» » » » Олег Жирнов - Актуальные проблемы Европы №2 / 2012


Авторские права

Олег Жирнов - Актуальные проблемы Европы №2 / 2012

Здесь можно купить и скачать "Олег Жирнов - Актуальные проблемы Европы №2 / 2012" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Агентство научных изданий»bd983e80-db63-11e3-8865-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Жирнов - Актуальные проблемы Европы №2 / 2012
Рейтинг:
Название:
Актуальные проблемы Европы №2 / 2012
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
2012-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Актуальные проблемы Европы №2 / 2012"

Описание и краткое содержание "Актуальные проблемы Европы №2 / 2012" читать бесплатно онлайн.



Рассматривается деятельность партий и движений левой ориентации стран Европы в первом десятилетии XXI в. Анализируются программные документы ряда коммунистических партий, а также организаций, вошедших в объединение «Европейские антикапиталистические левые» (ЕАКЛ). Исследуются социальная и электоральная база левых партий, их идеология и политическая стратегия, оцениваются уровень влияния и дальнейшие перспективы левого движения.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.






Интересной представляется попытка М.И. Воейкова расширить представление о содержании левой идеи путем ее сопоставления с правой идеей. «Чтобы понять левую идею, – считает он, – надо знать, что такое правая идея. В чем она состоит и где она ныне?» В период Великой французской революции, напоминает он, был выдвинут лозунг «Свобода, равенство, братство», в котором оказались смешанными левая и правая идеи. Правую идею в этом лозунге представляли демократия и свобода, а левую – демократия и равенство. В дальнейшем, подчеркивает Л.И. Воейков, оказалось, что «свобода и равенство как философские категории несовместимы. Свободное развитие человека приводит к тому, что одни развиваются быстрей и лучше, чем другие. И в мире материальной необходимости экономическое положение каждого человека складывается в жесткой зависимости от его развития (образования, квалификации, умелости, ловкости и т.п.). Свобода человека в этом мире опрокидывает равенство». Более того, свобода экономического успеха, т. е. свобода в делании денег, как неравенство превращается в мире экономической необходимости в одну из главных буржуазных ценностей общества. Даже демократия в этих условиях превращается в квазидемократию, когда господствует принцип «один доллар – один голос», а не принцип равенства «один человек – один голос». Вот это, заключает М.И. Воейков, и есть правая идея [Есть ли кризис…]. Что же касается сторонников левой идеи, то они выступают против ранжирования людей в зависимости от их денежных накоплений, от их умения «делать деньги». И пока существуют такие порядки, уверяет М.И. Воейков, левая идея будет жива. Более того, замечает М.И. Воейков, сторонники правой идеи, выдвинув лозунг «конца истории», по существу признали кризис правой идеи. Ибо, справедливо замечает он, «если движение по правому пути доехало до конца, т.е. пришло в тупик, то, значит, в тупике оказалась и сама правая идея. А левая идея… только начинает свое движение» [Есть ли кризис…].

Не удовлетворен ответом В.Л. Иноземцева на вопрос, что же представляет собой левая идея (идея социализма), Б.Ф. Славин (главный редактор газеты «Новая жизнь»). На его взгляд, левая идея в марксизме – или в научном социализме – состоит в ликвидации наемного труда, на котором базируется весь капиталистический способ производства. Левая, или социалистическая, идея, считает Б.Ф. Славин, кратко выражена в известном призыве левых: «Освобождение труда!» Не случайно эти слова были поставлены Г. Плехановым в название его группы, занимавшейся распространением марксизма в России. Левые, которые не понимают данной идеи, убежден Б.Ф. Славин, не могут считаться ни левыми, ни социалистами, ни марксистами [Есть ли кризис…].

