» » » Сборник - Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)


Авторские права

Сборник - Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)

Здесь можно купить и скачать " Сборник - Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Данилов монастырь»8e2572b9-4e4b-11e1-aac2-5924aae99221, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник - Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)
Рейтинг:
Название:
Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-89101-411-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)"

Описание и краткое содержание "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена памяти одного из самых значимых иерархов в истории Русской Церкви XX века, последнего перед закрытием настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского). Владыка был яркой незаурядной личностью: аскет, ученый монах, ревнитель святоотеческого Православия и в то же время активный борец с революцией, монархист, печальник о судьбе русского народа. Он оказал огромное влияние на церковную политику по отношению к богоборческой власти, был образцом непреклонного стояния в вере. Но о жизненном пути Владыки, особенно в послереволюционное время, до сих пор известно очень мало. Подробное повествование о последнем, «расстрельном», деле Владыки не только поможет гораздо больше узнать о его голгофском пути, но еще и поставит перед читателем вопрос, который каждый должен решить для себя сам: насколько можно верить тому, что написано в протоколах допросов следственных дел 30-х годов?






Оппозиция архиепископа Феодора и его сторонников, так называемой «Даниловской группы» непоминающих, по отношению к митр. Сергию первоначально была достаточно умеренной. Можно сказать, что они занимали в Церкви центристскую позицию. Говоря о церковных взглядах владыки Феодора в то время, философ Лосев писал: «[Архиепископ Феодор] говорит, что сергиане и иосифляне одинаково будут судимы на будущем Соборе, хотя, по его мнению, последние безусловно будут оправданы…» По этим же воспоминаниям Лосева, владыка Феодор «фактически разорвавши (только в 1930 году!) с С<ергием>, формальное отложение все же считает не только ненужным, но и невозможным, ибо-де отложить может только Бог»[10]. Однако из-за недостаточности имеющихся источников (в частности, отсутствия в следственных делах подлинных текстов писем архиепископа Феодора) церковная позиция главы «даниловцев» пока до конца не ясна.

По окончании ссылки владыка Феодор 18 декабря 1930 г. возвратился в Москву, на Рождество 1931 г. вел службу в храме Воскресения Словущего и сразу уехал во Владимир. В начале апреля 1931 г. во Владимир на жительство приехал архимандрит Симеон (Холмогоров), близкий друг и сподвижник владыки Феодора со времен их совместной учебы в Казанской Академии, сменивший его на посту ректора Тамбовской Семинарии и продолживший его антиреволюционную политику, тяжело раненный в 1907 г. студентом-террористом и с тех пор прикованный к инвалидному креслу. Владыка Феодор заботился о нем всю последующую жизнь.

28 мая 1931 г. во Владимире, по адресу ул. Задний Боровок, дом 21, архиепископ Феодор был вновь арестован. При аресте «у Поздеевского Ф.В. принято 5 руб. 95 коп. денег». И вещи: «чайник, два креста, две кружки, стол, ложки, ложка чайная, ложка для заварки чая, мал. каструлька, три пустых коробки». В анкете арестованного указано, что владыке 63 года, что он родился в марте 1868 г. И вообще во всех следственных делах владыки Феодора указан как год рождения 1867-й, а не 1876-й. В конце анкеты примечание заключенного: «Болею хронической малярией и почечно-каменной болезнью и нуждаюсь в постоянной медицинской помощи».

В протоколе допроса от 10 июня 1931 г. в графе об отношении к советской власти написано: «Для меня форма государственного правления безразлична».

В Заключении следователя от 17 сентября 1931 г. сказано, что Поздеевский «объединял реакционных церковников, призывая к активной борьбе с Советской властью при помощи церкви. Для конспирации своей деятельности Поздеевский перешел на нелегальное положение и, проживая в г. Владимире, давал указания оставшимся в Москве единомышленникам». 1 октября 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило: «Поздеевского Ф.В. заключить в концлагерь сроком на три года, считая срок с 28 мая 1931 г.».

Отбывал в Свирлаге. Вместе с ним в лагере, «в одной палатке», был и Алексей Федорович Лосев, который так отзывался о владыке Феодоре: «Большой человек. И интересный человек. <…> чуть ли не первый на моем пути настоящий монах из иерархов <…> Достойный и большой человек»[11].

20 мая 1932 г. на заседании Президиума ЦИК СССР «постановили: ходатайство о помиловании Поздеевского Ф.В. удовлетворить и от дальнейшего отбывания наказания в концлагере освободить» и владыка Феодор был досрочно освобожден из концлагеря «в порядке частной амнистии».

3 ноября 1934 г. вновь арестован в г. Зарайске, ул. Карла Маркса, д. 13 (или 11). Заведено дело № 24649-с Брянских Петра Арсеньевича (епископа Парфения) и Поздеевского Александра Васильевича (архиепископа Феодора). В справке на арест было сказано, в чем обвиняются эти люди:

«В Зарайске проживает с начала 1934 г. архиепископ Феодор, который сразу стал проявлять активную контрреволюционную деятельность, объединяя вокруг себя реакционно настроенное духовенство, монашество и верующих. В целях восстановления связей со своими последователями он неоднократно приезжал в Москву и Загорск, где организовывал тайные богослужения, производил сборы денег и продуктов для оказания помощи нуждающимся в ссылках и ИТЛ и монашествующим.

