» » » » Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов


Авторские права

Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов

Здесь можно купить и скачать "Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Культурология. Учебное пособие для вузов
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология. Учебное пособие для вузов"

Описание и краткое содержание "Культурология. Учебное пособие для вузов" читать бесплатно онлайн.



Данное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей.

Подробно рассматриваются структура, состав и методы культурологического знания, взаимосвязь культурологии с другими науками, различные подходы к изучению культурного наследия. Пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала при подготовке к экзамену по дисциплинам «Теория культуры», «История культуры», «Культурология», «Культура России». Рассчитано на широкий круг читателей.






П. Сорокин выделяет несколько состояний культуры в соответствии с такими доминантами: идеациональная культура (умозрительная), идеалистическая (интеллектуально-чувственная) и чувственная культура. Весь процесс развития европейской культуры начиная с эпохи Средневековья имеет следующую динамику: средневековая культура – идеациональная, где главной ценностью является Бог; истина, красота, добро и любовь, польза – все объединяет и связывает Божественное.

Новое время – время разрушения прежней культуры, на смену которой приходит идеалистическая культура. Это проявляется в научной рациональности, эмпиризме. В новейшее время европейская культура превращается в чувственную культуру, что проявляется в прагматических ориентациях индивидов и общества, массовое потребление и т. д. Такое состояние культуры П. Сорокин считает кризисным и выход из него видит в установлении идеациональной культурной доминанты на новой, более творческой основе.

5. Культурология и философия культуры

Традиции философского осмысления культуры как специфически свойственной человеку разумному способности преображать окружающую его действительность на основе взаимодействия и взаимопонимания в обществе были заложены еще в эпоху Античности. На протяжении развития средневековой и новоевропейской философии культура (просвещение, образованность, воспитание, цивилизация) оставалась одной из ключевых проблем философского осмысления человека.

В XIX столетии на волне развития исследований по проблемам различных культур (как исторически бытовавших, так и современных традиционных), по проблемам символической организации человеческого мира философия культуры становится самостоятельной областью философской рефлексии, предметом которой являются человек и создаваемый им символический мир.

На протяжении XIX–XX вв. в рамках философии культуры сложился ряд оригинальных школ и направлений, разрабатывавших проблематику оснований культурной творческой деятельности человека, проблем духовной жизни и символотворчества. На сегодняшний день философия культуры ориентирована на рассмотрение прежде всего локальных аспектов взаимоотношений «человек – культура – природа».

Культурология во многом – это дочь философии. В ряду философских проблем вопросы осмысления культуры как целого занимали одно из важнейших мест. Почти в каждом известном направлении отечественного и зарубежного философского знания, в работах почти любого философа обнаруживаются размышления о культуре в той или иной ее форме (об историческом развитии того или иного народа, о вопросах религии, языка, мифологическом сознании и пр. – т. е. всего того, что входит в многоаспектное и полифункциональное понятие культуры). Философия культуры – универсальное знание о культуре, т. е. выходящее за рамки специальных и ограниченных интересов знание, определяющее себя в качестве культурно-философской рефлексии.

Философия культуры (культурфилософия) – раздел в философии, направленный на осознание сущности и значения культуры. Термин «культурфилософия» введен немецким романтиком Адамом Мюллером (1779–1829). Строго говоря, культура в целом и ее отдельные проявления (язык, миф, наука, историческое развитие) здесь выступают объектом исследования, точкой притяжения знаний, накопленных внутри различных философских направлений. Философия культуры здесь стоит в одном ряду с философией науки, философией истории, философией техники, философской антропологией. Особенность здесь такова, что, хотя и наука, и искусство, и техника, и история – все это продукты человеческой деятельности, т. е. в определенном смысле являются составляющими культуры, философия рассматривает культуру как отдельную единую абстрактную философскую категорию, теоретический конструкт. И прежде всего философы задались вопросами о том, что есть культура, попытались дать определение исходя из сущности культуры как специфически человеческой, т. е. разумной формы деятельности. Во многом именно угол зрения, который отражается в том или ином определении культуры, и является отправной точкой той или иной культурфилософской концепции.

