» » » » Коллектив авторов - Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1


Авторские права

Коллектив авторов - Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1
Рейтинг:
Название:
Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-358-13132-3, 978-5-358-13133-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1"

Описание и краткое содержание "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1" читать бесплатно онлайн.



Этот учебник создан по авторской программе В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература XIX—XX веков (для 10—11 классов)», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. Он состоит из обзорных глав, в которых дается информация о литературном процессе определенных периодов истории литературы, и монографических, где рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века.

В каждой главе учащимся предлагаются вопросы для закрепления и повторения учебного материала, задания для самостоятельной работы, темы сочинений и список рекомендуемой литературы.

В комплекте с учебником выпускается двухтомная хрестоматия, составленная из программных произведений, и методическое пособие для учителей.






Казалось бы, это неопровержимая истина. Еще Некрасов писал: «Ты и убогая, ты и обильная…» Но для А. Блока важно, что его любовь к России не связана с ее богатствами. Он принимает ее в унижении и нищете, и в этом проявляется подлинная любовь («Да, и такой, моя Россия, // Ты всех краев дороже мне»).

В стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы. Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской Русью-тройкой. А следующая строфа вновь заставляет вспомнить о лермонтовской «странной любви» к отчизне:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

И далее развертывается чисто блоковское чудо «перетекания» образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. Ее красота – «разбойная», непокорная.

Поэтому даже во власти «чародея» она «не пропадет», «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты». А далее снова образ женщины незаметно переходит в образ родины:

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес, да поле…
И опять женщина:
Да плат узорный до бровей…

Заключительная строфа – шестистишие. Она возвращает к началу стихотворения – теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («И невозможное возможно»). А блеснувший «в дали дорожной мгновенный взор из-под платка» и звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращают к непокорной, «разбойной красе» России и напоминают о «высоких и мятежных днях», приближение которых пророчески предсказано поэтом в его циклах «На поле Куликовом» и «Ямбы».

Вопросы для повторения

1. Как творчество А. Блока связано с его биографией?

2. В чем идейное и художественное своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме»? Каково их место в творчестве Блока?

3. Как вы понимаете смысл названия цикла «Распутья», завершающего первый том?

4. Почему А. Блок считал второй том своей лирики «антитезой» по отношению к первому?

5. Блок рассматривал содержание третьего тома как «синтез» первого и второго томов. Как вы это понимаете?

6. Какое значение вкладывал Блок в понятие «страшный мир»? Поясните это примерами.

7. В чем связь циклов «Возмездие» и «Ямбы»? Чем они отличаются друг от друга?

8. Какие стихотворения из цикла «Родина» произвели на вас наибольшее впечатление? Почему?

9. Почему, на ваш взгляд, стихотворение «На железной дороге» поэт включил в цикл «Родина»?

10. Назовите наиболее характерные для Блока художественные приемы. Приведите примеры из текстов его стихотворений.

11. Почему Блок называл собрание своих стихотворений «романом в стихах» и «трилогией вочеловечения»?

12. В чем связь поэмы «Двенадцать» с предшествующим творчеством Блока?

13. Как прием контраста, образы-символы, жанровое, лексическое и ритмическое многообразие поэмы «Двенадцать» помогают А. Блоку передать звучание «музыки революции»?

14. Можно ли поставить А. Блока в один ряд с великими нашими поэтами – Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым – и почему?

Задание для самостоятельной работы (анализ поэмы «Соловьиный сад»)

Поэма «Соловьиный сад» (1915) для Блока – новый шаг в поисках смысла жизни и места человека в ней. Следует помнить, что это типично романтическая поэма. Поэтому ее образы не развернуты, подчеркнуто условны и не несут в себе примет какого-то определенного времени или места. Сказанное относится и к тому, как рисуется в поэме сам соловьиный сад, и к тому, как изображен труд и быт героя за оградой сада. Прибегая к излюбленному приему антитезы, Блок противопоставляет в поэме две темы, два представления о смысле жизни. Они реализуются в математически четкой, продуманной до последнего звука композиции, в системе лаконичных, емких деталей и характеристик.


Опираясь на текст поэмы, проследите, как обе эти темы развиваются, в каких деталях, образах, в каких символах они находят выражение, с какими особенностями поэтической речи связаны. Переходя от строфы к строфе, от главы к главе, постарайтесь выявить основной пафос поэмы. Для того чтобы успешнее справиться с поставленной задачей, ответьте на следующие вопросы:

1. О чем говорится в поэме «Соловьиный сад»? Перескажите ее содержание.

