» » » Сборник статей - Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2


Авторские права

Сборник статей - Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2
Рейтинг:
Название:
Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7598-0961-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2"

Описание и краткое содержание "Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2" читать бесплатно онлайн.



Научный сборник кафедры общей и экспериментальной психологии (вып. 2) посвящен философско-методологическим, теоретическим и экспериментальным исследованиям в области общей психологии, психологии личности и истории психологии. В него вошли статьи, освещающие перспективные направления психологической науки в области теории и методологии деятельностного подхода.

Рассматриваются предпосылки овладения человеком языком и культурой как непременным условием развития и деятельности; обсуждаются временные детерминанты развития самосознания и самореализации личности, ее личностные ресурсы и источники развития самооценки, а также новые модели психологической помощи в ситуациях кризиса на принципах «понимающей психологии». Представлены оригинальные эмпирические исследования молодых ученых и аспирантов, отражающие актуальные проблемы современной психологической науки.

Для практикующих психологов, а также для преподавателей, студентов и аспирантов, изучающих психологию.






Выше приводилось положение М. Хайдеггера, что подлинное начало всегда есть за-скок вперед. В нем слиты память рода, настоящее и альтернативное будущее. В терминологии А. А. Ухтомского – это активный хронотоп. Такое же свойство сохраняют и другие, возникающие позднее формы чувственной и интеллектуальной интуиции. Результатом интуиции или инсайта всегда является новый образ реальности. Ухтомский рассматривал образ и мысль как гипотетический проект реальности. Их «проективный характер происходит оттого, что мои образы и представления всегда имеют практическое значение – они имеют в виду ту или иную деятельность и воздействие на реальность с моей стороны, то или иное взаимодействие с реальностью» [Ухтомский, 2008, с. 191]. Н. А. Бернштейн говорил об этом же в терминах Ist wert и Soll wert – что есть и что должно быть – как о характерных чертах образа ситуации. Значит, инсайт всегда есть и форсайт (foresight), он содержит потребное будущее. Согласно Блаженному Августину, только через напряжение действия будущее может стать настоящим. (Не-потребное будущее приходит само.) Интуиция или инсайт (вместе с форсайтом), если характеризовать время в пространственных категориях, есть «карта-обозрение», временная перспектива, которая должна быть преобразована в траекторию движения, в «карту-путь» или в «дорожную карту». Такое преобразование уже требует дискурсии как метода достижения цели. Естественно, что бывают ситуации, когда интуиция, минуя дискурсию, сливается с действием, что характерно, например, для поступка. Не буду воспроизводить в замечательный бахтинский сюжет о «поступающем мышлении» и «жизни-поступлении». Отмечу лишь, что непосредственность в отношениях между людьми не менее важна, чем непосредственность восприятия мира.

Соотношение непосредственного и опосредованного – это новый сюжет культурно-исторической психологии, но не новый для философии и философской психологии, которые рассматривали непосредственность как непременное свойство интуиции. Интеллектуальная интуиция непосредственна, легка, импрессионистична, панорамна. Она – награда за трудную, скрупулезную, детальную работу дискурсивного интеллекта. Эмоциональные предчувствия, предшествующие интуитивным актам, и эмоциональные всплески, сопровождающие их, вдохновляют на продолжение такой работы. Подобную вдохновляющую роль играет и интеллигибельная интуиция.

Выше читатель встретился с возражениями против трактовки интеллигибельной интуиции, принимающего, бытийного понимания как натуральных психических функций. Такие возражения остаются в силе, поскольку под натуральностью в культурно-исторической психологии подразумевается низшее, не-культурное, нечто почти недо-человеческое, которое должно быть окультурено. Если же согласиться с приведенной выше аргументацией о невероятном богатстве «начала» и с тем, что мы обязаны такому богатству «единством рождения», принадлежностью к человеческому роду, то оно для человеческого существа вполне естественно. И еще неизвестно, что выше: интуиция по отношению к презентированному миру, или интуиция по отношению к его постпрезентациям, построенным благодаря различным формам опосредования. Создание последних невозможно без предшествующей интеллигибельной интуиции. Моя претензия относится не к термину «натуральное», а к его трактовке. Человеческое натуральное является по своему происхождению культурным, что, разумеется, не освобождает человека от овладения культурой, ядро которой – слово. Слово, понимаемое во всем богатстве его внешних и внутренних форм, есть Глагол – Логос – Голос, Разговор, Диалог, Жизнь, т. е. и слово, и дело, и образ, и чувство, и мысль, и личность.