Френсис Бэкон считает основной характеристикой культуры разум, который является одинаковым для всех людей. Сущность культурной деятельности человека Бэкон видит в рациональном познании мира. Однако такому познанию мешают идолы рынка, идолы пещеры (представления, принадлежащие одному человеку), идолы рода (представления, присущие всему человечеству), идолы театра (вера в авторитет). Рене Декарт, развивающий философию скептицизма, также считал разум приоритетной характеристикой человека, однако разум существует абстрактно, он богоподобен. Способность к сомнению, мышление – доказательства присутствия Божественного разума в человеке. В отличие от совершенства природы, человек несовершенен, однако в нем также существуют две субстанции – мозг (дух) и тело (материальное). Тело человека представляет собой подобие механизма, окультуривание которого значит подчинение телесных страстей разуму, следующему идеям математики и логики, которые изначально присутствуют в разуме человека.

Джон Локк, говоря о культурной сущности человека, первичным считает чувственный опыт, в результате которого в сознании, которое представляет собой при рождении «чистую доску», записываются ощущения. Все вышеперечисленные деятели эпохи Просвещения, т. о., стояли на позициях прогрессивного развития человеческого общества и культуры, которое напрямую зависит от культивирования разума. Ценность рационального познания – истина – выше красоты и добра.

И. Кант также не говорит о культуре, а говорит, скорее, о разуме. Прогресс культуры ассоциируется здесь с прогрессом морали. Обычный человек не морален, потому что даже при наличии этических норм и правил человек может поступать так, как если бы их не было. Своим разумом человек может воспринимать требования надличностного морального закона и следовать им. Как существо разумное человек должен свободно подчиняться моральному закону. Чтобы максима (субъективное волевое стремление) имела объективную силу, она должна быть направлена на собственное совершенство и чужое счастье. Любой человек должен всегда относиться к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели и никогда как к средству.

Немецкий философ Вильгельм Виндельбанд (1848–1915) наметил два главных пути развития философии культуры. Либо философия культуры должна заниматься выработкой проекта идеальной культуры, либо ей следует ограничиться пониманием исторически существующей культуры. Таким образом, философия открывает двойственность культуры как предмета мысли. С одной стороны, культура есть идеал, образец и ценность, а мысль о культуре есть способ деятельности, форма жизни – в культуре; с другой стороны, культура есть объект познания, мысль о котором есть часть научного знания. Философии мифа, языка, искусства могут быть разделами философии культуры.

В XVIII в. познавательные идеалы всей философии формировались математическим рационализмом (со времен Д. Декарта и Б. Спинозы). Культура должна быть математическим рационализмом. Культура должна быть математически интерпретируемой, чтобы стать доступной для разума.

В XIX в. усилилось влияние спинозизма с его методологическим монизмом. Природа, материя – пространственная протяженность, с точки зрения Спинозы.

Ф. В. Й. Шеллинг, в отличие от Спинозы, не считал, что природа исчерпывается механикой. Подлинную действительность природа обретает в форме органической активности и органического формообразования. С этой ступени бытия и начинается мир духа. Это мир истории и культуры. Философская мысль прогрессирует от теоретической философии, постигающей законы времени и пространства через мир практического сознания, к эстетическому созерцанию.

С XIX в. борются за первенство естественные науки, философия (история) и психология. Всякий объект культуры может быть рассмотрен с этих трех сторон. Логико-понятийный аппарат этих трех наук стал основой понятий философии культуры. Например, «закон», «отношение» – математические понятия, «род», «вид», «аналогия», «гомология» – биологические понятия. Естественные науки – номотетические понятия – предельно абстрактные, выполняющие обобщающую функцию (доступные формально-логическому мышлению), исторические понятия – наоборот, подчеркивающие единичность, неповторимость в явлениях, описательные.

В XIX в. осуществлялись попытки построить логику истории, экстраполяция исторической методологии в философию культуры.

М.Ж.А. де Кондорсе в работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», рассматривая всю историю человечества как единый историко-культурный процесс, защищал теорию прогресса как такового и выделял в нем десять эпох, каждая их которых имеет ряд своеобразных характеристик.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология. Учебное пособие для вузов"

Книги похожие на "Культурология. Учебное пособие для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Шельнова

Н. Шельнова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов"

Отзывы читателей о книге "Культурология. Учебное пособие для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.