» » » Елена Рождественская - Биографический метод в социологии


Авторские права

Елена Рождественская - Биографический метод в социологии

Здесь можно купить и скачать "Елена Рождественская - Биографический метод в социологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Рождественская - Биографический метод в социологии
Рейтинг:
Название:
Биографический метод в социологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7598-0960-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Биографический метод в социологии"

Описание и краткое содержание "Биографический метод в социологии" читать бесплатно онлайн.



В монографии изучается социальное посредством биографий и биографическое как социальный конструкт. Обращение к биографическому интервью является распространенной исследовательской практикой, однако в отечественной социологической литературе по качественным методам нет изданий, посвященных исключительно проблемам полного цикла биографического исследования. Новизна подхода монографии в теоретическом плане заключается в «нарративистской» позиции автора (нарративная идентичность как продукт автобиографического рассказа) и в структурном плане – в охвате полного цикла биографического исследования: от постановки задачи биографического исследования до ее реализации.

Для социальных исследователей широкого профиля (социологи, этнографы, антропологи, культурологи), а также для студентов, которые осваивают качественный подход в социологии.






Однако заявка на исследование нарративной идентичности как эмпирического феномена обязывает отнестись к когерентности как не к априори данному, а достигаемому качеству либо самой личности рассказчика, либо характеристики текста. Очевидно, также необходима герменевтическая диспозиция исследователя, до известного момента уверенного в когерентности идентичности и биографии рассказчика. «Но всякое понимание вообще строится в горизонте обманутого ожидания, – утверждает М. Ямпольский. – Когда мы начинаем читать любой текст, мы понимаем его только потому, что проецируем на него какое-то ожидание смысла и несостоятельную традицию» [Ямпольский, 2007].

В заключение подчеркнем, что перспектива эмпирического исследования нарративной идентичности оформляется в виде «тройственного» междисциплинарного союза социологии, лингвистики и литературоведения, хотя такая перспектива и пугает некоторых теоретиков. Так, И. Ильин, суммируя итоги постмодернистской нарратологии – восприятие сознания как текста, структурированного по законам языка, и организация его как художественного повествования, – делает вывод, что «сама личность в результате своего художественного обоснования приобретает те же характеристики литературной условности, вымышленности и кажимости, что и любое произведение искусства, которое может быть связано с действительностью лишь весьма опосредованно и поэтому не может претендовать на реально-достоверное, верифицируемое изображение и воспроизведение любого феномена действительности, в данном случае действительности любого индивидуального сознания» [Ильин, 1998, с. 100–101]. Нам представляется, что скептицизм И. Ильина выращен на анализе теорий нарратологии в узком ее смысле, как порожденной литературной теорией структуралистского направления (личность как «самоповествование» у Б. Слугосского и Дж. Гинзбурга, «рассказовые структуры личности» у К. Мэррея, повествовательные модусы Н. Фрая). Более широкое толкование нарративности, распространяемое на социологические понятия действия, идентичности и повседневного знания, верифицируемое не через литературные источники, а через эмпирически доступные феномены биографического дискурса, открывает иной когнитивный стиль исследования – деперфоматизацию биографии, т. е. деконструкцию обжитой нарративной формы биографического перформанса.

Глава 3

Концепции нарративного интервью у Ф. Шютце, Г. Розенталь

Методологические размышления в рамках качественного исследования концентрируются в отношении эмпирического анализа социальных феноменов чаще всего на двух макровопросах:

Как индивидам удается в процессе коммуникативного взаимодействия с их окружением прийти к определенному представлению об окружающем мире и оценкам преднаходимых в этом мире феноменов?

Как индивиды структурируют свое социальное поведение в условиях соответствующего контекста действий и специфических ситуативных условий?

Оба вопроса взаимосвязаны, поскольку взгляд встроен в способ действия, и, наоборот, опыты, приобретенные в действии, способствуют накоплению знания и тем самым пониманию социального порядка. Связующей нитью между восприятием и действием является интерпретация, которая интегрирует опыты, полученные в социальном мире, в типизированные образцы, представления. Эти опыты стимулируют способность к действиям, которые делают доступным и новые опыты. В социальном анализе слитность осмысленного действия разбивается на два этапа исследования. Первый этап – анализ специфического способа присвоения знания в социальном мире и тех критериев, на основе которых индивиды выстраивают интерпретации происходящего. Эта попытка понять, как функционирует повседневное понимание в виде представлений о социальном мире, ведет ко второму этапу – к размышлениям, как социальные акторы на этой когнитивной основе выстраивают свои действия и какие следствия результируют из этой связи. Поэтому системная динамика жизненного мира всегда означает интерактивное взаимодействие, в котором внешний мир последствий действий связан с внутренними мирами представлений, причем независимо от интенции участвующих персонажей.

