» » » » Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность


Авторские права

Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность

Здесь можно купить и скачать "Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Согласие»bc6aabfd-e27b-11e4-bc3c-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность
Рейтинг:
Название:
История. Культура. Повседневность
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-86884-147-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История. Культура. Повседневность"

Описание и краткое содержание "История. Культура. Повседневность" читать бесплатно онлайн.



Данная книга посвящена исследованию повседневной жизни Западной Европы и охватывает период с античных времен до XX века. Характер труда и досуга, обычаи, привычки, мир вещей, окружающих человека, раскрывается в контексте эпох. Историческая реконструкция повседневности того времени представлена в ключе социально-культурной антропологии, что позволяет поставить в центр внимания самого человека с его предметно-материальной и духовной деятельностью, образом жизни, мировоззрением.

Книга адресована преподавателям и студентам гуманитарных вузов, а также читателям, интересующимся историей культуры.






Выходя замуж, женщина полностью теряла самостоятельность. Она вела замкнутый образ жизни: занималась домашним хозяйством и большую часть времени находилась на женской половине дома – в гинекее[19]. С появлением детей ее обязанностью становилось их воспитание. На улицу женщины выходили редко и только в сопровождении рабыни, стыдливо прикрывая лицо краем плаща. Все необходимое в хозяйстве обычно покупали мужчины. Только одно исключение давало возможность женам открыто показать себя окружающим: религиозный праздник, священная церемония. Соблюдать эти строгие нормы было, однако, делом не простым, так как требовало известного достатка, и потому им следовали лишь состоятельные семьи. В бедных семьях женщины вели более открытый образ жизни, иногда даже занимаясь торговлей на агоре. Мать Еврипида, как утверждал Аристофан, была торговкой овощами, и это постоянно вменялось ему в вину.

Греки считали, что лучшая жена та, о которой вообще никто ничего не мог сказать – ни хорошего, ни плохого, так как ее просто никто не видел и не знал. «Та женщина заслуживает высочайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин в порицание или в похвалу», – так выразил господствующие в обществе взгляды Перикл[20]. Как говорил Платон: «Имя честной женщины должно быть заперто в стенах дома». Женщина, жена вплоть до эпохи эллинизма не принимала решений по имущественным вопросам, не могла интересоваться политикой и общественной жизнью. Вообще, жизнь за стенами дома не должна была ее касаться, так же как и поведение собственного мужа вне стен домашней цитадели.

В Древней Греции существовали разводы, причем они могли происходить как по инициативе мужа, так и по инициативе жены. Если инициатива исходила от жены, то это была сложная процедура: ей нужно было обращаться к властям, лично подав прошение архонту на агоре, веско мотивировать свою просьбу и т. п. В целом это был довольно редкий случай в обычной практике семейной жизни. Если муж не возражал, они расставались, жена получала обратно часть своего приданого, которая так и называлась – «утешение» и являлась личной собственностью женщины. Когда развод совершался по инициативе мужа, то он, договорившись с опекуном, просто отправлял жену обратно к ее отцу вместе с приданым – эта процедура называлась «отсыланием». Поскольку основной целью брака являлось рождение детей, то развод был практически единственным вариантом в случае бездетности супругов. Веской причиной для развода являлся адюльтер. Он, как правило, преследовался в частном порядке. Иногда расправа могла быть чрезвычайно суровой, вплоть до убийства (в этих случаях были необходимы свидетели, а любовников надо было застигнуть на месте преступления). Обычно до таких крайностей дело не доходило.

Рождение ребенка – важное событие в жизни семьи. Спустя 5–7 дней устраивали праздник приема в семью. Отец брал младенца на руки и обносил вокруг очага, после чего ребенок считался принятым в род под покровительство домашних богов. Если ребенка не признавали, то его просто выкидывали, что, как правило, было равносильно гибели. Греки часто избавлялись от младенцев, в основном по имущественным соображениям: делить собственность семьи между многочисленными наследниками было невыгодно, поэтому старались не иметь много детей. Таким образом регулировался и демографический процесс. В идеале в семье предпочитали растить одного-двух детей, преимущественно мальчиков. Девочки, по понятиям греков, не имели большой ценности: не могли быть воинами, наследовать традиции семьи, продолжая свой род, не представляли значимую силу в хозяйстве, и от них избавлялись в первую очередь. Глава семьи, находившийся вне дома, мог дать указание в письме своей беременной жене: «Если счастливо родишь и это будет мальчик – оставь его, если девочка – брось ее».

