» » » Евгений Резников - Методические проблемы этнической психологии


Авторские права

Евгений Резников - Методические проблемы этнической психологии

Здесь можно купить и скачать "Евгений Резников - Методические проблемы этнической психологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Резников - Методические проблемы этнической психологии
Рейтинг:
Название:
Методические проблемы этнической психологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-9270-0074-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методические проблемы этнической психологии"

Описание и краткое содержание "Методические проблемы этнической психологии" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлена авторская методика «Выявление психологического облика этноса». Другая авторская методика «Выявление особенностей мимики, жестов, телодвижений и контакта глаз у представителей этносов» предлагается для изучения невербальных средств общения. Приведены результаты этнопсихологических исследований различных видов профессиональной деятельности.

Монография может быть полезна для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся проведением эмпирических исследований по этнической психологии и разработкой прикладных рекомендаций, а также практических работников, использующих результаты исследований по этнопсихологии в различных видах профессиональной деятельности.






Необходимость исследования психологического облика народа и создания методики по его измерению обусловливается как теоретическими потребности этнопсихологической науки, так и запросами практики.

Теоретическое основание методики. На основании ранее разработанного теоретического конструкта трехуровневого психологического облика народа предложена методика по его выявлению.

Нам представляется, что структуру этнопсихологического облика можно рассматривать как макросистему (полисистему), состоящую из трех уровней (подсистем): верхний – аксиологический, т. е. ценностный (ценностные ориентации), второй – уровень отношений и третий – уровень психических процессов, состояний и свойств (Резников, 1983,1999; Резников, Товуу, 2002). Высший уровень включает ценностные ориентации, которые исследуются социологией и социальной психологией (его можно назвать аксиологическим уровнем, или уровнем ценностных ориентаций). Средний уровень исследуется социальной психологией, и он может быть назван уровнем отношений. Низший уровень является общепсихологическим. Как видно из названия каждого уровня, в основу его выделения положен системообразующий фактор – система взаимосвязанных психологических критериев. По представлению П. К. Анохина (Анохин, 1975), В. П. Кузьмина (Кузьмин, 1983) и В. А. Ганзена (Ганзен, 1984), каждый уровень предполагает объединение в целостную функционально-динамическую подсистему, включающую различные элементы и механизмы, стремящиеся в конечном итоге реализовать общую цель системы (стабильность ее функционирования).

Все три уровня этнопсихологических характеристик взаимосвязаны по принципу подчинения и взаимосодействия. «Основным критерием места подсистемы (уровня) в иерархии является ее вклад в конечную приспособительную цель системы» (Русалов, 1979, с. 25). Каждый уровень этнопсихологических характеристик в свою очередь может быть рассмотрен как подсистема (микросистема), состоящая из элементов, которые определенным образом взаимосвязаны. Элементы подсистем включают также более мелкие структурные этнопсихологические образования.

Взаимозависимость между уровнями проявляется в том, что господствующие в этносе ценности формируют, а порой и изменяют спектр (тип) отношений внутри данного этноса. При смене политического строя изменение психологических характеристиках этноса, как правило, осуществляется сверху. Господствующая элита, состоящая из политических, военных, экономических, религиозных и профессиональных групп, укрепляет выгодные ей групповые ценности и стремится их привить (или даже навязать) всем социальным слоям этноса в качестве общенациональных. Это выражается в замене старых ценностных ориентаций (особенно ценностей-целей) на новые, которые ей выгодны. В свою очередь, измененные отношения в одном и том же этносе оказывают воздействие на развитие эмоциональной, волевой и познавательной сфер психики и их проявление у представителей изучаемого народа. Это можно наблюдать в нашей стране. Существовавшие до 1991 г. в нашем обществе ценностные ориентации были социалистическими. Они задавались сверху руководством КПСС. Эти ценности влияли на уровень отношений представителей различных этносов к разнообразным аспектам жизнедеятельности. Например, понятие коллективизма как культивируемой ценности влияло на отношения людей друг к другу. Влияние ценностного уровня на отношения можно показать и на другом примере. Получение среднего образования было обязательным; высшее образование являлось одной из важных и престижных ценностей-целей. Старательное отношение к учебе и получению знаний развивало познавательные процессы (естественно, интеллект) всех этносов, проживавших в СССР.

Общепсихологический уровень (познавательная, эмоциональная и волевая сферы психики совместно с темпераментом) в свою очередь оказывает влияние на вышележащий уровень – на отношения данного этноса к различным аспектам жизнедеятельности. Отношения постоянно осмысливаются через познавательные возможности этноса. В зависимости от ситуации в стране и интеллектуального потенциала народа отношения представителей этноса к различным сторонам его жизнедеятельности периодически пересматриваются и видоизменяются. Эмоционально-волевые особенности регулируют степень выраженности разнообразных отношений.

