» » » » Преподобный Антиох Монах - Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний


Авторские права

Преподобный Антиох Монах - Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний

Здесь можно купить и скачать "Преподобный Антиох Монах - Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благозвонница»05f8fb0f-8952-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Преподобный Антиох Монах - Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний
Рейтинг:
Название:
Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-91362-901-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний"

Описание и краткое содержание "Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний" читать бесплатно онлайн.



«Всеобъемлющее собрание (греч. – Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний» – известное святоотеческое нравственно-аскетическое произведение, написанное преп. Антиохом Монахом, игуменом палестинской Лавры святого Саввы Освященного, около 620 года. Это собрание 130 бесед (слов) на самые различные духовные темы. «Пандекты» преп. Антиоха были известны в Средние века и потому сохранились не только на греческом, но и на славянском языках. Основанное на цитатах из Библии, произведений отцов Церкви и церковных писателей, это сочинение заключает в себе ценный сплав монашеского духовного опыта, а потому оно не только интересно как памятник древнехристианской церковной письменности, но и актуально как источник духовного познания для взыскующих его современных православных читателей.






[Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали] (Мк. 14: 5; Ин. 12:5–6). Говорил он это нечестивое, вполне соответствующее его разуму, будучи особенно неблагодарен. Долготерпеливый же Господь, все переносящий, сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего (Ин. 12:7). Ему же слава во веки. Аминь.

Слово 23

О гневе

Очень сильно да желает человек овладеть страстью гнева, удержать ярость душевную долготерпением, кротостью, молитвой и смирением, во всем считать себя не имеющим права голоса и да прикладывает [к тому] силу. Ибо сильно и многими способами нападает на человека демон сей, в особенности на тех, кто желает подвизаться. Собрать плоды после многих усилий (в постах ли или бдениях, молитвах ли, псалмопениях или служении) и – за один раз расточить их, особенно если [демон] видит, что кто-либо немного отклонился от молитвы. Набрасывается сей всезлобный бес на человека и те плоды, которые собрал он за многое время, и в одно мгновение ока [тот] расточает [их] 47. И оказывается человек пьяным без вина; таковых Пророк называет жалкими, говоря: Горе вам… пиании без вина (Ис. 28:1). Ибо многие сражения нужны человеку, чтобы в прилежной молитве удалиться от страсти гнева. Таковой, желающий прийти к совершенству и подвигом духовным подвизаться (ср. 2 Тим. 4:7), пусть будет чужд всякому поползновению на гнев. Ибо дух гнева, поселившись в нашем сердце, ослепляет мысленное око темными волнениями, и вообще ни различения того, что полезно, мы не сможем иметь, ни обрести постижение духовного ведения, ни приобрести совершенство доброй воли, ни стать причастными [Col. 1505] истинной Жизни, и наш ум не будет способен принять созерцание Божественного Света, мы не сможем ни стать причастниками премудрости, ни получить спасительные советы [дара духовного] различения, ни воспринять трезвым сердцем руководство праведности. Посему не подобает по какой бы то ни было причине подвигаться гневом против кого-либо единоверного, но лишь против своих страстей и дурных помыслов, которые стремятся совратить нас с истинного пути. Посему и Приточник повелевает, говоря: отстави гнев от себя 48, яко юность и безумие суета (Еккл. 11:10). И: помяни Сотворшаго тя во днех юности твоея (Еккл. 12:1). И вновь: Гнев губит и разумныя… а слово жестоко воздвизает гневы (Еккл. 15:1). И: Гнев отцу сын безумен (Притч. 17:25); Гнев мужа укрощает раб разумный (Притч. 18:14). И снова: Тяжек камень и неудобоносим песок, гнев же безумнаго тяжший обоего (Притч. 27:3). И опять-таки: Не отвещай безумному по безумию его, да не подобен ему будеши (Притч. 26:4). И еще: Безумный абие исповесть гнев свой, крыет же свое безчестие хитрый (Притч. 12:16).

И: Страшно слово сердце мужа… смущает (Притч. 12:25). «Как вода приводится в движение от зелных ветров (Прем. 4:4), и раздражительный возмущается безрассудными помыслами. Гневливый монах – вепрь пустынный: увидел кого-нибудь – и точит зубы»49. Иаков же учит нас, говоря: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1:19–20). И опять-таки: Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак. 4:1). И Павел: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию] (Рим. 12:19). И снова: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу (Еф. 4:26–27). И вновь: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4:31). Также и Давид: Престани от гнева и остави ярость (Пс. 35:6). И: Гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4:5).

