» » » Алла Фоминова - Жизнестойкость личности


Авторские права

Алла Фоминова - Жизнестойкость личности

Здесь можно купить и скачать "Алла Фоминова - Жизнестойкость личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алла Фоминова - Жизнестойкость личности
Рейтинг:
Название:
Жизнестойкость личности
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-4263-0110-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жизнестойкость личности"

Описание и краткое содержание "Жизнестойкость личности" читать бесплатно онлайн.



В монографии анализируется феномен жизнестойкости личности с точки зрения интегральной индивидуальности. На основании данных социологических, психологических исследований рассматривается роль социокультурных условий становления личностных структур, являющихся определяющими факторами жизнестойкости. Обсуждается значимость таких предпосылок развития и проявления жизнестойкости, как индивидуально-типологические свойства личности, социально-психологические навыки и общие способности.






Человек, повышая самоэффективность в разных видах своей деятельности, усиливает установку подконтрольности ему жизненных ситуаций, что способствует повышению общей жизнестойкости его личности перед лицом трудностей жизни.

Однако далеко не всегда знание правил и алгоритмов может помочь в решении жизненных задач. Возможность освоения человеком получаемых извне знаний зависит не только от организации процесса обучения, но и от наличия внутренних условий их освоения.

С. А. Рубинштейн отмечал, что недостаточно снабжать учащихся готовыми схемами, хотя без этого невозможно обойтись. Необходимо «подумать о создании внутренних условий для их продуктивного использования, не говоря уже о возможности самим находить новые обобщения, новые приемы, новые способы действия-операции» [143].

В Приложении № 1 представлен анализ работы с художественными текстами, которая проводится со студентами-психологами в рамках курса «Методика преподавания психологии». С одной стороны, в данной работе студенты включаются в выполнение деятельности алгоритмизированной, но с другой стороны, эта деятельность направлена на развитие неформального мышления, связанного со смысловой сферы личности.

Уровень социально-психологический подчинен личностным структурам, системам отношения и самоотношения, ценностно-смысловым образованиям.

Чтобы включиться в определенную деятельность или совершить поступок надо, прежде всего, сделать выбор, принять свою ответственность за этот выбор и осознать его смысл.

Личностно-смысловой уровень психики человека является вершиной в процессе сознательного построения своей жизни и своего поведения в процессе преодоления трудностей жизни.

2.3. Роль личностно-смыслового уровня психики в развитии и проявлении жизнестойкости

Личностно-смысловой уровень связан с категориями личностного смысла, самоотношения и отношения с окружающими, осознанного выбора, сознательной рефлексией. Проявление жизнестойкости на данном уровне психики человека – это позитивное мироощущение, повышение субъективной оценки качества жизни.

Значимость личностно-смыслового уровня для полноценной жизни человека и для преодоления им трудностей, отражается в концепции С. Л. Рубинштейна об открытости потребностей человека для своего развития, приумножения и «очеловечивания», поскольку «в историческом развитии не только надстраиваются новые потребности над первичными инстинктивными потребностями, но и преобразуются последние, многократно преломляясь сквозь изменяющуюся систему общественных отношений» [143].

С. Мадди сделать вывод о том, что жизнестойкость – тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, именно потому, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах [103].

В исследованиях С. Мадди были получены данные о корреляции уровня жизнестойкости с личностными образованиями [98].

– Положительно связана жизнестойкость со шкалами опросников MMPI–II и MCMI–III, отражающими силу эго, доминантность, со шкалой социальной желательности и социальной ответственностью.

– Особое значение жизнестойкость приобретает при тяжелых и терминальных заболеваниях [98]. В этом случае жизнестойкость становится ресурсом, позволяющим справиться с отчаянием, ощущением беспомощности и потери смысла. Помимо этого, у жизнестойкого пациента болезнь реже вызывает обострение застарелых психологических переживаний и конфликтов и чувства вины в семье. В свою очередь, более жизнестойкие медицинские и социальные работники более открыты и готовы принять болезнь, старение и смерть других людей, чем их коллеги с низким уровнем жизнестойкости.

– Проведенные исследования (в которых, в частности, участвовали водители автобусов, юристы, медицинские сестры, военные в стрессовых обстоятельствах, американцы, работающие за границей и иммигранты в США) позволили зафиксировать значимые обратные корреляции вероятности заболеваний, культурного шока, посттравматических расстройств, депрессии и т. д. с уровнем жизнестойкости [98].

Личностные образования, которые являются жизненным ресурсом в критических условиях это, прежде всего, «убежденность в своих силах контролировать происходящее», «вера в себя», «готовность активно действовать и преодолевать трудности», «система значимых отношений», «воспоминания о своих успехах в других областях и ситуациях» (С. А. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, В. Э. Чудновский, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Е. Б. Фанталова и другие).

Смысл как устойчивая категория и необходимость смыслообразования в жизни человека

В исследовании Б. В. Зейгарник отмечается, что в процессе саморегуляции раскрываются внутренние резервы человека, дающие ему относительную свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность актуализации. В процессе сознательной саморегуляции может быть использована целая система психологических средств: создание воображаемых ситуаций, расширение пространственно-временных границ действия и включение его в новые смысловые связи. Процесс этот сугубо индивидуальный и связан с системой ценностей мотивов данного субъекта, особенностями восприятия мира и т. д. [65]. Сознательная саморегуляция рассматривается как одна из составляющих процесса переживания, понимаемого Ф. Е. Василюком как особая внутренняя деятельность по смыслопорождению [37].

