» » » » Андрей Барабанов - Управление региональной конкурентоспособностью


Авторские права

Андрей Барабанов - Управление региональной конкурентоспособностью

Здесь можно купить и скачать "Андрей Барабанов - Управление региональной конкурентоспособностью" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «ИСЭРТ РАН»6ce35d77-534e-11e3-99b6-0025905a069a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Барабанов - Управление региональной конкурентоспособностью
Рейтинг:
Название:
Управление региональной конкурентоспособностью
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-93299-259-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Управление региональной конкурентоспособностью"

Описание и краткое содержание "Управление региональной конкурентоспособностью" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена проблематике управления конкурентоспособностью российских регионов. Автор исследует особенности конкуренции в регионах и уровень их конкурентоспособности, инструментарий его оценки; выделяет проблемы управления конкурентоспособностью регионов; обосновывает необходимость совершенствования управления региональной конкурентоспособностью, разрабатывает концептуальные предложения по формированию методики оценки, а также механизма управления конкурентоспособностью регионов.

Особое внимание уделяется развитию территориального маркетинга – неотъемлемой составной части региональной экономической политики в направлении повышения конкурентоспособности территорий.

Книга адресована работникам региональных и муниципальных органов управления, руководителям предприятий, преподавателям, аспирантам, студентам высших учебных заведений экономической направленности.






По мнению другого представителя зарубежной школы – Л. Бадда [145], с одной стороны, существует конкуренция между определенными видами деятельности или рынками, которые действуют на территории регионов (локализационная экономика), а с другой – конкуренция между характеристиками регионов и их социальным капиталом, например инфраструктурой, квалифицированными кадрами.

Наиболее полно межрегиональная конкуренция представлена в экономической теории федерализма (так называемой «новой теории федерализма»). В работе [119] конкуренция между регионами рассматривается как конкуренция между властями регионов за мобильные факторы производства – труд, капитал, инвестиции – с помощью налоговой политики или развития инфраструктуры региона (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Схема межрегиональной конкуренции конкурентного федерализма [119]

Власти выступают как экономические агенты, ведущие себя рационально и максимизирующие полезность от принимаемых ими решений, возможность чего обеспечивается федералистским устройством государства. Межрегиональная конкуренция – способ ограничения произвола властей, но в то же время механизм политической защиты рыночных отношений. В рамках этого направления конкуренция регионов проявляется в конкуренции между их властями разных уровней. Предполагается, что власти регионов, конкурируя за привлечение мобильных экономических ресурсов, более эффективно используют общественные финансы и создают благоприятную среду для бизнеса и населения.

Согласно экономической теории федерализма существует связь между поведением региональных правительств и движением факторов, которые являются предметом конкурентных интересов. Под влиянием факторов конкуренция может быть как вертикальной, так и горизонтальной.

Вертикальная – это конкуренция между разными уровнями власти – центральной и региональной, областной властью и муниципалитетом – за объем властных полномочий, за большую долю независимости и большую долю перераспределяемых ресурсов.

Горизонтальная конкуренция осуществляется между регионами одного ранга: например, между областями, между городами, между муниципалитетами за доступ к ресурсам и привлечение мобильных ресурсов. По нашему мнению, региональные органы власти могут создавать конкурентные преимущества только в условиях горизонтальной конкуренции.

Факторами (инструментами) вертикальной конкуренции служат трансферты, субсидии, налоговые и неналоговые доходы; горизонтальной – миграция, иностранные и внутренние инвестиции.

В силу этого в современных условиях необходимо учитывать различия в экономических интересах регионов разных уровней. Придерживаясь мнения А. Г. Гранберга, предположим, что представление региональной экономики как монообъекта в условиях качественного изменения политического, социального и экономического пространства региона не отвечает задаче адекватного отражения региональной экономики. Находящийся в условиях конкуренции регион – это не монообъект, а многоуровневый организм, функционирующий на основе вертикальных (центр – регион – муниципалитет) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий.

Наличие активной конкуренции может быть констатировано при выявлении связи между действиями властей (налоги, предоставление общественных благ, законодательные нормы) и количеством мобильных ресурсов (трансферты – в вертикальной конкуренции; жители, предприятия и инвесторы – в горизонтальной). В данном случае подтверждается предположение о том, что большая самостоятельность регионов дает им возможность привлекать мобильные ресурсы, а конкуренция за бюджетную децентрализацию – увеличивать ресурсы.

Конкуренция за горизонтальные факторы происходит прежде всего на основе стандартов действий властей, а такие стандарты складываются в зависимости от результатов, достигнутых в других регионах. Это происходит, когда региональные власти находятся в условиях потенциальной конкуренции и забота о назначении вынуждает их соблюдать установленные федеральные стандарты, что согласуется с политологическими подходами, использующими политику как инструмент получения и сохранения власти. Кроме того, в спектр горизонтальной конкуренции следует включить и законодательную конкуренцию. Вместе с тем имеет место конкуренция за рабочую силу, престижных жителей, туристов.