В своей квартире в г. Зарайске (в доме быв. купчихи Гузнищевой) Поздеевский организовывал тайную церковь, где систематически нелегально совершал богослужения. В последнее время Поздеевский был связан с проживающим в г. Кимрах еп. Брянских Парфением, руководителем украинского контрреволюционного ИПЦ, и совместно с ним проводил активную работу по воссозданию контрреволюционной организации ИПЦ».

Архиепископ Феодор на допросах отвечал на вопросы коротко и отрицательно: «В Москве был два раза проездом». «Посылки получаю от Красного Креста. От знакомых и прихожан Даниловского монастыря ничего не получаю». «Связей ни с кем не поддерживал, никто в Зарайск не приезжал. Брянских не приезжал ни разу, 2 года его не видел». «С митрополитом Кириллом Смирновым не встречался. С епископами Прокопием Титовым, Дамаскиным, Парфением Брянских, архиепископом Серафимом Самойловичем не встречался 2 года». «В январе 1934 г. во Владимире заходил к Холмогорову навестить несколько раз».

«Вопрос: Вы постригли в схиму Холмогорова?

Ответ: Мне, как настоятелю быв. Данилова монастыря, о постриге в схиму Холмогорова Семена ничего не известно, так как мне он прошение не подавал.

Вопрос: Как протекала ваша деятельность и осуществлялось руководство монашеской братией быв. Данилова монастыря после вашего возвращения из концлагеря?

Ответ: В Зарайске встретился с Поликарпом Соловьевым и Серафимом, который живет в Кашине. Больше ни о ком не знаю».

При аресте епископа Парфения (Брянских) была изъята переписка, и, видимо, во многом благодаря этому его допросы гораздо более информативны:

«Вопрос: С кем поддерживали связь?

Ответ: На Украине Абашидзе Антоний, архиепископ, г. Киев Панкеев Антоний, епископ Белгородский, г. Белгород, Дамаскин Цедрик, епископ, г. Нежин, <…>, Кармазин Макарий, епископ, проживает около Костромы, Садковский Игнатий, проживает в г. Скопин Москов. обл., Поздеевский Феодор, архиепископ Волоцкий, Зарайск, Стадницкий Арсений, митрополит Ташкентский».

На допросах епископ Парфений показывает, что с Поздеевским виделся в январе 1934 г. в Зарайске, с Поликарпом Соловьевым. Что они пили чай, вели общие разговоры о знакомых. Что епископ Прокопий Титов приезжал на 2–3 дня в сентябре 1934 г. Что с Поздеевским и Титовым встречались «на почве общности наших взглядов на положение православной церкви в Советском Союзе при правлении Советской власти и митрополита Сергия», где «она лишена всех своих прав на легальное служение». Что «я и мои единомышленники – еп. Макарий Кармазин и в письме еп. Цедрик – считают, что митрополит Сергий нарушил и продолжает нарушать указания Патриарха Тихона и митрополита Петра Крутицкого по управлению православной церковью. Поздеевский и Титов с этим согласны». Что еп. Прокопий Титов «подтвердил мне свою непримиримую точку зрения по отношению к Советскому правительству и митр. Сергию, изложенную в его письме митр. Сергию (копия изъята при аресте)». Что еп. Прокопий доказывает, что «политика митр. Сергия угодничества Советской власти пагубна для русской церкви и сознания верующих людей», что это «руководство, ведущее в пропасть антихристову».


Архиепископ Феодор (Поздеевский). Фотография из следственного дела. 1934 г.


Здесь необходимо обратить внимание на то, как на изъятых при аресте письмах строятся «показания» на допросах. Так же будет и в последнем следственном деле владыки Феодора. Но при аресте в 1933 г, в отличие от епископа Парфения, у владыки никакой переписки, на которой можно было строить его «показания», изъято не было. Поэтому сведений ни о ком от архиепископа Феодора получить не удалось. Даже проведенная 7 января 1935 г. «очная ставка» ничего не дала:

«Брянских: В янв. 1935 г. в Зарайске на квартире Поликарпа Соловьева я и Поздеевский говорили "о тяжелом положении церкви в России" и "пришли к убеждению правоты наших взглядов и действий на дальнейшее отрицательное отношение в Советской власти и ее церковной политике".

Поздеевский: Нет, я Брянских в Зарайске не встречал, знал о приезде его от моего знакомого Поликарпа Соловьева, у которого Брянских остановился в Зарайске».

Обвинен архиепископ Феодор был в том, что «будучи враждебно настроен к Советской власти, по возвращении из концлагеря восстановил свои связи с отдельными монахами быв. Данилова монастыря, через которых проводил свою контрреволюционную деятельность по созданию вокруг себя антисоветски настроенного духовенства и верующих. <…> поддерживал тесную связь с отдельными деятелями "ИПЦ"». Приговорен к ссылке в Севкрай сроком на 5 лет, которую отбывал в Сыктывкаре.

В последний раз владыка Феодор (Поздеевский) был арестован в Сыктывкаре 4 марта 1937 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)"

Книги похожие на "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник

Сборник - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник - Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)"

Отзывы читателей о книге "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.