» » » Алексей Казаков - Литва. Янтарный край


Авторские права

Алексей Казаков - Литва. Янтарный край

Здесь можно купить и скачать "Алексей Казаков - Литва. Янтарный край" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Казаков - Литва. Янтарный край
Рейтинг:
Название:
Литва. Янтарный край
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-7723-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литва. Янтарный край"

Описание и краткое содержание "Литва. Янтарный край" читать бесплатно онлайн.



Новая книга серии «Исторический путеводитель» знакомит читателя с Литвой. Это небольшое государство омывает Балтийское море, а весь Янтарный край – так ещё называют эту страну – полон разнообразных красот и чудес.

Просторы Литвы покрыты густыми лесами, цветущими полями, изгибами рек и живописными озерами. Страна гордится своей историей, чтит свои традиции, культуру, бережно и внимательно относится и ухаживает за многочисленными памятниками старины и природными достопримечательностями, часть из которых внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ощутить дух старой части Вильнюса и Каунаса, взобраться на мощные стены Тракайского замка, насладиться морским воздухом Балтийского побережья, совершить пешие походы по Куршской косе и другим заповедным местам, посетить уникальные музеи, – вот то немногое, за чем стремятся в Литву путешественники из многих стран.

Автор книги в увлекательной форме рассказывает об основных достопримечательностях страны, ее истории и обычаях литовцев, их духовном вкладе в мировую культуру, а также приводит практическую информацию, которая станет полезной для любого туриста, решившего увидеть Янтарный край.






На первом заседании вновь избранного Верховного совета 11 марта 1990 г. был принят Акт восстановления независимости Литвы. В феврале 1991 г. восстановленная Литовская Республика была признана Исландией, в августе 1991 г. – Россией и международным сообществом, в сентябре 1991 г. Литва стала членом ООН.

В 2003 г. был подписан договор о вступлении Литвы в Европейский союз, который подтвердили граждане Литвы на референдуме. С 1 мая 2004 г. Литва – в Европейском союзе.

Литовцы: происхождение, религия, традиции

В 1845 г. немецкий языковед Георг Генрих Нессельман ввел в научный оборот термин «балты». Так ученые стали называть группы индоевропейских племен и народностей, которые поселились здесь примерно 4 тысячи лет назад и живут по сию пору на восточном берегу Балтики, – разумеется, видоизменившись за свою долгую историю.

Формироваться балты начали в конце третьего тысячелетия до нашей эры: именно тогда индоевропейцы, вторгшиеся на прибалтийские территории, были ассимилированы местными племенами. Потом настал час экспансии самих балтов – в первом тысячелетии (уже нашей эры) территория их расселения раскинулась от Днепра до Оки. Но последовал в конце того же тысячелетия «зеркальный эффект» – и экспансия с востока завершилась тем, что балтов ассимировали уже славянские племена.

«Котел» продолжал плавиться. Исследования историков показывают, что в начале второго тысячелетия началось формирование прусской, ятвяжской, литовской и латышской народностей. Со временем пруссы и ятвяги были покорены Тевтонским орденом и окончательно ассимилировались с основанием Прусского государства. А литовцы и латыши сохранились как особые этнические общности.

Обитавшие в начале первого тысячелетия на восточном побережье индоевропейские племена привлекали римских торговцев. О том, что обитавшие в I в. на территории современной Литвы племена астиев занимались собиранием янтаря у берегов моря, писал в 98 г. древнеримский историк Корнелий Тацит. Это считается первым историческим свидетельством об одном из тогдашних балтских племен.


Существует и другая теория происхождения литовцев. Предками литовцов ее апологеты считают римлян. Так, например, живший в XV в. польский историк и дипломат, архиепископ Львовский Ян Длугош название «Литуаниа» (Litvania или Lituania) возводил к искаженному «l'Italia». Но не только топонимы свидетельствовали, по Длугошу, о римском происхождении древних литовцев, а и сходство языка, обычаев и верований – почитание одинаковых богов огня, грома, леса, культ Эскулапа). Легенде, изложенной Длугошем, вторит средневековая литовская летопись, согласно которой во времена Нерона от его жестокостей бежали к берегам Балтики 500 римских семей, и вот от них-то, мол, произошла не только правящая династия, но и наиболее могущественные литовские фамилии.


Но исследования показывают все же индоевропейские корни литовцев. Например, автор фундаментального труда конца позапрошлого века Петр Брянцев писал в своей «Истории Литовского государства»: «Как потомки древних арийцев, литовцы, подобно всем индоевропейским народам (кельтам, грекам, римлянам, германцам и славянам) вынесли свои основные религиозные верования из Азии. Но так как они по выходе из Азии впоследствии заняли страну, покрытую могучими реками, дремучими лесами, а также огромными озерами и бездонными болотами, то со временем к своим прежним религиозным верованиям арийским прибавили новые верования соответственно этой окружающей природе. Сюда относятся: поклонение богу зайцев и богу медведей, обожание оленей, змей (ужей, собственно), лягушек, ящериц, дуба и вообще всех старых деревьев. Но, несмотря на эти прибавки, литовцы, благодаря долгой и уединенной жизни в стране, по своим физическим условиям мало доступной для соседей, сохранили религиозные верования своих предков ариев в более чистом и первобытном виде, чем остальные индоевропейские народы. Литовцы, имея общий корень, по своему происхождению, с кельтами, греками, римлянами, германцами и славянами, в своих философско-религиозных воззрениях на мир вообще и человека в частности и в мифологических преданиях сохранили много общего с подобными воззрениями и мифологическими преданиями означенных народов».

