» » » Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие


Авторские права

Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Когито-Центр, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-437-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Книга отражает современное состояние и методологию исследований в области клинической арт-терапии – новой научно-практической дисциплины, тесно связанной с клинической психотерапией и психологией. Представлены не только принципы и ключевые тенденции развития современной арт-терапии, но и специфика отечественной арт-терапевтической школы. Описана оригинальная модель клинической системной арт-психотерапии, успешно реализованная автором и его последователями. Подробно изложены методики и программы арт-терапевтической работы в разных областях клинической медицины, в лечении и реабилитации пациентов из разных клинических групп, даны соответствующие рекомендации. Описание диагностических процедур и критериев оценки полученных материалов подкреплено многочисленными иллюстрациями и анализом рисунков пациентов. Рекомендуется как для начинающих, так и для опытных специалистов.






• люди с проблемами психического и физического здоровья;

• люди, перенесшие психическую травму, связанную с организованным или домашним насилием, природными аномалиями или техногенными катастрофами;

• ветераны боевого стресса, участники локальных вооруженных конфликтов;

• люди пожилого и преклонного возраста с характерными для них психосоциальными проблемами и заболеваниями;

• дети, подростки, молодежь, а также взрослые, находящиеся в аномальных психосоциальных условиях;

• лица с различными зависимостями и созависимостями;

• дисфункциональные и неполные семьи и сообщества;

• стигматизируемые индивиды и группы и т. д.


Приоритетными областями практического использования арт-терапии на сегодняшний день выступают:


• система здравоохранения, реализуемые на базе лечебно-профилактических учреждений и за их пределами комплексные программы лечебной, реабилитационной, профилактической направленности;

• система образования, включая дошкольные образовательные учреждения, массовые и специализированные школы, учреждения дополнительного образования, дома ребенка, школы-интернаты и др.;

• учреждения социальной службы и «общественный сектор», в том числе специализированные центры комплексного обслуживания для пожилых людей, детей, подростков и молодежи, общинные центры, общественные организации и фонды с их разнообразными программами развивающей, поддерживающей и реабилитационной направленности, а также лица, группы и организации, выполняющие функции медиации в ситуациях конфликтов;

• учреждения культуры – дома творчества, музеи, галереи и т. д.


О возросшей роли арт-терапии в качестве лечебного и поддерживающего фактора свидетельствуют результаты проведенного в 2011 г. очередного опроса сертифицированных арт-терапевтов (Elkins, Deaver, 2013). На вопросы ответили 567 человек, составившие 10,3 % от общего числа членов Американской арт-терапевтической ассоциации.

Один из пунктов опросника был призван оценить ведущие области специализации арт-терапевтов, т. е., контингент клиентов и характерные для них проблемы клинического и психосоциального характера. Из широкого спектра всевозможных специализаций, включающего 36 позиций, наибольшее количество респондентов (более 20 %) отметили:


• расстройства настроения и тревожные расстройства (42 %),

• посттравматическое стрессовое расстройство (29 %),

• поведенческие расстройства (23 %).


Несколько меньший процент (от 10 до 20 %) респондентов назвали такие специализации своей работы, как:


• тяжелые психические расстройства (18 %),

• последствия сексуального насилия (17 %),

• аддикции (16 %),

• переживание горя (14 %),

• управление стрессом (15 %),

• расстройства аутистического спектра/синдром Аспергера (11 %),

• синдром дефицита внимания (11 %).


Отметим, что респонденты могли назвать одновременно до трех специализаций.

На третьем месте по числу положительных ответов (от 5 до 10 %) оказались такие специализации, как:


• оказание помощи больным раком (8 %),

• хронические соматические заболевания (7 %),

• помощь пострадавшим от домашнего насилия (7 %),

• нарушения пищевого поведения (7 %),

• острые соматические заболевания и физические травмы (6 %),

• геронтология (5 %).


Таким образом, пограничные, связанные со стрессом расстройства, а также расстройства настроения и тревожные расстройства составляют наибольшую часть клинических расстройств, с которыми работают современные американские арт-терапевты. Тяжелые психические расстройства, аутизм, аддикции составляют значительную, но несколько меньшую группу психических расстройств, на которых специализируются арт-терапевты. Работой с пациентами соматического профиля с соматопсихическими расстройствами и проблемами геронтологии также занимается значительное число арт-терапевтов.

