» » » Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы


Авторские права

Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы

Здесь можно купить и скачать "Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы
Рейтинг:
Название:
Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы"

Описание и краткое содержание "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена краеведческая, культурологическая и социально-экономическая характеристика 10 административных округов Москвы. В издании содержится ряд неизвестных и малоизвестных фактов из истории развития столицы, представлены краткие рассказы о жизни и творчестве почти 150 неординарных москвичей. В главах об округах рассказывается об их истории, природе, экологии, экономике, архитектуре и градостроительстве, религиозных центрах, интересных личностях. Книга предназначена для широкого круга читателей, может быть использована при изучении предметов «Краеведение», «Москвоведение» в школах, колледжах, вузах, а также при изучении вузовских курсов «Регионоведение», «Экономическая и социальная география», при разработке маршрутов и проведении экскурсий по Москве, а также в депутатской практике.






План Москвы 1662 г.


Крепость-город Москва была очень удачно расположена на Боровицком холме: с одной стороны ее омывали воды реки Москвы, с другой – реки Неглинной, а с третьей со временем прорыли защищающий крепость ров с водой. В плане крепость напоминала треугольник, периметр стен которого постепенно увеличивался. Поселение (город) росло, как дерево, кольцами. Вначале люди селились в Кремле, затем, когда его население стало многочисленным, год от года все больше простых горожан расселялось вне Кремля, но около него. Образовавшийся вне Кремля посад в конце XIV в. обнесли валом, в 1534 г. – рвом с деревоземельными укреплениями, на их месте в 1535–1538 гг. была возведена Китайгородская стена. Ее соорудили под руководством итальянского зодчего Петрока (Петра) Малого. Как выглядела эта стена, можно представить по ее сохранившемуся участку с угловой башней на Театральном проезде и за гостиницей «Метрополь». Часть города в границах этих стен до Кремля называли Китай-город. Китай-город, или Большой посад (ХVI в.), образовался из посада, находившегося на берегу Москвы-реки, под «горой» Кремля и Зарядья. По одной из версий, название «китай» произошло от слова «кита», которое означало деревянную изгородь, окружавшую посад. По другой версии, слово «китай» монгольского происхождения и означало «средний»; значит, «Китай-город» – это «Средний город». Город рос, население его увеличивалось, и вскоре на еще большем расстоянии от Кремля пришлось возводить другие укрепления, чтобы защищать жителей. В ХVII – ХVIII вв. часть Москвы между Кремлем, Китай-городом и современным Бульварным кольцом назвали Белый город. В нем жили (ХVI – ХVII вв.) в основном бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе. Земля их дворов не облагалась налогами, называлась «белой». В конце XIV в. территорию в пределах современного Бульварного кольца окружили высоким насыпным земляным валом и впереди вырыли ров, а в 1585–1593 гг. под руководством зодчего Ф.С. Коня (см. с. 434) возвели здесь кирпичную стену с башнями и воротами в них (Никитские, Покровские, Яузские и другие). В 1750–1792 гг. эти стены снесли и на освободившемся месте разбили бульвары; память о башнях с проездными воротами осталась в названиях улиц. От века к веку увеличивалось число жителей Москвы и площадь, где они расселялись, которую в 1591–1592 гг. огородили земляным валом с деревянной стеной и рвом впереди. Земляным городом в ХVII – ХVIII вв. называли часть Москвы между современными Бульварным и Садовым кольцом, а также Зауязье и Замоскворечье в пределах Садового кольца. В память о том земляном вале одна из улиц на современном Садовом кольце называется Земляной Вал. В 1683–1743 гг. Земляной Вал был таможенной границей Москвы. В 1816–1830 гг. его срыли и устроили на его месте широкую кольцевую улицу, вдоль которой против каждого дома разбили сады. Так появилось Садовое кольцо. В 1930 г. сады и палисадники ликвидировали, но память о них осталась. В 1742 г. в Москве был построен Камер-Коллежский вал (свыше 37 км) со рвом и заставами, позволявший контролировать ввоз товаров в город; это была до 1754 г. его таможенная граница, представлявшая высокий земляной вал с заставами и шлагбаумами. В 1852 г. заставы ликвидировали, потом срыли и вал, а на его месте проложили улицы. Названия застав, валов перешли к новым улицам. Так в Москве появились Госпитальный Вал, Рогожский Вал, Сущевский Вал и другие валы и заставы. С 1864 г. Камер-Коллежский Вал стал границей между Москвой и Московским уездом. В 1903–1908 гг. построили Окружную железную дорогу, она в 1917 г. стала границей Москвы. В 1960 г. за пределами современного Центрального округа построили очередное кольцо – Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД, 109 км), которая стала границей (городской чертой) Москвы; с середины 1980-х гг. территория Москвы еще более увеличилась.

