» » » » Игорь Котляров - Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты


Авторские права

Игорь Котляров - Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты

Здесь можно купить и скачать "Игорь Котляров - Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «Белорусская наука»23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Котляров - Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты
Рейтинг:
Название:
Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-985-08-1622-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты"

Описание и краткое содержание "Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрыты основные теоретические, методологические и аксиологические аспекты лидерства, по результатам многолетнего социологического мониторинга проанализировано отношение жителей Беларуси к основным политическим процессам и лидерам независимого белорусского государства.

Предназначена для студентов и аспирантов высших учебных заведений, специализирующихся в социологии, политической социологии и политологии, для практиков, занимающихся проблемами социологии лидерства, и для всех, кто интересуется вопросами политики.






Концепции харизматического лидерства рассматривают лидера как человека, обладающего набором специфических сверхъестественных лидерских качеств (харизмой). Харизматический лидер именно благодаря харизме способен оказывать целенаправленное воздействие на людей. Американский ученый и писатель Ральф Уолдо Эмерсон утверждал, что «существуют люди, способные вести за собой целые народы исключительно благодаря своему обаянию» [638].

Макс Вебер харизматическим лидером считал человека, который «приходит во время кризиса, обладая особыми полномочиями, позволяющими ему осуществлять великие дела и благодаря которым последователи вручают свои судьбы в его руки» [979, с. 16].

В политической реальности феномен харизмы проявляется как образ лидера, которому присуща определенная, яркая духовная одаренность, оцениваемая окружающими людьми как необычайная или наделенная выдающимися природными компетенциями и характеристиками, сверхъестественными личностными качествами.

Первые серьезные работы по исследованию харизмы были написаны классиком немецкой социологии М. Вебером во время его работы над идеальными типами лидерства. Ученый утверждал, что харизма включает в себя пять компонентов, которые предусматривают наличие:

1) чрезвычайно «одаренных» людей;

2) социального кризиса или ситуации отчаяния;

3) наличия совокупности идей радикального решения кризиса;

4) большого количества последователей, которые способны поверить в то, что харизматический лидер связан с трансцендентной силой;

5) возможности проверить, что харизматический лидер способен постоянно добиваться существенных успехов [979].

Харизматическое лидерство, по мнению М. Вебера, обычно возникает в периоды острых кризисов, когда потенциальные последователи находятся под сильным стрессом от предполагаемой угрозы притеснения или неблагоприятных экономических или социальных условий, когда важнейшие ценности, институты и легитимность организаций находятся под вопросом. В таких условиях последователи испытывают значительные лишения и теряют смысл своей жизни. Они убеждены, что сами не способны удовлетворять свои потребности и желания. Харизматические лидеры предлагают решение существующих проблем, интерпретируя ситуацию с точки зрения последователей. «Настоящая» харизма связана с чем-то новым. В чрезвычайных ситуациях возникает харизматическая авторитарная структура, так что харизма по крайней мере временно приводит к принципиально новым явлениям, движениям и событиям, которые не являются рутиной [979].

Известный исследователь Николаус Энкельманн в книге «Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни» выделил следующие харизматические качества лидеров:

личная магнетически притягательная сила;

воодушевление, испытываемое от выполняемой жизненной задачи;

отождествление себя с выполняемой работой (это производит впечатление, что человек находится на своем месте);

раскрытие собственных способностей;

уверенность в своих силах и душевное равновесие;

умение сосредоточивать свое внимание на самом главном;

коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения;

умение мотивировать себя и других;

способность находить к людям правильный подход;

умение ставить перед собой и другими четкие цели;

обаяние;

активность и энергичность;

умение принимать решения;

умение служить образцом для подражания;

положительное восприятие жизни [640, с. 24].

Известный исследователь Эдвин Пол Холландер, основываясь на веберовской модели харизматического лидера, считает наличие харизмы системообразующим элементом лидерства. Харизма детерминирует определенную власть над членами команды, особенно в критические моменты, когда существует необходимость в конкретных организованных действиях [807].

