» » » » Светлана Кузнецова - Тактика допроса несовершеннолетних


Авторские права

Светлана Кузнецова - Тактика допроса несовершеннолетних

Здесь можно купить и скачать "Светлана Кузнецова - Тактика допроса несовершеннолетних" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Тактика допроса несовершеннолетних
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тактика допроса несовершеннолетних"

Описание и краткое содержание "Тактика допроса несовершеннолетних" читать бесплатно онлайн.



Издание представляет собой практическое пособие по тактике допроса несовершеннолетних как на предварительном следствии, так и в зале судебного заседания. Пособие раскрывает уголовно-процессуальные основы допроса несовершеннолетних и уголовно-процессуальную форму его производства. В издании предлагается решение тактических задач допроса этих категорий допрашиваемых, а также раскрываются психологические, педагогические и этические основы допроса несовершеннолетних, что позволит наиболее правильно найти подход к несовершеннолетнему и получить полные и правдивые показания от несовершеннолетнего допрашиваемого.

Настоящее издание предназначено для практических работников прокуратуры, управления внутренних дел и иных правоохранительных структур, а также для тех, чьи интересы затрагиваются при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних.






Вряд ли можно полностью согласиться с мнением названных авторов. Думается, что специфика допроса несовершеннолетнего обусловливается не столько подготовкой допроса, сколько зависит от психолого-возрастного критерия. Психолого-возрастные качества, присущие той или иной группе несовершеннолетних, определяют особенности подготовки допроса и другое, т. е. обусловливают специфику допроса несовершеннолетних. Кроме того, они позволяют примерно установить минимально-возрастной предел несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего.

Под минимальным возрастом следует понимать возраст, когда несовершеннолетнего целесообразно допрашивать, несмотря на то что предмет допроса может быть ему недоступен. В этой связи некоторые авторы полагают, что особенности тактики допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлены особенностями психики (повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию и т. д.), незначительным или совсем отсутствующим жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке расследуемого события в целом или отдельных его элементов. В частности, такого мнения придерживается Р. С. Белкин.

Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего включает общие (т. е. типологические черты несовершеннолетних, особенные (индивидуальные черты воспитания), единые (особенности микросреды). В процессе жизнедеятельности несовершеннолетний формируется как личность. Черты и свойства, которые присущи личности, проявляются в его конкретных действиях. Психологические особенности личности подростка представляют собой сложную и многогранную систему процессов, состояний, свойств, качеств, проявляющихся по-разному не только в противоправном поведении, говоря о личности несовершеннолетнего подозреваемого, но и в ходе его допроса. Психологическую основу антиобщественного поведения несовершеннолетнего составляют поверхностные и искаженные нравственные и правовые представления и взгляды, отсутствие четких жизненных планов, ограниченность интересов, внутренняя противоречивость интеллектуальных, эмоциональных, волевых свойств личности правонарушителя. Д. М. Лосев отмечает, что личность несовершеннолетнего не есть «уменьшенная модель» личности взрослого. Взрослый и несовершеннолетний обвиняемый – качественно различные субъекты допроса[14].

По мнению психологов, ведущим компонентом структуры личности является направленность. В зависимости от направленности личности такие ученые, как Д. И. Фельдштейн, Г. М. Миньковский, А. И. Долгова, выделяют различные типы подростков правонарушителей. Приняв за основу классификацию, предложенную А. И. Долговой, предлагается выделить следующие типы несовершеннолетних правонарушителей:

а) положительно-ситуативный тип, который составил 45 % от общего количества изученных по уголовным делам несовершеннолетних обвиняемых. В материалах дела на них имелись положительные характеристики. Отделы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОПППН) не имели информации об этих подростках до совершения ими преступления;

б) ситуативный тип, в котором безнравственные элементы сознания и поведения если и имелись, то выражались незначительно, составил 11 % подростков. Такие подростки хотя и не состояли на учете в ОПППН, однако обсуждались в школе за плохое поведение, имели отрицательные характеристики;

в) ситуативно-криминогенный тип, т. е. несовершеннолетние, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и опыт мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете, составил также 11 % исследуемых несовершеннолетних;

г) последовательно-криминогенный тип составил 29 % несовершеннолетних. Подростки данного типа нормы морали и права нарушали систематически. Из них ранее судимые составляли 42 %, остальные несовершеннолетние совершали преступления, но уголовные дела в отношении них были прекращены в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или товарищеский суд или на момент ранее совершенного преступления им не было 14 лет.

Определить направленность 4 % подростков не представилось возможным, так как в материалах дела отсутствовали характеризующие их данные.