От монастырей, построенных в XIII–XIV вв. и защищавших подступы к Москве, к ее центру, к Кремлю вели дороги, впоследствии превратившиеся в важные улицы Москвы. Главные улицы сложились по направлениям основных торговых дорог, соединявших Москву с крупнейшими русскими городами того времени – Владимиром, Тверью, Новгородом, Смоленском и др. От Кремля в XIV–XV вв. расходились в разные стороны главные грунтовые дороги: Ордынская – на юг, через Серпухов; Рязанская – на юго-восток, по которой Москва получала в то время преобладающую часть хлеба; Владимирская – на восток; Переяславская (и далее на Ростов-Ярославский и Ярославль) – на северо-восток; Дмитровская – на север; Тверская и Ржевская – на северо-запад; Смоленская (Можайская) – на запад; Калужская – на юго-запад. Эти дороги придали Москве радиальную структуру, а позже стали главными городскими магистралями. Дороги дали свои названия основным улицам Москвы: Ордынка, Большая и Малая Дмитровка, Тверская, Большая Калужская улица, Калужская площадь. Калужская застава, Серпуховская площадь. Кремль и монастыри соединялись дорогами, позже и между монастырями были проложены дороги. Монастыри выполняли роль духовного и физического щита Москвы: с востока и юго-востока закрывали Спасо-Андроников и Новоспасский монастыри, с юга – Симонов, Свято-Данилов, Донской, Новодевичий монастыри. На дальних подступах безопасность столицы обеспечивали древние города с крепостями и монастырями: на северо-западе – Волоколамск (1135) с Иосифо-Волоколамским монастырем (1479), на севере – Дмитров (1154), на юго-востоке – Коломна (1177), Зарайск (XII в.), на западе – Звенигород (1152) с Саввино-Сторожевским монастырем (1398), Можайск (1231), Верея (1159), на севере – Сергиев Посад с Троице-Сергиевой лаврой (Троицкий монастырь был основан в 1337), на юге – Серпухов (XIV в.) с его древними монастырями.


Киевский вокзал


Особенности развития частей Центрального округа складывались веками. В Москве своего сырья нет, его приходилось и приходится завозить. Дешевле завозить сырье и увозить готовые товары водным транспортом. Практически для всех производств нужна вода. Первоначально фабрики и заводы размещали по берегам рек, протекавших по территории Москвы. Затем проложили железные дороги, в 1903–1908 гг. по проекту арх. П.И. Рашевского построили Малое кольцо Окружной железной дороги, вдоль ее началось строительство промышленных предприятий и иных хозяйственных объектов.

В современной Москве 9 вокзалов, 5 из них расположены в Центральном округе: Казанский, Курский, Ленинградский, Павелецкий, Ярославский. Москва стала главным железнодорожным узлом страны, который начал складываться с середины XIX в. Радиальные железнодорожные магистрали в значительной степени повторили по своим главным направлениям проведенные грунтовые дороги. Но если при строительстве старинных дорог могли не считаться с подъемами и спусками, то железнодорожные пути требовали ровного рельефа. Внутрь Садового кольца ни одна из железнодорожных линий или веток не зашла; все вокзалы находятся за пределами былого Земляного города. Реки, железные дороги, а также санитарно-гигиенические соображения определили в большой мере размещение промышленных предприятий, локализацию складских зон, оказали существенное влияние на социально-профессиональную стратификацию в расселении жителей. На ранних стадиях развития Москвы промышленные функции переплетались с селитебными (жилыми). Лучшие участки и слободы, дворцы и усадьбы знати находились у рек и ручьев. При этом профессиональные навыки жителей, специфика их труда и природные условия определяли размещение предприятий. Преобладающее направление ветров повлияло на строительство промышленных мануфактур, фабрик, и в первую очередь – кузнечных производств, возникших, главным образом, на реках и ручьях в юго-восточной части города, так как огонь и дым – спутники кузнечного и иного промышленного дела – не шли в город. В юго-восточном направлении от центра Москвы возникли Таганная, Котельная, Кузнечная и другие слободы. Но в царской Москве было много примеров и бессистемного размещения промышленных предприятий. В XVII–XVIII вв. отдельно стоящие промышленные предприятия были построены на реке Неглинной (пушечный завод), в Кадашах (полотняный двор), на Яузе (бумажная, пороховая фабрики, мельницы) и др. Преобладающее направление ветров, санитарно-гигиеническое благополучие повлияли на особенности расселения в Москве лиц разных сословий, разных профессий. На западном, северо-западном, юго-западном направлении от Кремля и в непосредственной близости от него сложились традиции расселения наиболее состоятельных, известных москвичей, занятых в основном на государственной службе, связанных с военным делом. Век от века, от десятилетия к десятилетию в этой части Москвы происходила концентрация интеллигенции. На восточном, юго-восточном, северо-восточном направлениях расселялись ремесленники, рабочие, мелкие служащие. Отголоски давних традиций зримо ощущаются и в наши дни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы"

Книги похожие на "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Глушкова

Вера Глушкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы"

Отзывы читателей о книге "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.