Смысл жизни является особым психическим образованием, которое имеет относительную устойчивость, эмансипированность от «породивших» его условий, может существенно влиять на жизнь человека. В ходе возрастного развития, в процессе критических жизненных ситуаций может происходить изменения смысла жизни [173]. Смыслопорождение направлено на гармонизацию трудной жизненной ситуации, устранение внутренних конфликтов и противоречий на основе сознательной перестройки и порождения новых смыслов, в то время как воля направлена, прежде всего, на преодоление препятствий на пути достижения цели [65].

Смысл может существовать как данность, как цикличность бытия, быть направленным на поддержание значимых мотивов и ценностей.

Мотивационная структура личности, живущей в цикличной шкале времени, значительно упрощается и имеет замкнутый характер.

Зачем сеять? – Чтобы вырастить хлеб.

Зачем растить хлеб? – Чтобы осенью жать.

Зачем жать? – Чтобы молоть.

Зачем молоть? – Чтобы печь.

Зачем печь? – Чтобы съесть.

Зачем есть? – Чтобы жить.

Зачем жить? – Чтобы сеять.

Цепь мотивов не обрывается и потому не возникает внутренних коллизий, делающих жизнь противоречивой и потому наполненной многими страхами.

В этом и состоит психологический механизм защиты от страха смерти – найти тот замкнутый в себе мир, внутренне непротиворечивый или малопротиворечивый, который бы казался в самом себе необходимым и достаточным [76].

В циклической шкале времени жизнестойкость будет связана с такими свойствами, как терпимость, чувство стабильности, последовательности.

Человек, живущий в линейной, а не цикличной шкале времени должен иметь и линейную мотивацию, каждое действие требует обоснования «зачем?», «ради чего?». И эта цепь бесконечна. Но когда на очередное «зачем» нет ответа, возникает драма жизни. Поэтому жизнь в период критических ситуаций связана со смыслопорождением. В непредсказуемом мире для человека важен процесс нахождения смыслов.

Смысл может возникать во время испытания необычного состояния. Нас может охватить переживание при наблюдении за жизнью других людей, и из этого переживания возникает новый смысл собственной жизни.

В рассказе В. Набокова «Благость» герой, благодаря случаю, переоценивает жизненные ценности. Молодой человек ожидал возлюбленную, отношения с которой были мучительны, унизительны. «Я шел и думал, что на свидание ты не придешь, а если придешь, то опять поссоримся… Я ждал тебя под тяжелой сенью ветвей, у железного окна гауптвахты. Было людно: шли со службы берлинские чиновники, нечисто выбритые… у каждого в глазах – мутная тошнота. Без конца мелькали их усталые и хищные лица». Вот такое настроение, состояние владело героем, так он воспринимал мир и окружающих людей. Молодой человек начал наблюдать за старушкой, продававшей открытки. Она тоже ждала, ждала покупателя. Дул холодный ветер, и герою, и старушке явно было не по себе, «волны неприязненной прохлады обдавали грудь». В таком томительном ожидании прошел час, а может и больше. И вдруг произошло небольшое событие, которое буквально перевернуло мысли героя. А ведь событие было простое, жизненное, обыденное. «И вдруг окно гауптвахты отворилось, и зеленый солдат окликнул старушку. Она быстро сползла с табурета и подкатилась к окну. Солдат покойным движением подал ей дымящуюся кружку и прикрыл раму… Старушка, бережно неся кружку, вернулась к своему месту». Вроде ничего особенного не происходит, солдат угостил старушку-лоточницу кофе. Но герой проникается проживанием каждого мгновения нежданного наслаждения этой «коричневой старушкой». «И она стала пить. Я никогда не видел, чтобы пил человек с таким совершенным, глубоким, сосредоточенным наслаждением. Она забыла свой лоток, открытки, холодный ветер – и только потягивала, посасывала, вся ушла в кофе свой, точно так же, как я забыл свое ожидание и видел только плюшевый тулупчик, потускневшие от блаженства глаза… Она пила долго, пила медленными глотками, грела руки о теплую жесть. И в душу мою вливалась теплая, сладкая теплота. Душа моя пила, тоже грелась – и у коричневой старушки был вкус кофе с молоком». А потом старушка очень трогательно отблагодарила солдата, подарив ему две открытки, которые тот с любопытством стал рассматривать. И вот «тогда я почувствовал нежность мира, глубокую благость всего, что меня окружало, сладостную связь между мной и всем сущим – и понял, что радость, которую искал в тебе, не только в тебе таится, а дышит вокруг меня повсюду, в пролетающих уличных звуках, в осенних тучах, набухающих дождем. Я понял, что мир вовсе не борьба, не череда хищных случайностей, а мерцающая радость, благостное волнение, подарок, не оцененный нами». Начинается переоценка героем рассказа своего отношения не столько с девушкой, сколько с окружающим миром.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жизнестойкость личности"

Книги похожие на "Жизнестойкость личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алла Фоминова

Алла Фоминова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алла Фоминова - Жизнестойкость личности"

Отзывы читателей о книге "Жизнестойкость личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.