Фактически вертикальная конкуренция выражается в своего рода торге с федеральным правительством за контроль над ресурсами и властные полномочия. В этом случае положительная сторона вертикальной конкуренции состоит в развитии конкурентных начал, реализации возможностей экспериментирования и бенчмаркинга – отбора лучших образцов для воспроизведения, ограничения монопольного положения центра при определении экономической политики. Отрицательная сторона вертикальной конкуренции состоит в формировании тенденций вытеснения конституционных норм договорным правом, в ущемлении интересов одних регионов за счет предоставления особых условий или льготных режимов другим [44].

Объект горизонтальной конкуренции представляют экономические ресурсы, прежде всего инвестиции, рабочая сила, объекты собственности. Регионы конкурируют также за материальные активы, например за жителей с престижным статусом, которые создают положительный имидж региона. Особенностью горизонтальной конкуренции в отличие от вертикальной является возможность создания конкурентных преимуществ региональными органами власти. Преимущество горизонтальной конкуренции – поиск внутренних источников и создание стимулов к развитию регионов, расширение и совершенствование их инфраструктуры, стимулирование привлечения инвестиций.

В итоге матрица межрегиональной конкуренции позволяет провести сопоставление вертикальной и горизонтальной конкуренции по типу и способу воздействия (табл. 1.1) [73].

Кроме того, имеет место взаимодействие между регионами в плане сотрудничества и соперничества по отдельным направлениям: к примеру, сотрудничество (кооперативное взаимодействие) – создание ассоциаций городов, областей, ассоциаций малых городов, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Отсутствие взаимодействия, или амбивалентное поведение, а также соперничество обычно касается разграничения предприятий как источников налоговых доходов в бюджеты и актуально и для вертикальной, и для горизонтальной конкуренции.

В то же время можно выделить стратегическое взаимодействие и другие виды взаимодействий регионов. Первое проявляется в борьбе за придание региону статуса особых условий, дающих конкурентные преимущества, – статуса особых зон депрессивных территорий, административного центра федерального округа.


Таблица 1.1. Матрица межрегиональной конкуренции [73]


Детально направления конкуренции регионов представлены в работах Б. М. Гринчеля, который условно выделил три их группы (рис. 1.2):

1. Размещение и сохранение предприятий, получение новых инвестиций.

2. Сохранение и привлечение человеческих ресурсов.

3. Развитие туризма.

Актуальность рассмотренных направлений дифференцируется в зависимости от исторических, географических, демографических и других особенностей и ресурсного потенциала конкретного региона. При этом в определенном временном интервале направления и предмет конкуренции могут меняться.

Обобщая вышесказанное, отметим, что субъектами межрегиональной конкуренции выступают регионы (муниципалитеты), а её предметом – ресурсы: люди, финансы, капитал, информация, необходимые для обеспечения устойчивого регионального развития и решения на этой основе социально-экономических задач.

Такими ресурсами обладают физические и юридические лица, т. е. люди, а также предприятия и организации всех форм собственности, учреждения. Это подтверждается исследованиями российского ученого Б. С. Жихаревича [65], который подчеркивал, что «регионы, отстающие в развитии, конкурируют за привлечение населения, бизнеса и федеральных ресурсов». Для того чтобы получить эти ресурсы, регион выступает в роли продавца, предлагая специфический товар: свою территорию, геополитическое положение, социальную и экономическую инфраструктуру, социально-экономический потенциал.


Рис. 1.2. Направления и виды конкуренции регионов [54, 55]


Разделяя точку зрения ряда авторов [54, 87, 134], особый акцент следует сделать на «целевых группах» – покупателях специфического товара, которым располагают регионы. Этих покупателей, как считают авторы, можно условно объединить в две группы. К первой из них относятся люди – жители региона, студенты, мигранты, туристы и деловые посетители, военнослужащие и т. п. Вторую группу составляют крупные, средние, малые предприятия-товаропроизводители, торговые, складские, строительные и транспортные предприятия и организации, представительства государственных, общественных и международных организаций и учреждений, образовательные, научные, медицинские и военные организации и т. п. Предметом соперничества регионов выступают ресурсы, которыми обладают «целевые группы», а субъектом управления конкурентоспособностью – региональные органы власти и управления.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Управление региональной конкурентоспособностью"

Книги похожие на "Управление региональной конкурентоспособностью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Барабанов

Андрей Барабанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Барабанов - Управление региональной конкурентоспособностью"

Отзывы читателей о книге "Управление региональной конкурентоспособностью", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.