Важная роль арт-терапии в современном обществе подтверждается и перечнем основных мест работы специалистов. Так, в указанном исследовании в качестве своих основных мест работы, связанных с клинической сферой, прежде всего, психиатрией, наибольшее число респондентов отметили:


• школы, колледжи и университеты – более 12 %,

• амбулаторные психиатрические центры (outpatient mental health clinic) – 11 %,

• психиатрические больницы для взрослых – 10 %,

• общинные центры психического здоровья (community mental health center) – 8 %,

• психиатрические стационары для детей и подростков – 6 %,

• дневные стационары (day treatment center) – 6 %,

• наркологические учреждения – 4 %,

• хосписы и служба помощи переживающим горе – 4 %,

• стационары соматического профиля для взрослых – более 2 %,

• стационары соматического профиля для детей и подростков – 4 %,

• госпитали для ветеранов войн – 1 %.


В качестве основных мест работы, связанных с внеклиническим применением арт-терапии, в том числе в сфере социальной работы и образования, были выделены:


• независимые арт-центры и студии – 6 %,

• общинные, муниципальные центры (community agency) – 4 %,

• центры социального обслуживания – 4 %,

• приюты для бездомных – 1 %,

• приюты для пострадавших от домашнего насилия – около 1 %,

• исправительные учреждения – около 1 %,

• сфера бизнеса – менее 1 %.


Одной из характерных примет арт-терапии на сегодняшний день является форсированное развитие клинического и социального направления работы. Их значение, по всей видимости, будет в перспективе все более возрастать, что обусловлено:


• совершенствованием системы здравоохранения и социальной помощи, в том числе на основе формирования новой концепции медицинского и социального обслуживания в гражданском обществе;

• растущим пониманием важности социокультурных факторов в развитии и профилактике психических и соматических заболеваний, а также связанных с ними психосоциальных проблем (биопсихосоциальная модель развития и лечения болезней и их последствий);

• повышенным вниманием общества к интересам меньшинств, людей с психосоциальными ограничениями;

• проникновением арт-терапии в негоспитальную среду, ее приближением к реальным условиям жизнедеятельности представителей разных социокультурных групп, более активным использованием защитных и поддерживающих факторов этой среды, связанных с культурой, природой и социальными контактами.


Клиническая (медицинская) арт-терапия ориентирована на более активное использование искусства в медицинских учреждениях на основе биопсихосоциальной парадигмы развития и лечения психических и физических заболеваний. Наряду с психиатрией клиническая арт-терапия представлена в таких областях медицины, как соматическая медицина (профилактика и лечение острых и хронических заболеваний внутренних органов), паллиативный уход, профилактическая медицина, гериатрия, педиатрия. Наиболее характерными отличительными особенностями клинической арт-терапии являются:


1. Лечебно-профилактическая направленность арт-терапевтического вмешательства, позволяющая отнести его к области медицины (иными словами, клиническая арт-терапия, как и любая клиническая психотерапия, занимается в основном лечением больных или предупреждением болезней, хотя эта точка зрения в настоящее время оспаривается, особенно со стороны гуманитарно-, психологически-ориентированных представителей арт-терапевтического сообщества) (см.: Клиническая психология и психотерапия, 2012).

2. Использование творческой активности пациентов в качестве дополнительного (вспомогательного) или основного фактора профилактики и лечения психических и соматических (психосоматических) заболеваний, а также реабилитации лиц с ограниченными возможностями психического и физического здоровья.

3. Ориентация на использование не только универсальных, но и более дифференцированных, специальных лечебно-профилактических арт-терапевтических воздействий, учитывающих специфику заболевания, его проявлений и патогенеза.

4. Стремление к инструментализации и стандартизации вмешательств, направленных на клинические мишени, связанные не только с внешними проявлениями болезней, но и с причинными факторами и механизмами их развития.

5. Повышенное внимание к эффективности лечебно-профилактических воздействий, связанное с проведением исследований на основе норм и принципов доказательной медицины.

6. Практическое применение специалистами с клинической подготовкой: в нашей стране – клиническими психологами и врачами-психотерапевтами, а за рубежом – клиническими арт-терапевтами, включенными в полипрофессиональные бригады.

7. Относительно высокая степень централизации и контроля, пока в основном со стороны административно-управленческого звена и, в меньшей мере, со стороны общественных, в том числе профессиональных организаций и граждан (институтов гражданского общества).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Книги похожие на "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Копытин

Александр Копытин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.