» » » » Галина Леонтьева - Практикум по истории России XVIII века


Авторские права

Галина Леонтьева - Практикум по истории России XVIII века

Здесь можно купить и скачать "Галина Леонтьева - Практикум по истории России XVIII века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Леонтьева - Практикум по истории России XVIII века
Рейтинг:
Название:
Практикум по истории России XVIII века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2424-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Практикум по истории России XVIII века"

Описание и краткое содержание "Практикум по истории России XVIII века" читать бесплатно онлайн.



Практикум содержит источники по каждому разделу курса истории России XVIII в., комментарии и вопросы к ним. Основной пласт документов взят из трудов и публикаций отечественных историков.

Практикум будет способствовать более углубленному овладению студентами исторических факультетов педагогических вузов курса отечественной истории, ее сложных явлений и проблем.






Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. XI. Вып. 1. № 3. С. 125–126.

2

1722 год. Реформа Сената

После окончания Северной войны Петр I получил возможность вернуться к вопросу о должности, составе и месте Сената в структуре государственных учреждений. С образованием коллегий было необходимо изменять состав Сената, поскольку нахождение в нем президентов коллегий противоречило принципам подчиненности низшего органа власти (коллегии) высшему (сенату). Помимо этого реформа создала новые должности и структурные части, главными из которых стали должности генерал-прокурора и прокурора. Стремление Петра I усилить контролирующие функции Сената, ускорить принятие решений и исключить противозаконные действия коллегий и канцелярий улучшило работу центрального звена государственного управления.

* * *

А. Указ от 12 января 1722 года о составе Сената

Понеже правление сего государства, яко не распоряженаго пред сим, непрестанных трудов в Сенате требует, а члены сенацкие почитай все свои коллегии имеют, того ради не могут оного снесть. Сие сначала не осмотря учинено, что ныне исправить надлежит, сие и протчее, к тому надлежащее, как следует.

1. Чтоб, кроме двух воинских колегей и Иностранной, выбрать иных президентов, а имянно: в Юстиц, в Камор, в Комерц, в Мануфактур-коллегии и в Штатс-кантору (надлежало б и в Берг-колегию, но заобычного не знаю; того ради, пока такой сыщется, быть по старому).

Также в Сенат прибавить из министров, которые ныне при чюжестранных дворех, дабы сенацкие члены партикулярных дел не имели, но непрестанно трудились о распорятке государства и правом суде и смотрели б над коллегиями, яко свободные от них, а ныне сами, будучие во оных, как могут сами себя судит.

2. Президенты воинских колегей, Иностранной и Берг-колегий, должности не будут иметь ходить в Сенат, кроме нижеписанных причин:

1. когда какие нужные ведомости;

2. когда новый какой указ в государстве публиковать надлежит;

3. когда суд генералной;

4. или какое новое дело, решение требующее;

5. когда я присудствую; понеже дела будет каждому в своей коллегии.

3. Ревезион-колегии быть в Сенате, понеже едино дело есть, что Сенат делает, и не расмотря тогда учинено было.

4. Надлежит быть при Сенате генералу прокурору и обор прокурору, которые должны будут репортовать генерала прокурора.

Также надлежит быть при Сенате рекетмейстеру, экс-екутору и геролдмейстеру, или какой иной чин, кто б дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят.

5. Ныне ни о чем надлежит трудитца, чтоб выбрать и мне представит кандидатов в вышеписанные чины. А буде за краткостью времени всех нельзя, то чтоб в президенты колегей и в генералы и обор-прокуроры выбрать, что необходимая есть нужда до наступающего корновала учинить, дабы постом исправитца в делах было мочно. В сии чины дается воля выбирает из всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже зело нужно есть.

6. И понеже Юстиц-колегия касается до всего государства, и чтоб не нарекали, что выбрали кого по какой страсти, того ради кажетца лутче учинить так, чтоб выбрали в кандидаты в Сенате двух или трех; всеми офицеры, которые здесь, – трех же; также из дворян отобрать лутчих человек сто, и им – также трех.

И когда выберут, тогда позвать всех тех, кои выбирали кандидатов, в столовую и велет балатировать.

Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М.—Л., 1945. С. 245.


Б. Указ от 27 апреля 1722 года о компетенции Сената

1. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокурора, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить, в то время, когда советы отправляются <…>

2. Дело сенастское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить невозможно, то те дела президенту коллегии приносить и объявить генералу-прокурору, который должен представить в Cенат, и оное решить в Сенате, а чего невозможно решить, о том, приложа свое мнение, учинить предложение в доклад.

3. В ту же канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, а какого замешания, или каких припадков.

4. Какие челобитные поданы будут рекетмейстеру за неправый суд коллегий и канцелярий, которые к коллегиям не подчинены: то ему, рекетмейстеру, оные приняв, по них доносить нам, и когда те челобитные подписаны будут от нас, дабы о том разыскать; буде же такие челобитные будут подавать ему в отлучках наших, то предлагать ему Сенату <…>

10. Никому в Сенате не позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе нашей, меньше же кому дерзновение иметь бездельными разговорами, или шутками являтися; но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостию, понеже Cенат собирается вместо присутствия нашей персоны в отлучении.

11. Без согласия всего Сената ни что делать подобает, паче же ниже, что вершить возможно; ежели ж бы иногда, кто за болезнию, или некоторой крайней нужды, не в присутствии был, того для делам оставленным быть не надобно; однако о важных делах и отсутствующим подобает прежде вершения осведомлену быть <…>

12. В Сенате никакое дело исполнено бытии надлежит словесно, но все письменно, понеже Сенату в таких важных поведениях вельми нужно иметь всякое опасение и осторожность, дабы наш интерес ни в чем не повредить; и того ради всем членам не прийти к тяжкому ответствованию, такоже и нам ни в чем бы сумнительно быти могло.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3978.


В. Указ от 27 апреля 1722 года о должности генерал-прокурора

1. Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которые к сенатскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал. Также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе дела вершились, но самым действом по указам исполнялось, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может; и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью, и о том немедленно Сенату предлагать должен, для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в который день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено или не исполнено, и для чего, и прочие обстоятельства нужные вносить.

2. Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал; а ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они, или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили, а ежели не послушают, то должен в тот же час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донести нам <…>

3. Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате <…>

9. Генерал и обер-прокуроры ни чьему суду не подлежат, кроме нашего, а ежели во отлучении нашем явятся в тяжкой и времени нетерпящей вине, яко измене, то Сенат может арестовать и розыскивать, а дело приказать иному кому, однако никакой пытки, екзекуции или наказания не чинить.

11. И понеже сей чин, яко око наше и стряпчей о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет; и ежели в чем поманит, или инако каким образом ни есть, должность свою ведением и волею преступит, то яко преступник указа и явной

разоритель государства наказан будет. Буде же весьма не вымыслом, то оному в вину не ставить, понеже лучше доношением ошибиться, нежели молчанием, однакож ежели то часто будет употреблять, то не без вины будет.

12. Обер-прокурор есть помощник генерал-прокурору в его делах, а в небытность его должен дела его отправлять.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3979.

3

1718 года, 2 июня. Указ об ускорении организации коллегий

В 1717–1721 гг. были введены новые органы исполнительной власти, которые пришли на смену устаревшим приказам. При проведении реформы учитывался опыт работы государственных органов стран Западной Европы и особенно Швеции. В отличие от приказов, в основу работы коллегий был положен функциональный принцип управления, то есть каждая коллегия ведала только одной сферой государственного хозяйства на всей территории страны. Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. Главы коллегий и присутствия обсуждали и решали вопросы. Канцелярия осуществляла подготовку вопросов для их обсуждения. Обязанности чиновников в коллегиях были четко регламентированы, существовала специализация канцелярского труда, устойчивый штат служащих, которые получали денежное жалование в определенном размере. Публикуемый указ показывает трудности проведения реформы и стремление царя ускорить процесс формирования новых исполнительных органов власти.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Практикум по истории России XVIII века"

Книги похожие на "Практикум по истории России XVIII века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Леонтьева

Галина Леонтьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Леонтьева - Практикум по истории России XVIII века"

Отзывы читателей о книге "Практикум по истории России XVIII века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.