2. Какова ее композиция:

а) подумайте, какие две основные темы раскрываются в поэме и в каких отношениях они находятся (взаимоисключают одна другую, дополняют и т. п.);

б) сколько глав в поэме? Проследите, как развивается каждая из тем от главы к главе (где она возникает, где ее кульминация, где она угасает).

3. Какой рисуется жизнь героя за оградой Соловьиного сада и какой – в Соловьином саду? Какое символическое значение имеют эти два изображения? Какие детали, образы, языковые особенности наиболее характерны в первом и какие – во втором случае?

4. К. Чуковский упрекал А. Блока за «чрезмерное сладкозвучие» «Соловьиного сада». Нельзя ли «оправдать» поэта, исходя из содержания поэмы?

5. Какую роль играет в поэме образ моря? Как вы понимаете символический смысл стихов «Заглушить рокотание моря // Соловьиная песнь не вольна»?

6. Какова основная мысль поэмы? Как отвечает Блок на вопрос, вложенный в уста героя: «Наказанье ли ждет иль награда, // Если я уклонюсь от пути»?

7. Почему «Соловьиный сад» считается романтической поэмой?

Темы сочинений

1. «Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока.

2. «Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока.

3. Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока («Фабрика», «Сытые», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Миры летят. Года летят. Пустая…» и др.).

4. Особенности композиции стихотворения А. Блока «Незнакомка».

5. Тема «поэта и поэзии» в лирике А. Блока («К музе», «Друзьям», «Поэты», «Художник» и др.).

6. Особенности композиции поэмы А. Блока «Соловьиный сад».

7. Традиции и новаторство в стихотворениях А. Блока «Осенняя воля» и «Россия».

8. Прошлое, настоящее и будущее в цикле А. Блока «На поле Куликовом».

9. Как развивается тема Родины у А. Блока от стихотворений «Осенняя воля» и «Русь» к стихотворениям «Россия» и «Новая Америка»?

10. Образы русской природы в стихах А. Блока о России.

11. Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать».

12. Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать».

Рекомендуемая литература

• Александр Блок: Новые материалы и исследования: В 5 т. М., 1980–1993. (Литературное наследство.)

Наибольший интерес представляют статьи: «Наследие Блока» Л. И. Тимофеева, «К вопросу о творческом методе Блока» Г. А. Гуковского, «Блок и русский символизм» 3. Г. Минц, «Мотивы «возмездия» и «страшного мира» в лирике Блока» Е. Б. Тагера (все – в первой книге).


• Блок в воспоминаниях современников. Т. 1–2. М., 1980. Воспоминания охватывают все основные этапы жизни поэта и содержат ценный материал о личности А. Блока и о его творчестве.


• Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. 2-е изд. Л., 1986.

Название книги говорит о том, что в ней, помимо анализа творчества поэта, обозначены его связи с предшествующей поэзией и дан широкий фон современной Блоку литературной жизни.


• Долгополов Л. К. Александр Блок. 2-е изд. Л., 1980.


• Долгополов Л. К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». Л., 1979.

В первой работе дан сжатый и насыщенный критико-биографический очерк о Блоке. Во второй – ученый предлагает ряд оригинальных концепций поэмы «Двенадцать».


• Енишерлов В. П. Я лучшей доли не искал. Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях. М., 1988.

В книге подобраны документальные материалы, последовательно освещающие основные этапы творческого пути Блока.


• Жирмунский В. M. Теория литератур. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

В книге выдающегося ученого-филолога среди прочих помещены четыре работы о Блоке. Наибольший интерес представляют статьи «Поэтика Блока» и «Анна Ахматова и Блок».


• Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. 2-е изд. Л., 1981. В книге собраны основные труды ученого о Блоке, в том числе концептуальная статья «Идея пути в поэтическом сознании А. Блока», раскрывающая творческую эволюцию писателя.


• Орлов В. Гамаюн. Жизнь Блока. М., 1981.

Один из ведущих специалистов по изучению литературного наследия Блока, автор многих работ о нем, в этой книге знакомит с фактами биографии поэта, помогающими по-новому понять особенности его творческого облика.

Максим Горький


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1"

Книги похожие на "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1"

Отзывы читателей о книге "Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.