» » » » Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность


Авторские права

Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность

Здесь можно купить и скачать "Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Согласие»bc6aabfd-e27b-11e4-bc3c-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность
Рейтинг:
Название:
История. Культура. Повседневность
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-86884-147-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История. Культура. Повседневность"

Описание и краткое содержание "История. Культура. Повседневность" читать бесплатно онлайн.



Данная книга посвящена исследованию повседневной жизни Западной Европы и охватывает период с античных времен до XX века. Характер труда и досуга, обычаи, привычки, мир вещей, окружающих человека, раскрывается в контексте эпох. Историческая реконструкция повседневности того времени представлена в ключе социально-культурной антропологии, что позволяет поставить в центр внимания самого человека с его предметно-материальной и духовной деятельностью, образом жизни, мировоззрением.

Книга адресована преподавателям и студентам гуманитарных вузов, а также читателям, интересующимся историей культуры.






Другой источник рабства – похищение людей. В первую очередь речь идет о пиратстве. Во II в. до н. э. оно превратилось в организованную силу, безраздельно господствовавшую на море после падения великих эллинистических держав и Карфагена. (Их флоты были уничтожены, а Рим не претендовал на звание морской державы.) Пираты, которые базировались главным образом на Киликийском побережье и Крите, владели оружием, гаванями, флотами. Они захватывали не только корабли, уводя их команды и пассажиров в рабство, но и опустошали целые районы побережья Средиземного моря – ими было занято около 400 городов. Даже в самой Италии римляне не чувствовали себя в безопасности. Зачастую демарши пиратов были направлены против высокопоставленных лиц, и в этих случаях их дерзость не знала границ: несмотря на знаки власти, они нападали на преторов, магистратов и членов их семей (в том числе похитили дочь своего главного преследователя Антония), уничтожили флот, руководимый консулом, и т. п. Борьба против них в течение долгого времени не приносила результатов. Только Помпею, которому были предоставлены особые полномочия и выделены большие воинские контингенты (в его распоряжении находилось 20 легионов и 500 судов), удалось уничтожить главные силы пиратов и в значительной степени освободить от них Средиземное море.

В эпоху царей и ранней республики существовало долговое рабство и продажа своих детей (главным образом среди плебеев). После долгой борьбы плебеев кабальное рабство было отменено. По словам Тита Ливия, это событие положило начало освобождению римского плебса. Закон Петелия, однако, касался только граждан, так как всех прочих по-прежнему лишали свободы за долги. Зачастую в кабальных рабов превращались союзники, бывшие военные герои. Особенно страдали провинции, где свирепствовали публиканы. Последние обладали «секретом» делать налоги безразмерными за счет бешеных процентов. (Контрибуция, наложенная Суллой на провинцию Азия, была выплачена вдвойне, и понадобилось в четыре раза больше средств, чтобы заплатить долг.) В счет долга забирали людей. Когда Марий по решению сената потребовал у царя Вифинии отряд солдат, то правитель ответил, что у него нет здоровых подданных, так как все они уведены откупщиками в качестве рабов. Конечно, этот одиозный факт шокировал общественное мнение – случай обсуждался в сенате, но взволновал политиков только масштаб этого явления.

Рабами становились и в силу закона. Так с древних времен наказывали тех, кто уклонялся от переписи или от военной службы. Наконец, лишались свободы лица, приговоренные к смерти. Второстепенный источник рабства – рождение в неволе, естественное воспроизводство. Рождение детей у рабов означало приумножение имущества хозяина дома, их рассматривали как приплод «говорящего скота». Колумелла, как и другие авторы, обучавшие правильному ведению сельского хозяйства, высказывался за поощрение рождения детей у рабынь, ведь дети увеличивают ценность матери. Римляне рассчитывали на них и называли этих детей вернами (весенними).

На протяжении многих столетий Италия оставалась основным потребителем рабов. Обычно их приобретали на рынках. В работорговле существовала целая система правил и норм[52]. Выводимым на продажу рабам мазали ноги чем-нибудь белым (полководцы зачастую носили с собой мел, чтобы отмечать пленных). Сначала проходил показ – рабов выставляли открыто на помосте или прятали в особых клетках под помостом (так делалось для неординарных «экземпляров», которые привлекали настоящих ценителей такого рода товара). Выставленные открыто имели отличительные знаки: венок на голове означал военнопленного, колпак – отсутствие гарантий со стороны продавца. На шее, как правило, висел ярлычок с указанием места рождения, возраста, способностей. Затем начиналась продажа, которая проходила в разных формах: оптом и в розницу, с аукциона или без. Рабов заставляли двигаться, проверяли их физическое состояние.

Закон защищал интересы покупателя. Последний мог подать иск о принудительном возврате или требовать возмещения убытков, если продавец утаил негативную информацию или ввел в заблуждение ложной рекламой. Работорговец был обязан объявлять о болезнях, физических пороках, определенных особенностях поведения: например, спускался ли на арену амфитеатра, пытался ли бежать или покончить жизнь самоубийством, – все это свидетельствовало о «недоброкачественности» товара. Обязательными и важными считались сведения о родине раба, о продолжительности службы: новички оценивались выше, чем ветераны, – были проворнее, покорнее воле господина, легче приспосабливались к новым условиям. Возможности обмана в торговых сделках были сведены к минимуму. Закон детально регламентировал общие и частные случаи, а поколения юристов оттачивали свой профессионализм, защищая интересы собственников.