Чтобы понять биографию как социальную систему, необходимы исследовательские стратегии, которые позволят обнаружить невидимую динамику влияющих социальных структур и процессов. Существенная часть содержательных концепций об устройстве общества в рамках качественного подхода ориентируется на Дж. Мида, рассматривавшего действия индивида в социальном контексте. Все реальные действия, а также все высказывания в интервью испытывают влияние структур и процессов жизненного мира, окружающего индивида. В этом смысле действующие индивиды никогда полностью не автономны, зависимы от жизненных обстоятельств, от ситуации их действия в социальном и ситуативном контекстах. В основе эмпирического анализа лежит именно это взаимодействие между индивидами и их социальным окружением. Это взаимодействие осуществляется через коммуникацию, что выводит коммуникативные процессы в ранг центральной предпосылки для генезиса стабилизации и изменения социального порядка. Поэтому для реконструкции этого порядка постоянно воспроизводимых правил действия следует прежде всего исследовать коммуникацию, в процессе которой индивиды транслируют, проговаривают проживаемую повседневность, связывая индивидуальную и социальную перспективы. Интерпретативный подход опирается здесь на социальный конструктивизм, на общее понимание социальной действительности как социального конструкта. Этот эпистемологический базис структурирует качественные исследовательские стратегии, которые основываются на следующих допущениях:

внешняя реальность принципиально недоступна человеческому сознанию, открываясь лишь частично и искаженно. Поэтому познание в исследовательском процессе строит суждения о реальности посредством ее реконструкций;

конструирование действительности – активный и системный процесс. Генерируемые в повседневности представления о социальном мире постоянно меняются вслед за осществляемыми опытами, поэтому задача исследования – сфокусироваться на условиях возникновения и изменения представлений о действительности;

социальные феномены наделяются смыслом в контекстуальном процессе социального конструирования. Решающим моментом здесь является социальная динамика регулирования активного действия, событий, которые также влияют на процессы регулирования (нормы, роли, ожидания, взгляды и способы действия);

из вышеназванных допущений следует невозможность производства объективной и всеобщей истины, поэтому интерпретативный подход нацелен на доступное – на поиск и производство возможно более надежного и полезного способа понимания. Для этого необходимы стратегии организации исследования как методически систематизированного и контролируемого процесса измерения качественных данных.

Важнейшими компонентами качественного анализа социальных систем являются коммуникация, смысл, структурирование. Коммуникация как фундамент социальных систем выступает, по Н. Луману, как «синтез между тремя фазами – отбора информации, отбора сообщений этой информации и избирательного понимания или недопонимания этих сообщения и информации» [Luhman, 1988, S. 11]. В интервью как методе есть возможность тематизировать процессы селекции описанных действий и событий в анализируемых системах и тем самым обнаруживать косвенные ссылки на системную динамику.

Смысл возникает в коммуникации при упорядочивании своих и чужих сообщений для достижения понимания – как совокупность контекстуально выстроенных взаимосвязей, как упорядоченная система значений. Смысл можно также определить как переживание заложенных в опыте возможностей. Следуя Г. Блумеру, можно утверждать, что генезис смысла в качественно ориентированном социальном исследовании возникает в результате интерпретативного процесса социальной интеракции. Здесь нам важно различать субъективный смысл (как смысл, сознательно придаваемый индивидом объекту или процессу), объективный смысл (как лежащий в основе всех событий и как гипотетическая конструкция представляемого мира, но не осознаваемый индивидом) и практический смысл (интегрирует смыслопроизводство в жизненный процесс). Для интерпретативного анализа важны все три уровня смысла: субъективный, чтобы получить доступ к типичным способам действий акторов в их контексте, объективный, чтобы вычленить правила действия, практический, чтобы понять развитие сложных динамик в социальной системе.

Многоуровневость, или многослойность, социальных систем, к которым принадлежит и жизненный мир индивида, оформляемый в биографию, связана со структурированием. Как оно соотносится со смыслопроизводством? Функция любого смысла заключается в ориентации в социальном пространстве и в редукции его сложности, что позволяет как акторам, так и социальным системам преодолевать ограничения и противоречия в интерпретации окружающего мира. Но смысл как достижение индивидуального сознания остается нерелевантным для социальных систем до тех пор, пока он не будет привнесен коммуникативно в социальные системы. Процесс смыслопорождающей редукции сложности окружающего мира можно представить как структурирование, на понимание которого нацелен интерпретативный анализ. Проблемы интерпретации структурирования заключаются в следующем:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Биографический метод в социологии"

Книги похожие на "Биографический метод в социологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Рождественская

Елена Рождественская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Рождественская - Биографический метод в социологии"

Отзывы читателей о книге "Биографический метод в социологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.