Попечитель же душ наших, Господь, отвечая, говорит: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5:22). Емуже слава во веки. Аминь.


Слово 24

О ярости


И относительно ярости. «Когда приходит к тебе искушение: или спор, или раздражение подвигают против кого-то на ярость, то вспомни о молитве и о Суде, [Col. 1508] и тотчас беспорядочное движение в тебе успокоится»50. Потому что ярость обычно больше всех прочих страстей волнует и приводит в смятение душу. Ярость и гнев – оба они хуже своей матери, именуемой неразумием. Поскольку говорится: Весь гнев свой произносит безумный (Притч. 29:11) и: Безумный абие исповест гнев свой (Притч. 12:16). Посему желающий удалиться от дурной родительницы сих дурных да сдерживает себя во многом терпении, кротком сердце и молитве к Богу и через отвержение себя быстро освобождается от нее [то есть от этой дурной родительницы]. И становится сын Премудрости богобоязненным и боголюбивым, ведь начало премудрости – страх Господень (Пс. 110:10) и: любящии Господа, ненавидите злая (Пс. 96:10), – ибо любви к Богу достигает из страха. И Екклесиаст говорит: И отстави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея (Еккл. 11:10). И в Притчах: Кроткий муж сердцу врач, моль же костем сердце чувственно (Притч. 14:30). И снова: ответ же смирен отвращает ярость, а слово жестоко воздвизает гневы (Притч. 15:1), муж же мудрый многая терпит (Притч. 14:17); и: Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен (Притч. 14:29); и: муж ярый неблагообразен (Притч. 11:25), и тотчас: Весь гнев свой произносит безумный, премудрый же скрывает по части (Притч. 29:11). И опять-таки: Не тщися в дусе своем яритися, яко ярость в недре безумных почиет (Еккл. 7:10); Человек бо яр, разжигает свар (Сир. 28:8); и: не может ярость неправедная оправдитися (Сир. 1:22), и тотчас: муж грешник возмятет други и посреде мирных вложит клевету (Сир. 28:8), и продолжает: Не бывай друг мужу гневливу и со другом жестокосердым не соводворяйся, да не когда научишися путем его (Притч. 22:24). И Давид о таковых говорит: Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои (Пс. 57:5). «Потому что как порождения ехидны пожирают собственную мать, так и помысел яростный [своего хозяина]. Молитва гневливого словно мерзкий фимиам, а псалмопение его словно неприятный скрежет»51. «Лев, запертый в зверинец, ни на минуту не оставляет в покое дверных крюков, а яростный в келье – гневливые помыслы»52. И как ветер сильный не сдвинет крепкую башню, так и душа негневливая не подвержена приступам ярости. Апостол же, увещая, говорит: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол. 3:8), и продолжает: ибо к миру призвал нас Бог (1 Кор. 7:15). Ведь яростные к врагам Христовым причисляются, как в другом месте сказано: начаша князи яритися (Ос. 7:5). И Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его (Мф. 2:7) из-за многозавидной [Col. 1509] и драгоценной Жемчужины (Мф. 13:46) – Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава во веки. Аминь.