Профессоры Мак-Гилл Джей Конджер и Рабиндра Канунго убеждены, что харизматические лидеры обладают следующими важнейшими личностными качествами:

уверенностью в себе и в своих способностях;

готовностью принести себя в жертву во имя достижения поставленных целей;

социальной сензитивностью (чувствительностью) и эмпатией (способностью понимать переживания другого), требуемых для понимания потребностей и ценностей последователей, способностью видеть их возможности и бережно относится к их желаниям;

коммуникативными способностями – акцент сделан на специальную работу над устными и письменными взаимоотношениями;

стратегическим предвидением – особое внимание уделяется креативному мышлению, позволяющему подготавливать глубинные преобразования и формулировать нетрадиционные цели;

когнитивными (интеллект, память, внимание) способностями, позволяющими правильно оценивать ситуацию и распознавать благоприятные возможности и ограничения на пути достижения поставленной цели;

управлением имиджем – акцент сделан на моделировании внешности, создании интерьера, изучении и совершенствовании жестов, актерском мастерство;

делегированием полномочий – акцент делается на необходимости повышения производительности труда и степени участия последователей в управлении, ослаблении бюрократических процедур, утверждении перспективных целей и развитии системы вознаграждений;

неординарностью, способностью демонстрировать новые и нестандартные модели поведения. В случае успеха такое поведение вызывает удивление и восхищение у подчиненных;

чувствительностью к окружающей среде, способностью реально оценивать возможности внешнего окружения и ресурсов, которые требуются для реализации поставленных задач [714, с. 94].

Основываясь на понятиях социализированного и персонализированного стремления к власти, введенных Д. Мак-Клелландом, Джон Хауэлл выделил два вида харизматического лидерства.

1. Социализированная харизма характеризуется:

сдержанным стремлением к власти и не слишком усердным использованием ее;

индуцированием интернализации (т. е. возникновения ценностей, общих для лидера и последователя);

стремлением к целям, соответствующим потребностям подчиненных;

постоянной их поддержкой и интеллектуальной стимуляцией.

2. Для персонализированной харизмы свойственны:

несдержанное стремление к власти и усиленное использование этой власти;

индукция идентификации (т. е. взаимоотношения между лидером и последователем строятся на основе привлекательности лидера);

стремление к целям, представляющим выгоду лично для лидера, и обманом, силой навязанным последователям;

поддержка последователей демонстрируется лидером только в случае, если это ему выгодно.

В результате последователи социализированного лидера становятся автономными, свободными и ответственными, а персонализированного – зависимыми, подчиненными и покорными.

Если социализированные лидеры в целом полезны для организации, так как стремятся к целям, конгруэнтным ее целям, то персонализированные приносят пользу лишь в кризисных ситуациях [820, с. 304].

Манфред Кетс де Вриес рассматривал харизматическое лидерство с позиций психоаналитической парадигмы: лидер воспринимается последователями как стабильная фигура отца, когда он демонстрирует исполнение одной из трех ролей: героя, прорицателя, спасителя.

Лидеры, постоянно подчеркивал М. де Вриес, должны обладать харизмой, так как именно она отличает их от просто хороших руководителей и позволяет создать команду, всегда готовую «пройти лишнюю милю». Анализируя такое важное и необходимое каждому лидеру личностное качество, как харизма, М. де Вриес делает следующие выводы:

харизма подразумевает решимость бросить вызов существующему порядку вещей и преодолеть его недостатки;

харизматичные люди предоставляют реальные варианты преодолеть существующий несовершенный порядок, они дают надежду на изменение и создают новый фокус, выражающий коллективное воображение;

харизматичные люди умеют выждать и правильно выбрать момент для решительных действий. Они умеют драматизировать риски;

харизматичные лидеры умеют создавать яркие образы, заставляющие людей действовать. Манипулируя символами, они умеют «управлять смыслом»;

харизматичные лидеры успешно создают союзы, они эмоционально одаренны, с ними окружающим легко и комфортно. Они вызывают желание подражать им и разделять их ценности. Они создают в компании атмосферу, поощряющую сверхусилия, веру каждого в собственные способности и готовность рисковать [100].

Исследователь Стивен Роббинс в работе «Основы организационного поведения» считает, что харизматические лидеры должны обладать следующими личностными характеристиками:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты"

Книги похожие на "Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Котляров

Игорь Котляров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Котляров - Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты"

Отзывы читателей о книге "Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.