» » » » Елена Прокофьева - Православные праздники


Авторские права

Елена Прокофьева - Православные праздники

Здесь можно купить и скачать "Елена Прокофьева - Православные праздники" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Олма Медиа»aee13cb7-fc46-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Прокофьева - Православные праздники
Рейтинг:
Название:
Православные праздники
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-373-04463-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Православные праздники"

Описание и краткое содержание "Православные праздники" читать бесплатно онлайн.



Эта книга о главных праздниках Русской Православной Церкви, об их духовном содержании, истории и традициях.

Для широкого круга читателей.






Собор апостолов. Кон. XV – нач. XVI в., ГТГ, Москва


Изображение Деисуса (Марии и Иоанна Предтечи, просящих у Христа заступничества за род людской) и двенадцати апостолов. В порядке следования слева направо представлены: Иоанн Богослов, Петр, Павел, Матфей, Марк, Андрей, Иаков, Лука, Фома, Варфоломей, Симон, Филипп. Апостольская проповедь. Федор Зубов. 1662 г.


После дня сошествия Святого Духа апостолы начали ежегодно праздновать его и заповедали вспоминать это событие всем христианам (Деян. 20, 16). Окончательно Праздник Святой Троицы был установлен в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице – Триипостасном Боге, непостижимой тайне Триединства Бога.

День Пятидесятницы венчает круг всех великих праздников, в торжественном богослужении этого дня Церковь приносит благодарения, славословия и прошения всей Пресвятой Троице и одновременно возвышает наши умы к познанию Духа Святого. В IV веке святой Василий Великий специально для этого дня составил коленопреклоненные молитвы, которые доныне читают сразу после литургии на праздничной вечерне. Христиане молятся о ниспослании им Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и во славу Пресвятой Троицы, и во славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после Крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в XIV веке, при преподобном Сергии Радонежском. С праздником Троицы связано много примет и народных обычаев. Хотя, в зависимости от дня Пасхи, время его празднования приходится на разное время и разрыв бывает довольно значительным, но неизменно этот день знаменует торжество наступающего лета, расцветающей природы, а символом этого расцвета на Руси испокон веков была молодая березка. В деревнях девушки шли в лес, сплетали себе венки, «завивали» березку – сплетали березовые ветви. К этому дню украшали зеленью избы и дворы. Водили красочные хороводы, пели обрядовые песни, гадали о замужестве и девичьей судьбе. Верили в приметы: «На Троицу дождь – много грибов», «Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса». На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили: «С Духова дня не с одного неба – из-под земли тепло идет». «Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке». Как и на Троицу, в Духов день завивали березки, бросали в реку венки. В народе считали, что Духова дня как огня страшится всякая нечисть, а перед солнечным восходом мать сыра-земля открывает свои тайны. Поэтому в прежние времена охотники за сокровищами частенько в этот день отправлялись на поиски кладов.

Православное богослужение в праздник Святой Пятидесятницы особенно трогательно и красиво. На Троицу принято украшать храмы молодыми березками и цветами. Это не только приношение дара Богу, но и символ самой Церкви Христовой, которая в этот день родилась и, по слову церковного песнопения, «процвела, яко крин (цветок)». Священники облачены в зеленые ризы, сотни березовых веточек принесли прихожане, пол густо засыпан травой, торжественно и светло звучит хор, упоительно пахнет свежей зеленью. Этот обычай идет отчасти еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время по общему обычаю тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В этот праздник вспоминают и явление Аврааму Святой Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.


Троица. Андрей Рублев. Ок. 1411 г.


Особо стоит сказать несколько слов об иконах Пресвятой Троицы. Долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая, что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа – Сына Божия. Но не Бог – Отец, не Бог – Дух Святой не должны быть писаны. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Рублева, на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога-Отца в виде старца, по правую руку от него Иисуса Христа как отрока или взрослого мужа, и Духа над ними в виде голубя.

Тропарь

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Часть II

Празднуем весь год

Глава 1. Праздники русской зимы

Рождество Христово – 7 января

Это величайшее и долгожданное событие, открывшее новую эру в истории человечества, произошло две тысячи лет назад в небольшом иудейском городке Вифлееме. Расположенный в восьми километрах от Иерусалима, он лежит в окружении холмов, плодородных полей, садов и виноградников – настоящий оазис среди пустыни. Дева Мария и Иосиф пришли из родного Назарета в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения. Согласно указу императора, каждый житель Римской империи для этого должен был приехать в город своих предков. «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей» (Лк. 2, 4–7).

Они не смогли найти место в гостинице и остановились за городом в вертепе (пещере), куда пастухи загоняли скот в плохую погоду. Здесь, среди разбросанного сена и соломы, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, пришел в мир Богочеловек, Спаситель мира. В ночной тишине, в убогой пещере Дева Мария без посторонней помощи родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли. Как и было предсказано пророками, рождение Богомладенца не нарушило чистоты Богородицы, т. е. она осталась Девой. Потому христиане и стали называть Святую Божию Матерь Пречистой Девой или Приснодевой (присно – всегда).

В полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Первыми гостями Божественного младенца стали не цари и вельможи, а простые пастухи, которые пасли свои стада на поле неподалеку от вертепа. Среди этой божественной ночной тишины им вдруг явился блистающий лучезарным светом Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10–12). Сейчас же после этого явилось многочисленное воинство ангелов, певших ту дивную песнь, которую до сих пор все люди слушают с волнением: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). Обрадованные этой вестью, пастухи поспешили к заветной пещере, где и нашли лежащего в яслях Младенца-Господа. Благоговейно поклонившись Спасителю, они рассказали Приснодеве Марии и праведному Иосифу все, что видели и слышали.


Рождество. Джотто. 1303–1313 гг. Капелла дель Арена, Падуя


Поклонение волхвов. Джотто. 1303–1313 гг. Капелла дель Арена, Падуя


В это же время с дарами к Богомладенцу пришли волхвы с востока. Евангелист Матфей так описывает это событие: «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11). Здесь необходимо пояснить, что под славянским словом «волхвы» в данном случае понимаются не кудесники или волшебники, которых христианство отвергает. Это были мудрецы и ученые, которые обладали огромными знаниями и пользовались большим уважением, становились жрецами, советниками царей, управителями городов и даже царями. Пришедшие поклониться Новорожденному Мессии волхвы давно ждали, что на землю должен прийти великий Царь Мира, а воссиявшая на небе в далеких восточных пределах чудесная Вифлеемская звезда указала им путь к пещере. Проделав многодневное и небезопасное путешествие, волхвы поднесли Младенцу Христу свои дары – золото, ладан и смирну. В этих дарах восточных мудрецов символически выразились три ипостаси, соединенные во Христе. Золото они принесли как дань Царскому достоинству; ладан, используемый в богослужениях, означал признание Его Божества. Смирна, которой помазывали умерших при погребении, указывала на человеческую сущность Спасителя и грядущую жертву искупления Христа – этим благовонным составом были помазаны Его ноги перед Распятием, а после смерти на Кресте умащено Его тело. Это принесение даров является также исполнением обетований пророков Давида и Исаийи: «…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс. 71, 10); «все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60, 6).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Православные праздники"

Книги похожие на "Православные праздники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Прокофьева

Елена Прокофьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Прокофьева - Православные праздники"

Отзывы читателей о книге "Православные праздники", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.