» » » » Сергей Шевырин - Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии


Авторские права

Сергей Шевырин - Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии

Здесь можно купить и скачать "Сергей Шевырин - Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Маматов»3f9040b4-ee5d-11e4-a04a-002590591dd6, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Шевырин - Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии
Рейтинг:
Название:
Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-91076-047-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии"

Описание и краткое содержание "Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии" читать бесплатно онлайн.



В монографии на основе архивных, опубликованных в печати и полученных в результате полевых исследований этнографических источников рассматриваются особенности формирования и этнокультурные процессы у эстонцев в Пермском крае на протяжении конца ХIХ – начала ХХI в. Впервые в коллективной монографии авторами рассмотрены основные этапы формирования и миграций эстонского населения в Прикамье, его численность и расселение, особенности функционирования языка и этнической культуры как в прошлом, так и настоящем.

Издание рассчитано на специалистов в области истории и этнографии, но будет интересно и широкому кругу неравнодушных к истории и этнической культуре читателей.






Особой родственной группой эстонцев считаются сету. Ученые расходятся в этническом определении сету. Одни называют сету этнической (этнографической) группой эстонского народа, сформировавшейся к середине XIX в. на основе древних прибалтийских племен и более поздних эстонских переселенцев, принявших православную религию; другие полагают, что это самостоятельный этнос17. От остальных эстонцев сету отличает сохранение архаичных древнеэстонских черт в культуре, восприятие восточно-славянских элементов, приверженность православному вероисповеданию и особенности языка. Язык сету близок к южным диалектам эстонского, которые почти исчезли в самой Эстонии из-за распространения литературного варианта18. Сету проживают в Печорском районе Псковской области России, в юго-восточной части Эстонии, которая до 1917 г. входила в состав Псковской губернии. До середины XVI в. сету оставались язычниками, затем они были христианизированы, при этом сохраняли древние элементы культуры, поэтому их называли «полуверцами». В 1920-е и в 1990-е годы, при вхождении территорий сету в состав Эстонской Республики, наблюдалась их эстонизация19. На рубеже XX–XXI вв. произошло резкое сокращение численности сету в Печорском районе, которое можно считать следствием миграций в Эстонию и процессов ассимиляции народа20.

Эстонцы в России

В настоящее время в Российской Федерации эстонцы проживают почти по всей территории страны. Из общего числа 28 113 человек (по переписи 2002 г.) наиболее значительные группы сосредоточены в западных районах: г. Санкт-Петербург – 2 266 человек, Ленинградская область – 1 409, Псковская область – 1 122; в центральных: г. Москва – 1 247; в Сибири: Красноярский край – 4 111, Омская область – 3 029, Новосибирская область – 1 399 человек. Сету в России в 2002 г. насчитывалось 197 человек, 172 из них проживали на своей исторической территории – в Псковской области. На территории Урала и Поволжья численность эстонцев намного уступает вышеназванным территориям. Наибольшее их число, по данным 2002 г., насчитывалось в Челябинской области – 504 человека, в Свердловской области – 438, в Республике Башкортостан – 301, в Пермском крае – 196, в Республике Татарстан – 127, в Оренбургской области – 93, в Курганской области – 51 человек21. Большая часть эстонцев России расселена дисперсно, однако можно выделить территории с их компактным проживанием. Исторические поселения эстонцев в настоящее время сохраняются в Сибири, на Кавказе и на Урале.

Первые контакты эстских племен с восточными славянами складываются в I тысячелетии н. э., когда у славян развиваются торговые отношения с западными землями. В начале II тысячелетия русские князья предпринимали несколько походов, пытаясь присоединить западные территории к древнерусскому государству, но безуспешно22. Более тесные отношения развивались уже в период вхождения Эстонии в состав Российской империи и СССР, насчитывавший около трехсот лет. Начало позитивного взаимодействия народов, влияния русской культуры относится к рубежу XIX–XX вв.23

Переселение эстонцев на восточные земли России началось еще до вхождения их территории в Российское государство. В основном это были бежавшие крестьяне. В XVI–XVII вв. в период шведского владычества в Эстонии небольшая группа эстонского населения сложилась на территории Витебской губернии в Люцинском уезде, отчего в литературе эту группу называли люцинскими эстонцами24. Считается, что в XVIII в. эстонцы поселились в Псковской губернии в районе пос. Красногородское бывшей Середкинской волости – так называемые красненские эстонцы – и на восточном побережье Псковского озера25. Помещики были недовольны оттоком крестьян и просили российскую власть возвращать беглецов. В 1744 г. была принята специальная инструкция, по которой прибалтийским крестьянам, принявшим греческое вероисповедание, разрешалось оставаться на новых местах. Данная административная мера способствовала переходу мигрировавшего населения в православие26. Многие перекрестившиеся эстонцы в скором времени ассимилировались среди местного славянского населения. В начале XIX в. возникают первые поселения эстонцев, каторжников и ссыльнопоселенцев, в Сибири27. Исследователи называют разные даты появления их первого селения (д. Рыжково Томской губернии) и расходятся в определении его этнического состава, поскольку тогда же в Сибири возникали поселения и других прибалтийских народов (финнов, латышей)28. До середины XIX в. за пределами своей территории эстонское население было сосредоточено главным образом на западных землях России. К 1850 г. в Петербургской и Псковской губерниях насчитывалось почти 20 000 эстонцев29.