Брошенные дети обычно погибали. Если ребенка кто-то подбирал, то его судьба могла быть различной. Как правило, он становился рабом. В Афинах семья, бросившая ребенка, могла потребовать его обратно. Греки перестали избавляться от детей только во II в. до н. э. К тому времени численность населения в государстве резко снизилась, и царь Филипп Македонский, руководствуясь отнюдь не человеколюбием, но потребностями обороноспособности (войско испытывало нехватку в людских ресурсах), запретил бросать младенцев. В Спарте сложилась иная ситуация: там судьбу новорожденного решал не отец, а старейшины. Поскольку полису нужны были физически сильные воины, то здоровых детей оставляли, но безжалостно избавлялись от слабых и больных.

Если ребенка принимали в семью, то на 10-й день устраивался праздник имянаречения. У греков не было строгих правил на этот счет, как не было и родовых имен. Правда, женщина-гражданка всегда именовалась с добавлением имени ее отца (Неера, дочь Аристида). В остальном имятворчество было свободным. Родители могли придумать новое имя, назвать ребенка в честь кого-нибудь из предков или взять любое имя, которое им понравилось. Позднее отец представлял ребенка своей общине.

Воспитание и обучение

В воспитании детей греки старались придерживаться чувства меры. Они не допускали излишней строгости и в то же время не изнеживали их. К младенцам и маленьким детям матери брали нянек и кормилиц, как свободных, так и рабынь. Особенно ценились спартанки, отличавшиеся хорошим здоровьем и требовательностью. До семи лет ребенок находился под опекой матери. У детей были разнообразные игрушки из дерева, металла, глины, которые отражали окружающий мир: куклы, коляски, повозки, мебель (к примеру, самая дорогая игрушечная мебель делалась из кости, украшалась серебром, а самая простая могла быть из дерева). Становясь старше, дети играли в салочки, жмурки, мяч, качались на качелях, запускали змеев и т. п.

В 7 лет они начинали учиться. В воспитании сына решающую роль играл отец: учил обращаться с оружием, прививал хозяйственные навыки. Девочки продолжали находиться под присмотром матери, поскольку их обучение было связано с домом: они учились ткать, прясть, вести домашнее хозяйство. В Афинах периодов архаики и классики не было государственных школ. Частное обучение постепенно приобретало коллективные формы. Дети под руководством учителя организуются в группы, которые становятся зародышами будущих школ. Обучение какому-либо ремеслу признавалось обязательным, рассматривалось как долг отца.

Программа предусматривала сочетание умственного, эстетического (так называемого мусического) и физического воспитания. И потому мальчик имел трех педагогов. Грамматик обучал чтению, письму, счету. Дети писали буквы на деревянных вощеных табличках. Становясь старше, читали поэмы Гомера, басни Эзопа, стихи Гесиода или знаменитого афинского законодателя и поэта Солона, изучали историю. Афины (V в. до н. э.) гордились тем, что в городе не было неграмотных (очевидно, имелись в виду только граждане). Кифарист занимался с детьми музыкой, пением и танцами, разучивал гимны и учил играть на музыкальных инструментах, поскольку это было необходимо для участия в религиозных обрядах. Физической подготовке молодежи в Древней Греции уделялось самое пристальное внимание. Спорт учил молодых людей владеть собой, правилам честной игры, что было чрезвычайно важно для общества, в жизни которого агонистика играла ведущую роль. Мальчики под руководством тренера занимались различными видами спорта: теми, что входили в программу Олимпийских игр, а также плаванием, греблей, стрельбой из лука и другими. Физическая подготовка была необходима юношам для того, чтобы в будущем успешно нести военную службу.

Гармоничное сочетание духовного развития и хорошей физической формы – идеал античного человека, выражаемый понятием калокагатия. «Добро и красота» – таков смысл этого нравственно-эстетического синтеза. Конечно, в первую очередь речь шла об аристократии: «прекрасное, тренированное тело юноши благородного происхождения». Идеал калокагатии стал этической и общественной ценностью не только своего времени. Очищенная от сословных предрассудков идея гармонично развитого человека вошла в культурный фонд мировой цивилизации.

Все юноши Древней Греции, начиная с 18 лет (в некоторых полисах с 16), проходили военную подготовку. Она длилась 2–4 года. В это время молодых людей называли эфебами. В течение первого года они изучали воинское искусство, владение оружием, а в дальнейшем несли службу на границах своих земель. Молодые воины обычно не принимали участия в битвах. Но пограничная служба готовила их к настоящей войне. Институт эфебии существовал долгое время и даже пережил греческий полис: эту форму организации переняли римляне. В ходе своей эволюции эфебия из всеобщей воинской подготовки превращается в элитарный институт. В эллинистическую эпоху и позже эфебами становятся юноши из самых знатных и состоятельных семей. Они получают теперь не только военную и физическую, но и интеллектуальную подготовку, занимаются риторикой, философией, литературой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История. Культура. Повседневность"

Книги похожие на "История. Культура. Повседневность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Козьякова

Мария Козьякова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность"

Отзывы читателей о книге "История. Культура. Повседневность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.