Благодаря доопытной готовности слово вместе с миром принимается в себя младенцем и становится новым началом культурного и духовного развития. Оно же оказывается концом и венцом развития. Выготский был прав, говоря, что слово венчает дело. Хорошо бы, оно оставалось шире и содержательнее sms-ки!

Литература

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари, Языки славянской культуры, 1996–2003.

Бернштейн Н. А. Современные искания физиологии нервного процесса / под ред. И. М. Фейгенберга, И. Е. Сироткиной М.: Смысл, 2003.

Бибихин В. В. Язык философии. М.: Республика, 1993.

Бибихин В. В. Мир. Курс, прочитанный на философском факультете МГУ весной 1989 года. СПб.: Наука, 2007.

Бион У. Р. Научение через опыт проживания. М.: Когито-Центр, 2008.

Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6.

Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: Per Se, 2001.

Завершнева Е. Ю. «Путь к свободе» (К публикации материала из семейного архива Л. С. Выготского) // Новое литературное обозрение. 2007. № 3 (85).

Зинченко А. В. Ностальгия: диалог памяти и знания // Культурно-историческая психология. 2009. № 2.

Зинченко В. П. Нужно ли преодолевать постулат непосредственности? // Вопросы психологии. 2009. № 2.

Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). М.: Гардарики, 2002.

Зинченко В. П. Шепот прежде губ, или Что предшествует эксплозии детского языка? // Культурно-историческая психология. 2008. № 2.

Карсавин Л. П. Философия истории. М.: Директ-Медиа, 2007.

Козинцев А. Г. Человек и смех. СПб.: Алетейя, 2007.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983.

Лосев А. Ф. Философия имени. М.: Издание автора, 1927.

Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПб, 1996.

Пастернак Б. Л. Избранное: в 2 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1985.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

Савин В. Э. Основные феноменологические новации Шпета в свете генетической феноменологии // Творческое наследие Г. Г. Шпета в контексте современного гуманитарного знания / Comprehensio. Пятые Шпетовские чтения: сб. статей и материалов междунар. науч. конф. 1–5 декабря 2008 г. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. С. 226–237.

Ухтомский А. А. Лицо другого человека. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008.

Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Флоренский П. А. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1990.

Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003.

Хайдеггер М. Исток художественного творения. Избранные работы разных лет. М.: Академический проект, 2008.

Шпет Г. Г. Мысль и слово. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2005.

Шпет Г. Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / отв. ред. и сост. Т. Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2007.

Landgrebe L. Das Problem der Teleologie und der Leiblichkeit in der Phaenomenologie und in Marxismus // Phaenomenologie und Marxismus. Bd. 1. Konzepte und Methoden / hrsg. von B. Waldenfels u.a. Frankfurt: Schurkamp, 1977.

© Зинченко В. П., 2012

А. К. Болотова

Динамичность самосознания и изменение его компонентов во времени

Проблемой «высокого жизненного значения, венчающей психологию личности» называл А. Н. Леонтьев проблему самосознания, разработке которой посвящено до статочное количество исследований в отечественной и зарубежной психологии. Эти исследования ведутся в разных направлениях, среди которых можно выделить такие, как изучение самосознания в обще теоретическом и методологическом аспектах (Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); изучение структуры самосознания и анализ отдельных его составляющих звеньев, в том числе самооценки (О. Н. Молчанова, В. С. Мухина, Л. В. Бороздина и др.); изучение самосознания как социально-психологической и философской проблемы существования и раз вития личности (И. С. Кон, В. В. Столин, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова и др.).

Вместе с тем, несмотря на встречающиеся в психологической и философской литературе обобщения и развитые теоретические представления о природе возникновения и развития самосознания, вопрос о развертывании динамики и регуляции актов самосознания во времени остается еще недостаточно разработанным. Изучение временного фактора в развитии и регуляции самосознания позволяет лучше понять его природу, выявить активные периоды его развития на всем протяжении жизненного пути личности.

Уже сама проблема возникновения самосознания как одна из исходных и методологически важных при анализе соотношения сознания и самосознания имеет временную представленность. Согласно точке зрения Л. С. Выготского [1982, с. 108–132] и С. Л. Рубинштейна [1989, т. 2], самосознание ребенка есть этап в развитии его сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Самосознание в более или менее отчетливой форме своего проявления возникает онтогенетически несколько позже сознания. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность, ее индивидуальность [Выготский, 1982; Рубинштейн, 1989].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2"

Книги похожие на "Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2"

Отзывы читателей о книге "Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.