В то же время предпосылки изменений накапливаются на втором уровне этнопсихологических характеристик. Это выражается в том, что критически пересматриваются основные отношения (к руководству страны, материальным ценностям, оплате труда, самооценке и др.). Вместе с тем низший уровень этнопсихологических характеристик (когнитивные, эмоциональные и волевые процессы) влияет на осмысливание ситуации в стране и принятие решений о пересмотре сложившихся отношений и о возможной замене ценностей, функционирующих среди этнофоров (об этом, в частности, свидетельствует состав политической элиты России в 1991 г., в которую входило значительное число преподавателей вузов).

Уровень отношений (пересмотренные отношения) оказывает влияние на распространенные в стране ценностные ориентации и периодически способствует замене старых ценностей на новые, а также перестраивает их иерархию.

Таким образом, можно сказать, что многоуровневая система этнопсихологических характеристик предполагает относительную автономию каждого уровня и определенную их соподчиненность и взаимозависимость. Вместе с тем целесообразно подчеркнуть, что детерминация изменений психологических характеристик каждого уровня может обуславливаться многими факторами.

Выделение трех уровней этнопсихологического облика позволяет, во-первых, описать систему психологических компонентов, позиции и элементы каждого уровня; во-вторых, проанализировать уровни как организованные целостности и, в-третьих, определить место и роль каждого уровня в иерархической системе, установить между ними взаимосвязи и взаимозависимости. В этом плане нельзя не согласиться с Б. Ф. Ломовым, который писал, что «непонимание (или игнорирование) уровневого «строения» психики приводит к ее упрощенной трактовке, к представлению о ней как некоторой аморфной, диффузной целостности, к смазыванию специфики различных психических явлений» (Ломов, 1984, с. 96).

Вместе с тем необходимо заметить, что взаимосвязи между этнопсихологическими составляющими уровней неоднозначны, часто трудно прослеживаемы, характеризуются большой динамичностью, что представляет огромные трудности для их исследования. Особенно трудно анализируются взаимосвязи между различными уровнями.

Наличие в структуре этнопсихологического облика 3, а не 4–5 уровней далеко не бесспорно. В принципе можно добавить и четвертый уровень – психофизиологический. Например, Г. В. Старовойтова придерживалась мнения, что в этнопсихологических характеристиках имеются психофизиологические, физиологические и другие особенности, относящиеся к низшим уровням организации человека (Старовойтова, 1983). Несколько позднее она высказывалась более категорично: «…нации биологически отличаются, но это не расизм» (Старовойтова, 1997, с. 5).

Интересны и перспективны исследования ученых института генетики РАН по определению биохимических маркеров генов народов двух групп коми. Полученные результаты свидетельствуют о европеоидном (в основном) характере генофонда народов коми и дают возможность определить генетическое положение коми в системе народов Евразии (Шнейдер, Петрищев, Лебедева, 1990). Таким образом, можно сказать, что в принципе существует и генетический уровень психологических характеристик народов.

Описание методики. На основании разработанного теоретического конструкта была создана методика (см. приложение 1). Высший ее уровень (ценностные ориентации) включает 2 составляющие – ценности-цели и ценности-средства; средний – 16 составляющих (межличностные отношения, поведенческие особенности, отношение к труду и др.) и низший – 7 (особенности восприятия, мышления, темперамента и др.).

В свою очередь разные компоненты этнопсихологического облика могут иметь неодинаковое количество позиций (к примеру, межличностные отношения этнофоров по-разному проявляются на работе и в быту). Компоненты как с оставляющие одного из уровней этнопсихологического облика также могут дифференцироваться. Например, в семейных отношениях (как в компоненте уровня отношений психологического облика этноса) выделяют супружеские, родительско-детские и детско-родительские отношения.

Разработанная методика позволяет не только выяснять мнения и суждения респондентов по этнопсихологическим составляющим, но и качественно-количественно их оценить. Кроме того, в методике содержатся дополнительные просьбы к респондентам осветить этнопсихологические особенности, не указанные в закрытых вопросах, что позволяет им выходить за пределы созданного психологического конструкта, который был заложен в методике. Рассматриваемая методика состоит из трех частей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методические проблемы этнической психологии"

Книги похожие на "Методические проблемы этнической психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Резников

Евгений Резников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Резников - Методические проблемы этнической психологии"

Отзывы читателей о книге "Методические проблемы этнической психологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.