноябре 2003 года Международный телекоммуникационный союз (International Telecommunication Union) опубликовал первый рейтинг развития информационных технологий в мире. При его составлении использовались пять главных критериев: уровень инфраструктуры (количество телефонных линий и пользователей сотовых телефонов), доступность телекоммуникационных услуг для населения, образованность населения, качество предоставляемых услуг и распространенность интернета.

В первую пятерку вошли Швеция, Дания, Исландия, Южная Корея и Норвегия. Наименее развиты телекоммуникации в Мали, Буркина Фасо и Нигер. США заняли в рейтинге 11-е место, Япония – 15-е. Лучшей из среди постсоветских государств оказалась Эстония (29 позиция). Далее в перечне: Литва – 48, Латвия – 51, Россия – 64, Беларусь – 67, Украина – 89, Казахстан – 98, Туркменистан – 109, Грузия – 110, Молдова – 112, Кыргызстан – 118, Узбекистан – 119, Армения – 121, Азербайджан – 128 и Таджикистан – 130[11].

В США в середине 90-х годов появилась национальная программа по информатизации, получившая название программы электронного суперхайвея, которая предполагает оперативный глобальный высокоскоростной сетевой доступ к любым национальным и основным мировым информационным ресурсам. Для ее реализации, начавшейся с 1996 года, выделен многомиллионный бюджет и образованы корпоративные инвестиционные фонды. Максимальный всплеск «прорывных» информационных технологий ожидается с 2003 по 2005 гг. Период бурного роста займет 30–40 лет[12].

Программа предусматривает, например, в области компьютерных систем – создание персональных ЭВМ, совместимых с кабельными сетями телевидения, распространение карманных компьютеров и т. д., в области информационных услуг – внедрение системы проведения телеконференций посредством голосовой и видеосвязи с помощью компьютерных устройств и быстрых цифровых сетей передачи аудио-видеоинформации между несколькими абонентами в реальном времени.

Повышение уровня образования населения. Все чаще ученые говорят об инновационной экономике, развивающейся на основе новых открытий, изобретений, принципиально новых технологий и товаров. В этой связи во многих странах мира усиливается интеллектуализация труда, повышаются требования к квалификации кадров, поэтому образовательный уровень приобретает решающее значение.

Бюро статистики труда США прогнозирует, что вплоть до 2006 года самой быстрорастущей профессиональной группой в экономике страны будут высококвалифицированные специалисты-компьютерщики. Занятость в компьютерной промышленности и информатике, как ожидается, удвоится и достигнет 2,5 млн. рабочих мест.

Максимальное снижение занятости ожидается среди малоквалифицированных промышленных работников традиционных отраслей: швей-мотористок, операторов и наладчиков ткацких станков и механизмов, монтажников электрического оборудования и т. д.[13]

Вместе с тем, следует отметить, что «даже при беглом обзоре тенденций мирового образования бросается в глаза вопиющее неравенство. Спустя 10 лет после того, как правительства разных стран и мировое сообщество взяли на себя обязательство к 2000 году обеспечить всем жителям планеты доступ к начальному образованию и снизить уровень взрослой неграмотности в 2 раза по сравнению с 1990 годом, 130 млн. детей в мире по-прежнему не посещают школу, а 872 млн. взрослых, не овладев элементарными учебными навыками прозябают в нищете. Кризис образования наиболее очевиден в двух регионах с самым низким уровнем дохода на душу населения: Южной Азии (385 долл.) и Африке южнее Сахары (513 долл.)»[14].

Повышение социальной ориентированности экономики. В современной научной литературе нередко встречается термин «человеческий капитал», что свидетельствует о возрастающем значении человека, человеческой личности в глобальной экономике.

В последнее десятилетие ХХ века эксперты ПРООН разработали современную концепцию развития человеческого потенциала, которая ставит человека в центр общественного прогресса и рассматривает экономический рост, прежде всего, как средство, а не как конечную цель развития человеческого потенциала. Концепция приводит к выводу, что основными показателями следует считать не только ВВП, но и параметры, характеризующие здоровье, образование и т. д., поэтому предлагается использовать ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель рассчитывается на основе следующих данных:

– долголетия, измеряемого при рождении как ожидаемая продолжительность жизни;

– достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности населения;

– уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения.

Значение ИРЧП изменяется в диапазоне от 0 до 1. Классификация стран по ИРЧП предполагает выделение следующих групп:

– страны с высоким уровнем – от 0,800 и выше;

– страны со средним уровнем – от 0,500 до 0,799;

– страны с низким уровнем – менее 0,500.

В соответствии с опубликованным в июле 2003 года ежегодным докладом ООН о человеческом развитии самый высокий показатель по традиции имеют Канада, Норвегия и другие развитые страны. Наша страна, как и большая часть стран СНГ имеет, к сожалению, отнюдь не лучшие позиции. При этом следует подчеркнуть, что в 2001 году Россия занимала 55е, в 2002 году – 60-е, а в 2003 – 63-е место (см. табл. 1)[15].

Таблица 1

Рейтинг стран экс-СССР по уровню ИРЧП


Тем не менее, понимание необходимости инвестиций в развитие человеческих ресурсов возрастает, поскольку здоровое, хорошо образованное население не только обеспечит лучшие условия жизни для себя, но и внесет вклад в благосостояние и прогресс всего общества.

Наиболее ярко социальная ориентированность государства проявляется в странах Западной Европы, где в основу модели экономики положено сочетание экономического роста и равномерного распределения богатства. Например, в Германии нашла реализацию концепция социального рыночного хозяйства, для которой характерна существенная роль государства в экономике, его активная социальная политика. Так, в целях предотвращения массовых социальных протестов населения государство продолжает субсидировать убыточные сектора немецкой экономики (угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность).

Анализ доходов граждан Европы и Северной Америки позволяет сделать вывод о том, что высокая по российским меркам заработная плата в развитых странах начинает играть менее значимую, чем ранее, роль в сравнении с иными источниками благосостояния.

Расходы западных государств на сильную систему социальной поддержки составляют сегодня до 41 % от ВВП. В Голландии и Норвегии, например, семейные доходы от страхования и других социальных выплат превысили доходы от собственности и предпринимательской деятельности, во Франции – практически сравнялись с ними, а в Германии и Англии составили соответственно 66 и 60 %[16].

Учет экологического фактора. Экономическое развитие усиливает нагрузку на природную среду. В последнее десятилетие обострилась проблема деградации мировой экологической системы, связанная с нерациональным природопользованием и загрязнением окружающей среды разнообразными отходами.

В разработанной Международным союзом охраны природы программе «Всемирная стратегия охраны природы» приводятся следующие показатели ущерба, причиненного биосфере планеты:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие"

Книги похожие на "Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора П. Алтухов

П. Алтухов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "П. Алтухов - Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Мировая экономика: тенденции развития. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.