Слово 25

О печали


Безвременная печаль происходит от завистливого демона. Ибо для того, чтобы оторвать ум от молитвы и сделать человека бесплодным, насылает [демон] на него безвременную печаль. Посему не следует предаваться ей, вестись ею безвременно и исполнять радостью врага 53, но [нужно] скорее выскочить из ловушки злодейского демона печали. Потому что когда сей лукавый бес охватит душу и всю ее омрачит, тогда не позволяет ни с усердием совершать молитвы, ни с пользой выдерживать священные чтения, не допускает быть кротким и общительным с братьями и творит ненависть к жизненному призванию [монаха]. И, проще говоря, смутив все спасительные желания души, неразумной ее и помешанной делает, препятствуя всякой благой беседе. И не позволяет ни принимать слово совета от близких друзей, ни дать им мирный ответ, но, охватив всю душу, наполняет ее горечью и отвращением и убеждает ее избегать людей, как [якобы] ставших причиной ее беспокойств. Ибо не позволяет ей познать, что болезнь ее не снаружи находится, но внутри нее. Эта [болезнь] проявляется тогда, когда находят искушения, чтобы через подвиги сделать ее явной. Посему «печаль есть уныние души, львиная пасть, легко поглощающая печалящегося. Печаль – это червь сердца, поедающий матерь свою 54. Не распознает вкуса меда печалящийся монах, словно находится в сильной горячке. Печалящийся монах не подвигает ум на созерцание, ни молитву чистую не воссылает к Богу»55. Владычествующий над страстями одержал верх над печалью, побежденный же наслаждениями не избежит оков ее. Часто печалящийся и притворяющийся бесстрастным подобен больному, лицемерно притворяющемуся здоровым. И так же, как больного распознают по цвету кожи, так и страстный обличается печалью. Любящий мир будет всегда много печалиться, презирающий же то, что в нем [в мире], будет всегда весел. И как печь очищает низкопробное серебро, так и печаль по Богу очищает греховное сердце. Посему прекрасно и полезно для души твердо переносить всякую скорбь, от людей ли, от демонов ли происходящую, и знать точно, что мы трудимся ради нашего долга. [Сol. 1512] Посему следует в молитве и терпении противостоять этому демону. Ибо желающий победить искушения без молитвы и терпения не удалит их, но еще больше в них запутается. Посему и мы ради терпения вместе с Давидом воспоем: Вскую прискорбна еси, душе моя; и вскую смущаеши мя; уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой (Пс. 41:6). Потому что невозможно воспитуемому проходить через искушения без печали. Но после этого те, кто возделал труд и скорбь в сердцах своих, таковые (конечно, если вооружатся молитвой и терпением) исполняются многой радости, сладких слез и божественных помышлений. Ибо подвизающимся [даются] венцы в скорбях. Если ослабнет помысел от молитвы, то начинает печаль поедать сердце человека, как сказано, словно моль – одежду и червь – дерево, в костях его угнездившись. И оказывается человек погруженным во мраке помыслов. Посему и Писание увещает, говоря: далеко удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 30:24, 25); и: от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу (Сир. 38:18), и продолжает: Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце ее (Сир. 38:20). «Посему возьми и удали от себя печаль и не опечаливай Духа Святого, обитающего в тебе, как бы Он не помолился Богу и не отступил от тебя. Ибо Дух Божий, данный в плоть эту, ни печали, ни тоски не выносит. Посему облекись в веселье, имеющее всегда благодать пред Богом, и наслаждайся им. Поскольку веселый муж творит добро и презирает печаль. Печальный же муж всегда настроен по-злому. Во-первых, он настроен по-злому и тем самым опечаливает Духа Святого, данного человеку веселым. Во-вторых, в дальнейшем он совершает беззаконие, не исповедуясь Господу. Поскольку моление печального мужа не имеет силу восходить к жертвеннику Божию. Ибо заводится печаль в сердце его. Посему когда печаль смешивается с молитвой, то не позволяет ей восходить к жертвеннику. И так же как смешанные уксус с вином не приносят того же наслаждения, [что и чистое вино,] так и печаль, примешанная к Духу Святому, не имеет [той же силы] молитвенного прошения. Посему прекрасно отвергнуть всякую печаль и облечься во всякую веселость»56. И так со всяким старанием будем становиться чуждыми таковой печали, которая есть мирская. Ибо печаль ради Бога, как сказал апостол Павел, производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7:10). И Приточник: Благословение Господне на главе праведного (Притч. 10:6) – [оно обогащает] и не имать приложитися ему печаль в сердце (Притч. 10:22). И опять: Сердце веселящееся благоиметися творит: мужу же печальну [Сol. 1513] засышут кости (Притч. 17:22); Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых (2 Кор. 1:8); Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас (2 Кор. 7:6). И мы вместе с Давидом скажем: Помилуй мя, Господи, яко скорблю. Смятеся от ярости око мое (Пс. 30:10); озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего (Пс. 37:9); восскорбех печалию моею и смятохся, от гласа вражия и от стужения грешнича (Пс. 54:3). Но спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея, углебох в тимении глубины и несть постояния (Пс. 68:2–3); и: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю: скоро услыши мя (Пс. 68:18); Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя (Пс. 31:7); да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему (Пс. 87:3). И когда ты воспрянешь от печали, то, благодаря, говори: Господь с небесе… призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных (Пс. 101:20–21) и: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс. 115:3), потому что От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство (Пс. 117:5). И сказал Господь Своим ученикам: истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин. 16:20), и в образе притчи о рождающей, которая печаль имеет (Ин. 16:21), продолжает: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22). Ему же, радующему пребывающих в скорби, слава во веки. Аминь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний"

Книги похожие на "Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Преподобный Антиох Монах

Преподобный Антиох Монах - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Преподобный Антиох Монах - Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний"

Отзывы читателей о книге "Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.