Рабы трудились в различных отраслях и находились как в личной, так и в коллективной (общественной) собственности. Государство, города, храмы владели рабами, на которых была возложена самая грязная, тяжелая, неквалифицированная работа по обслуживанию городского (храмового) хозяйства. Они ремонтировали водопровод и канализацию, строили дороги и крепости, поддерживали в городе чистоту и порядок, обслуживали бани, рынки и выполняли другие общественные работы. Рабов нанимали также на низшие государственные должности: вестовых, курьеров, писцов, глашатаев, надзирателей в тюрьмах, полицейских и т. п. Эта группа имела привилегированное положение. В отдельных местах рабы могли выполнять даже жреческие функции.

В сельском хозяйстве рабский труд все более заменял труд свободных крестьян, разорявшихся и уходивших в город. В некоторых областях, например на юге Италии и Сицилии, свободное крестьянство практически исчезло, будучи заменено легионами рабов. Они трудились повсюду: возделывали виноград, пахали землю, пасли скот, ухаживали за хозяйским садом, огородом, цветником. В больших имениях создавались специальные группы (десятки) рабов для наиболее важных работ, во главе стояли десятники. Помимо этого существовал большой штат служащих: управляющий, его помощник, надсмотрщики, сторожа, низшие руководители, мельники, пекари, ключники, птичники, пасечники и т. д. – список можно продолжать до бесконечности. В ремесленных мастерских, карьерах и каменоломнях, шахтах и рудниках работали сотни и тысячи рабских рабочих рук, чей бесплатный труд обеспечивал процветание общества.

Особую группу составляли домашние городские рабы. Их численность диктовалась только одним законом – привычкой к роскоши. Богатый образ жизни требовал содержания в доме массы ненужных слуг, причем разделение их труда доходило до абсурда: для самых незначительных обязанностей по обслуживанию господ выделялись специальные рабы. Именно о таких писал Сенека: несчастный, живущий только для того, чтобы изящно разрезать откормленных кур.

Уклад жизни богатого римского дома в классическую эпоху требовал наличия целого ряда отдельных служб. Во-первых, в доме: это привратник, сидящий на цепи (по обычаю предков), надсмотрщики за теми или иными помещениями, уборщики, докладчики и еще слуги для внутреннего обслуживания дома – хранители мебели, серебра, одежды и т. д. Затем служба при банях (домашних), начиная с истопника и кончая банщиком и массажистом. Далее у стола – рабы, отвечавшие за приглашения, убранство пиршественной залы, накрывавшие стол, разрезавшие мясо, оправлявшие ложа, пробовавшие кушанья и просто сидевшие у ног своего господина. По величине штата кухни – поваров, кондитеров, закупщиков, ключников, пекарей и их помощников – можно судить, насколько ценны были в глазах римлян гастрономические утехи. Перечисление будет не полным, если не упомянуть штат слуг вне дома – эскорт господина, состоявший из носильщиков и сопровождающих. (В Риме классической эпохи не принято было появляться без сопровождения.) Толпы рабов составляли свиту богача. Эксцентричность римской знаменитости, певца Тигеллина, как описал ее Гораций, проявилась, в том числе, и в его сопровождении: то 200 рабов, то всего 10. Для их содержания требовались дополнительные рабочие руки: пекари, кухарки, ткачи, портные, сапожники, а также охрана.

Женщины также имели рабов – настоящий дом в доме: няньки, кормилицы, воспитатели детей; слуги для домашних женских работ – пряхи, ткачи, портные, куаферы и всевозможные специалисты по женской косметике. Желание блистать в обществе привело к тому, что матроны использовали выход из дома для демонстрации богатства и утонченного вкуса. Чтобы поразить многочисленностью своей свиты, они зачастую требовали у мужа «всех его рабов, целиком все его мастерские», как шутил Ювенал.

Появляются новые потребности: римляне хотят слыть образованными, демонстрировать свою эрудицию. Для этого приобретают домашние библиотеки (и штат для их обслуживания), всевозможных педагогов, учителей. Женщины покупают или нанимают грамматиков и философов, чтобы блеснуть в обществе своим интеллектом. Известен некий богатый Сабин, не страдавший от избытка учености, но вообразивший, что может купить ее: он купил образованных рабов, «специализировавшихся» на Горации, Гесиоде и других поэтах – сидя у ложа господина, они подсказывали ему стихи для цитирования. Гротескность картины не исключает ее логичности – действие развивается в строгом соответствии с законом античного рабства, сформулированного Демокритом: «Рабов используй как части собственного тела».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История. Культура. Повседневность"

Книги похожие на "История. Культура. Повседневность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Козьякова

Мария Козьякова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Козьякова - История. Культура. Повседневность"

Отзывы читателей о книге "История. Культура. Повседневность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.