Выделяют четыре стадии процесса формирования показаний несовершеннолетнего:

1) восприятия;

2) сохранения информации;

3) формирования будущих показаний;

4) воспроизведения.

Основой стадии восприятия служат ощущения. Предметом допроса несовершеннолетних в большинстве случаев являются экстероцептивные ощущения, т. е. зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные ощущения. Не менее значимыми при допросе являются проприоцептивные ощущения, содержащие информацию о движении и положении тела подростка в момент совершения преступного деяния. Реже следствие могут интересовать интероцептивные ощущения несовершеннолетнего, так как процесс совершения преступления заключается во внешних проявлениях и не затрагивает рецепторы, расположенные во внутренних органах подростка.

Восприятие зависит от уровня внимания человека. В момент совершения преступления, если говорить о несовершеннолетнем обвиняемом, он может воспринимать информацию через произвольное или непроизвольное внимание.

На допросе несовершеннолетние – свидетели, потерпевшие, подозреваемые – могут говорить, как они ощущали и воспринимали свойства предметов и факты, связанные с расследуемым событием. Особенности процессов ощущения и восприятия, характерные для несовершеннолетних разных возрастных групп, и определяют рекомендации относительно тактики допроса. Так, например, младшие школьники могут рассказать об отдельных эпизодах, деталях наблюдаемых ими событий, относящихся к преступлению, без его общей характеристики или, наоборот, дать лишь общую оценку, затрудняясь рассказать об отдельных деталях. У старших школьников восприятие характеризуется осмысленностью и обобщенностью, умением воспринимать явления в единстве их внешних и внутренних качеств и связей; у них наблюдается уже глубокое понимание сложных внутренних мотивов поведения или переживаний людей.

При допросе несовершеннолетних необходимо учитывать особенности восприятия детьми времени и пространственных отношений, очень часто имеющих важное значение для дела.

Поскольку для ребенка-дошкольника представление о времени, его соотношениях и мерах не конкретно, то при подготовке к допросу необходимо выяснить обычный для ребенка режим дня, необходимо наполнить для него конкретным содержанием все части суток, чтобы обозначить для него возможность узнавания их по тем или иным конкретным признакам. Детям даже младшего школьного возраста, выступающим в качестве свидетелей, могут быть заданы вопросы, требующие ответа с использованием ими таких единиц времени, как час, день, неделя, месяц. Наиболее полная и точная репродукция прошлого и правильная ориентировка продолжительности совершившихся событий взаимосвязаны и обусловливают друг друга; на эту оценку наряду с другими моментами (характером этого прошлого, его действительной продолжительностью) в какой-то степени оказывают влияние и количество воспроизведенных событий, и длительность процесса воспроизведения. Вопрос о продолжительности интересующего следствие события следует предложить несовершеннолетнему после его свободного рассказа, но до постановки уточняющих, контрольных и других вопросов. Если несовершеннолетний затрудняется определить длительность событий прошлого, интересующих следствие, следователь может помочь допрашиваемому припомнить такого рода моменты, которые являются вехами, облегчающими воспроизведение длительности этих прошлых событий.

Следующий этап формирования показаний связан с накоплением информации и ее сохранением в памяти допрашиваемого. В подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память и несовершеннолетний переходит к преимущественному использованию именно этого вида памяти.

Что касается целей запоминания, то при совершении преступления преобладающую роль играет непроизвольная память, так как несовершеннолетний обвиняемый чаще всего не ставит перед собой цели сохранить в памяти свои действия и действия окружающих, поэтому запоминание происходит само собой и не требует волевого усилия. При произвольном же запоминании происходящее осмысливается, анализируется и при необходимости даже заучивается, что не характерно для подростка, совершающего преступление, так как преступные действия скоротечны, а для реализации вышеназванных процессов необходимо время. Точность и полнота показаний несовершеннолетнего зависит от того, насколько развиты процессы восприятия и запоминания и сколько времени прошло между восприятием и воспроизведением.

Стадия формирования будущих показаний, по мнению многих авторов, состоит из двух звеньев и включает в себя осознание цели и планирования. Осознание цели предполагает принятие решения о даче тех или иных показаний, а планирование включает мысленную обработку сохраненной информации для ее изложения в воспринятом виде или измененном. Степень изменения воспринятой информации зависит от выбора одного из способов психологической самозащиты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тактика допроса несовершеннолетних"

Книги похожие на "Тактика допроса несовершеннолетних" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Кузнецова

Светлана Кузнецова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Кузнецова - Тактика допроса несовершеннолетних"

Отзывы читателей о книге "Тактика допроса несовершеннолетних", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.