» » » » Анна Бердичевская - Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)


Авторские права

Анна Бердичевская - Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)

Здесь можно купить и скачать "Анна Бердичевская - Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Литагент «Арсис»48a050d2-b039-11e3-b4ee-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анна Бердичевская - Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)
Рейтинг:
Название:
Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-904155-20-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)"

Описание и краткое содержание "Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)" читать бесплатно онлайн.



Действие книги происходит на территории Грузии во время распада СССР и последующих политических демаршей.

Клоун Генрих Масхарашвили по прозвищу Масхара, женщина-фоторепортер, русский доктор, вывозящий в Москву на бомбардировщике жену и детей, московская поэтесса и упрямая старушка-блокадница из Санкт-Петербурга, навестившие друзей и сестру в разгар военного конфликта… Это герои сборника рассказов «Частные грузинские хроники». Их не интересует политика, они просто живут в это безумное время, когда каждый день приходиться рисковать жизнью, спасая близких, расставаться со всем, что любишь, терять друзей и родной дом, пересекать закрытые границы…

Однако, частная жизнь людей сильнее политики и войны.






– Я не умею заботиться!.. – Хромая ходит по комнате, его пошатывает, опрокидывает цветы. – Я умею только любить. А ведь она – одинокая женщина в чужом городе. У нее однажды болел зуб. Я ее очень жалел. У меня даже у самого заболел зуб. Но где же я возьму зубного врача? Да я и не подумал!

– Ну и как? – Что – как?

– Ей вырвали зуб? Знаешь, у меня есть один доктор… – Не знаю. Я вообще ничего о ней не знаю.

– А тебе вырвали? – Нет, сам прошел. – Где она жила?

– У тетки. Она называла ее мамида. Скажет: «Я живу у мамиды»… И махнет вот так рукой. – За Домом Совета, что ли? – Похоже. Я ни разу не провожал ее до дому.

– Ну ты и фрукт. И она… любит тебя? – Да! Очень!

– Она тебе говорила? Или ты сам догадался? Генрих смотрит невесть куда и улыбается:

– Сам.

Робик наливает водку по стаканам.

– Ну, если она тебя любит, она вернется. Выпьем за это. Однажды раздастся звонок в дверь, и она войдет, как ни в чем не бывало.

Пьют.

Раздается звонок в дверь. Робик напуган. Он не любит совпадений. – Это она!

Мгновенная надежда сменяется у Генриха апатией. – Нет. У нее же есть ключ.

Проходит несколько секунд. И становится слышно, как в скважине поворачивается ключ. Генрих и Робик встают. Входит Ия. Она очень мила и красива. Робик сражен.

– Ия… – Генрих замечает, что стоит перед ней в трусах. – Извини.

Он берет брюки с пола, начинает их тут же напяливать, соображает, что лучше бы это делать в спальне, упрыгивает туда.

– Это вы меня простите. Я открыла своим ключом, потому что испугалась. Генрих сказал, что будет дома, а на звонок никто не ответил.

– Что вы, что вы, сударыня! – Робик впадает в бестолковую суету гостеприимства. – Вы видите-мы счастливы… Прошу вас, будьте как дома. Здесь не слишком-то прибрано, но мы это сейчас…

Сгребает со стола сливовые косточки и огрызки, роняет пепельницу, лезет за нею под стол.

Генрих кричит Робику из глубины спальни:

– Водку не опрокинь.

Возвращается из кухни с бутылкой, подаренной Ией.

– У меня осталось немного коньяка, Ия, выпей с нами… Садись.

– Я принесла хачапури. Еще горячее.

Робик вылезает из-под стола.

– Какая прелесть…

Ия разворачивает хачапури, достает посуду, наводит порядок, ставит опрокинутые цветы.

– Когда я тебе позвонила, и ты сказал, чтоб я пришла попозже, я решила приготовить хачапури. Не идти же с пустыми руками. А пока оно готовилось, я написала опровержение в газету. Конечно, это глупо, но мне так захотелось хоть что-нибудь сделать! – обращается к Робику: – Вы читали, что там написано про Генриха?

– Он читал. Ия, родненькая, не суетись, выпей с нами.

– Да-да, сударыня, прошу вас! – Робик подает Ие стул. – Генрих, ты нас не представил.

Генрих наливает Робику и себе водку, Ие коньяк. Язык у него слегка заплетается.

– Д-да. Ия, это мой Альтер Эго… В общем – родственник. Он почти я, только его зовут Робик… он гораздо лучше меня. Он писатель. Он заботлив. И почти не пьет. У него много друзей. Одного друга зовут Генрих. А другого Петя… Выпьем за дружбу!

Робик протестует:

– Нет уж, позволь. Ия, я предлагаю тост за вас. Вы пришли, и в этой унылой ржавой норе зажглось солнце.

Генрих согласен:

– Да, Ия, да. Это правда.

– Я пью за вас, дорогая Ия, за наше знакомство. За то, что мне посчастливилось на старости лет увидеть такую молодость, и такую красоту, и такую доброту!..

Генрих встает.

– Ия, в твоем лице я пью… за тебя!.. – Пьет. Он окончательно пьян. И весел. – Что это ты принесла?

Ия смущена, она выпивает коньяк и немедленно розовеет. Разворачивает туго свернутый и перевязанный аптечной резинкой свиток. Это газеты.

– Я много лет собираю всю прессу о тебе, Генрих. Сегодня я решила – в тебя эти статьи могут вселить уверенность, помогут тебе.

– Конечно помогут! Конечно вселят! Сейчас мы начнем новую жизнь. Устроим маленький детский праздник. Новый год! Вот только сделаем ёлочку.