Работа П. Брянцева интересна и своим анализом менталитета литовцев, их традиций, мифов, преданий. Думаю, книга стоит того, чтобы иногда ее цитировать.

Религия и философия древних литовцев

Как отмечает П. Брянцев, древние литовцы считали, что мир существует искони и является воплощением божественного. Присутствие божества литовцы видели в каждом явлении физической природы. Им была присуща четко выраженная дихотомия «добро – зло», которые изначально ведут между собой вечную борьбу. Все должно закончиться победой добра, разумеется.

Интересно то, что понятия «истина» и «закон» литовцы отождествляли. Они считали, что закон существует искони и по своей сути он и есть олицетворение истины. И потому закон нельзя создать, его нужно – отыскать.

Очень уважительно древние литовцы относились к обычаям, связывая их с памятью о минувшем; причем даже закамуфлированный под видом обычая порок был терпим.

Как и древние греки, литовцы верили в судьбу (предопределение), которой подчинены не только люди, но и боги.

Брянцев отмечает любопытное противоречие в воззрениях древних литовцев, которые считали грех результатом предопределения по принципу «кто согрешил, тот не мог не согрешить». Автор пишет по этому поводу: «Но, несмотря на это, они… ожидали наказания в загробной жизни за порочную жизнь и награды за добродетельную».

Литовцы почитали силы души, к которым относили разум, память, воображение, внимание, остроумие, причем последнее подчинялось разуму. А способности и наклонности человек получал при рождении, и ни трудом, ни усилием, ни жизненным опытом добыть их было невозможно, считали древние жители этой земли.

Пантеон

Литовцы-язычники поклонялись и силам природы, и пантеону богов, полубогов, богинь, нимф и героев. Солнцу древние литовцы поклонялись под видом вечного огня, другим силам природы – луне, звездам, огню, воде, грому, молнии и др. – в их, как они считали, воплощении в животных, а также олицетворенными деревянными идолами. Главными литовскими богами были:

Прамжинас (Прокоримос). Управляет судьбой людей на земле и судьбою богов на небе. Обитает в небесном пространстве, окруженном садами.

Оккарпирмас (Оккас). Считался высшим богом, создателем вселенной, назывался предвечным. В конце декабря ему совершалось празднество. В народе этот бог не пользовался популярностью, многие литовцы даже и не знали его.

Перкун. Самый популярный и уважаемый бог. Его изображали в виде человека средних лет с крепкими мускулами и с поднятой вверх рукой с зажатым в ней кремнем. Голова Перкуна была увенчана ореолом из пламени или лучей света, рыжая борода – всклокочена. Этому богу был посвящен один день в неделю – пятница. Каждый день жрецы приносили ему жертву.

Потримпос. Изображался чаще всего в виде цветущего юноши, но иногда – в виде ужа с человеческой головою, свившегося спиралью. Перед изображением Потримпоса ставился сосуд с водою, в котором плавал священный уж. В жертву Потримпосу приносили плоды, молоко, воск и благовония, а также – младенцев… Этому богу приписывалось господство над водами и управление плодородием, покровительство мореходам и воинам, которым он внушал храбрость перед боем. Это божество было воплощением влаги, плодородия и юношеской силы.


Поклюс, Перкун и Потримас на изображении XVI в.


Поклюс (Пекло) изображался в виде седобородого, бледного и тощего старика с белой полотняной повязкой на голове. Поклюс почитался распорядителем смерти, властелином преисподней и распределителем участи в загробной жизни, а также источником эпидемий («повальных болезней»). Существовало поверье, что если родственники усопшего не принесут жертву Поклюсу, то бог явится в дом и наведет там ужас. А умилостивить его можно было принесением в жертву кого-нибудь из родственников или кровью вайделота (так балты называли жрецов), который должен был сбрызнуть ею домашний очаг. Чаще всего кровь пускали из вены руки. Поклюс олицетворял силы, неблагоприятные для человека, – холод, бурю, разрушение, старость и смерть.

Поклюсу приносили в жертву головы людей и животных. Считалось, что перед изображением этого бога должны лежать три черепа: человека, коня и быка.

Перкун, Потримос и Поклюс были своего рода священной троицей древних литовцев. В главном святилище «Ромове» они всегда стояли вместе: Перкун в середине, Потримос – справа, а Поклюс – слева.

Богом войны считался Кавас, которого изображали на военных знаменах. Символом Каваса считались вороной конь и черный петух. Этому богу был посвящен третий месяц года – март. Молитвы Кавасу возносились перед отправлением на войну.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литва. Янтарный край"

Книги похожие на "Литва. Янтарный край" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Казаков

Алексей Казаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Казаков - Литва. Янтарный край"

Отзывы читателей о книге "Литва. Янтарный край", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.