Массовые миграции с территории Эстонии в восточном направлении, в глубь России, начались во второй половине XIX столетия, когда продолжился распад феодальной системы и переход на земельную ренту30, крестьяне получили паспорта (1863) и вместе с ними – право передвигаться по территории империи. Главной причиной переселения послужила нехватка земель. В миграционном процессе участвовало в основном сельское население, которое в большинстве своем состояло из беднейших слоев31. Первые потоки переселенцев шли в соседние западные губернии России, а также в Крым, на Кавказ, в Поволжье, на Урал, в Сибирь32. Первое поселение в Крыму появилось в 1861 г., в последующие годы возникло еще девять эстонских центров33. По данным переписи 1897 г., в Таврической губернии проживало 2 210 эстонцев34. На Кавказе эстонцы начали основывать свои поселения тоже в 1860-е годы. Наибольшее их число сосредоточилось в Ставропольской губернии. Значительные по численности селения появились на Кубани, в Черноморской и Кутаисской губерниях. Всего на Кавказе было десять крупных поселений с общей численностью 4 281 человек35. Территорию Поволжья и Урала эстонцы начали заселять в 1880-е годы. Более всего их проживало в Самарской губернии, где к 1897 г. насчитывалось 13 эстонских деревень. В Симбирской губернии зафиксировано четыре поселения36. В Сибири в 1860–1880-е годы приток эстонского населения был небольшим. Этот процесс усилился после открытия в 1894 г. Сибирской железной дороги37. К 1897 г. эстонцев в Сибири насчитывалось уже 4202 человека38. Исследователь эстонских поселений в России В. А. Маамяги отмечает также появление в этот период эстонских колоний в Средней Азии, всего в 1897 г. там проживало 440 эстонцев39.

Перепись 1897 г. отметила в Российской империи 1 002 73840 эстонцев, из которых значительная часть по-прежнему проживала в районах традиционного расселения – в прибалтийских Эстляндской (365 959 человек) и Лифляндской (518 594 человека)41 губерниях, за пределами этих губерний проживало 118 185 эстонцев, что составляло 11, 8 % от общей численности народа42.

Волна миграций продолжилась в начале XX в., ей способствовало проведение аграрной столыпинской реформы и постройка Транссибирской железнодорожной магистрали. Новым потокам эстонцев пришлось осваивать уже менее плодородные и более отдаленные земли – территории Северо-Запада России, Урала, таежной полосы Сибири43, Дальнего Востока. Всего за первое десятилетие XX в. появилось 75 новых крупных эстонских поселений, 44 из них было в Сибири44. В дальнейшем эстонцы образовывали новые поселения в Сибири, но одновременно увеличился удельный вес обратного переселения. Причинами отъезда И. В. Лоткин называет неразвитую инфраструктуру края и тяжелые бытовые условия45.

Исследователь А. В. Горнухова, изучая переселенческие процессы в прибалтийских республиках, выделяет четыре условных этапа миграции эстонцев на территорию России до 1914 г.:

1) 1860-е годы – основные потоки направляются в Крым и Самару; 2) 1870–1880-е годы – небольшие по численности потоки идут на Кавказ, в южные и центральные районы России, в Сибирь; 3) 1890-е годы – два крупных потока в Сибирь (Акмолинская, Томская, Тобольская губернии) и Вологду; 4) первое десятилетие XX в. – значительно больший поток в Сибирь46.

Перечисленные факты свидетельствуют о многочисленной миграции эстонского населения с их исторической родины во второй половине XIX – начале XX в., что было обусловлено реформаторской политикой Российского государства и другими возникшими благоприятными для переселения условиями. В это время эстонцы расселились в разных местах страны, создав новые этнотерриториальные центры.

Во время Первой мировой войны на восток из Эстонии эвакуировали часть промышленных предприятий и вместе с ними – некоторое число эстонцев47. Тогда же происходило добровольное самостоятельное переселение мирного населения на более отдаленные от военных действий территории.

После образования независимой Эстонской Республики в 1918 г. эстонцам, проживающим вне ее границ на территории России, было дано право на оптацию. На исторической родине им обещали благоприятные социально-экономические и хозяйственно-производственные условия. По оптации за период 1920–1924 гг. в Эстонию вернулось около 37, 6 тысячи человек48, или почти 25 %49. Правда, некоторые из них, неудовлетворенные условиями в новой республике, уезжали обратно в Россию50.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии"

Книги похожие на "Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шевырин

Сергей Шевырин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шевырин - Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии"

Отзывы читателей о книге "Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.