Генрих берет газеты, снова скручивает их, надрезает и из трубки осторожно вытягивает длинную «ёлочку». Ставит ее в вазу с цветами, самый крупный цветок втыкает в вершину «елочки». При этом Генрих тихонько напевает детскую новогоднюю песенку. Ия с восхищением глядит на Генриха. Он достает из ящика в серванте маленькие свечи, зажигает их одну за другой, втыкая, куда придётся. Гасит свет. Одну зажженную свечку подает Ие.

Глаза Ии полны слез.

– Генрих, ты волшебник.

Генрих зажигает и зажигает свечи.

– Да, я умею все. Я только не умею заботиться. Но зато я умею глотать ножи!

Бросает свечи, хватает со стола нож, которым Ия нарезала хачапури, и «глотает» его, да так, что нож «застревает» у него поперек горла. Это так страшно, что Ия вскрикивает, ей становится плохо. Робик бросается к ней.

В этот момент все в комнате начинает трястись, раздается грохот. Робик, за ним Ия и Генрих бросаются на балкон. По ночной улице один за другим медленно, со скрежетом поворачивая пушки, как бы примеряясь к целям, проходят три танка. Скрываются за поворотом. В окнах дома напротив зажигаются и гаснут огни. Генрих, Робик, Ия переглядываются.

Робик бледнеет и трезвеет. Произносит с чувством:

– Мир вывихнут. Распалась связь времен…

Генрих смотрит вслед танкам.

– Пойдем, выпьем.

В комнате безмятежно сияют свечи. Впрочем, одна из них упала на ковер, и ковер тоже безмятежно пылает. Робик затаптывает пламя, одну за другой гасит свечи. Генрих наливает водку и коньяк.

Ия движется как сомнамбула, напевает:

– Свеча упала на ковер и запылала как костер…

Включает свет. Робик стоит посреди испорченного ковра с огарками свечек в руках.

– Только бы не пролилась кровь.

Ия смотрит на него, и словно очнувшись, отвечает с неожиданной мрачной решимостью:

– Нет, пусть прольется! Лишь бы все изменилось. Так больше жить нельзя.

– Как, родненькая? – Генрих с любопытством смотрит, как Ия наливает себе коньяк, полстакана…

– В ожидании перемен. В ожидании утра новой эры! Оно придет, но сначала на востоке должна вспыхнуть алая полоска крови. Нужна жертва…

Ия поднимает стакан, рассматривает его на свет и пьёт. Щеки её пылают, глаза блещут, она прекрасна, как Валькирия. Робик с ужасом и восторгом смотрит на нее.

– Но, сударыня, у меня дети!.. Генрих обессиленный сидит в кресле.

– Ия, девочка, не надо крови… поставь чайник. Ия сразу меняется, становится нежной и кроткой. – Сейчас, Генрих, сейчас.

Убегает на кухню.

У Генриха видение: восход над горами, между двух гор алая капля восходящего солнца, она все растет, набухает, и вдруг проливается в реку, река загорается алым огнем. Все это – под ритмичную, мучительную, все расширяющуюся мелодию. Внезапно всё сменяется тишиной и лицом Ии.

– Генрих, чай готов… Тебе наливать?

– Я кажется засыпаю… – Генрих закрывает глаза.

Перед ним все еще лицо женщины, но это не Ия, это Мария. Голова Генриха лежит на коленях у Марии.

– Я кажется засыпаю… Мария, знаешь, что я сделаю, когда ты меня бросишь?

– Ты думаешь, я тебя брошу?

– Да. Ведь со мной нельзя жить… Так вот, когда ты меня бросишь, я тебе отомщу. Я заведу себе другую. Я оторву такую девочку – закачаешься. И сделаю так, чтоб ты узнала об этом.

– Да, я узнаю об этом. И тогда мне станет тебя жаль. Мне станет так тебя жаль, что однажды ночью я проснусь и заплачу. А ведь я не умею плакать.

– И ты вернешься ко мне. – Это вряд ли.

– Почему?

– Я и возвращаться не умею. Генрих улыбается, он ей не верит. – А петь ты умеешь?

– Нет.

– Тогда спой мне.

Мария обнимает Генриха, поет ему на ухо:

Пришел мой тихий вечер.
Не знаю, что начать.
Пришел мой друг желанный,
Он стал меня ласкать.
Целует, обнимает, Прощается со мной…

…Ты спишь?

– Да. И сделай так, чтоб я никогда не просыпался…

Генрих открывает глаза. Он лежит на диване, укрытый пледом. Напротив за столом сидит Робик, хлюпая пьет чай и ест хачапури. Генрих, мучаясь, вращает глазами, оглядывая комнату.

– Сколько от тебя шуму. Ия ушла? – Ушла. – Робик жует. – Она прелесть. – Да.

– А ты дурак.

– Да.

– Она не захотела, чтоб я ее провожал.

– Она живет в моем подъезде. У нас еще есть, что выпить?

– Немного. Наливает.

Генрих опускает ноги на пол, со стоном хватается за голову.

Робик спокойно наблюдает его мучения.

– Давай, давай, накачивайся. Это твоя последняя пьянка. Через две недели ты должен быть в форме.

– Что ты знаешь о форме? Ты думаешь, это когда можешь сделать стойку на левой руке?

– Угу… – Закусывает водку. – И еще не даешь себя поколотить.

– Ах ты жулик, простофиля. Слушай. Форма для клоуна… для масхара… – с отвращением пьет, – это когда он точно знает, что может сыграть Шута в «Короле Лире». Сыграть шута и сыграть в ящик. Одинаково и трудно, и легко… И для того, и для другого нужна форма. Нужно быть готовым. Так говорит Джанго Эдвардс.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)"

Книги похожие на "Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Бердичевская

Анна Бердичевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Бердичевская - Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)"

Отзывы читателей о книге "Масхара. Частные грузинские хроники (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.