Тесно связан с вопросом о том, что такое левое движение, и вопрос о том, кого же можно считать носителями левой идеи. По убеждению В.Л. Иноземцева, да и многих других (и не только российских) исследователей, левыми следует считать традиционные социал-демократические и бывшие коммунистические партии, преимущественно Западной Европы и Третьего мира. Иной точки зрения придерживается А.В. Бузгалин. На его взгляд, «наиболее активными участниками оппозиционных действий и наиболее яркими мыслителями левого спектра в последнее десятилетие являются представители других общественных структур. Ими являются новые социальные движения и представляющие эту тенденцию теоретики. Эта практическая и теоретическая работа протекает в контексте различного рода социальных форумов: мировых, континентальных, тематических (например, образовательных), в рамках собственно интеллектуальных встреч (конференций и т.п.), которые организуются такого рода структурами плюс интеллектуальными сетями». Поэтому для него левые – это прежде всего социальные движения и интеллектуальные сети. «Старые» же коммунистические партии, считает он, в большинстве либо действительно находятся в кризисе, либо они тесно связаны с этими новыми движениями и работают преимущественно в них и через них. Что касается социал-демократов, то они, считает А.В. Бузгалин, «реализовав многие задачи из программы-минимум “Манифеста коммунистической партии”, сейчас уходят вправо» [Есть ли кризис…], они уже давно центристы и это отчасти касается и их левого крыла [Бузгалин].

Предлагаются и более конкретные и жесткие критерии определения левизны. По убеждению российского социолога А. Тарасова, те движения, которые выступают против капитализма, расового или национального неравенства, царства частной собственности, отчуждения и эксплуатации человека человеком, являются, безусловно, левыми. Это – обязательный набор. Если что‐то из этого набора выпадает, считает А. Тарасов, вы имеете дело уже не с левыми, даже если они сами себя так маркируют. В этом смысле на мировой арене левых много [Тарасов].

Дискуссии о том, что представляет собой левая идея, какой смысл следует вкладывать в этой понятие, происходят не только в России, но и на Западе. По мнению Зигмунта Баумана (профессор социологии, Университет Лидса, Великобритания), в настоящее время существуют два основных подхода к левой идее, приводящие, как он признает, «к определению временному и непрочному, как и его исходные посылки».

Первый подход, пишет З. Бауман, «предполагает внимательное рассмотрение и тщательное изучение того, что ассоциируется в памяти с “левым”, чтобы затем “обновить” его, т.е. вплести в него новейшие идеи “правых”». Примерами такого подхода служат, считает он, «понимание Т. Блэром “нового лейборизма” как лейборизма, усвоившего политическую мудрость тэтчеризма, или призывы Г. Брауна избегать “детской болезни левизны в лейборизме” из-за очевидного дрейфа разочарованных избирателей к тори». В этом подходе, подчеркивает З. Бауман, «содержание “левого” полностью вторично и зависимо от текущей позиции правых, т.е. программа левых оказывается производной, зеркальным отражением программы, написанной правыми. И все же таких левых нельзя назвать до конца правыми, хотя в конечном итоге все сводится к вопросу о том, что левые могут сделать лучше и эффективнее, чем правые, в вещах, которые правые считают нужными и верными» [Бауман, с. 112]3.

Второй подход, согласно З. Бауману, «предполагает собирание “левого” из разрозненных и пестрых остатков и отбросов, забракованных правыми. Этот подход является целиком негативным, и в нем отсутствует внутренний стержень или связанность. Неприятие – или неполное приятие – чего-либо правыми идеологами и политиками служит единственной основой, необходимой для объединения левых» [Бауман, с. 112].

Однако, считает английский исследователь, есть еще один подход, дающий возможность «схватить и понять феномен ”левого”», который не следует путать с «третьим путем» или пресловутой политикой «по ту сторону левого и правого». Этот подход исходит из двух основных посылок, «важных для специфически левого видения человеческой жизни и ее перспектив и нераскрытых возможностей». Такие посылки, убежден З. Бауман, «служат основой для появления самостоятельных левых, которые, вместо того чтобы извиняться за свою оппозицию мейнстриму, стремятся выработать, защитить и проверить на прочность ценности, которые они считают необсуждаемыми. Этот подход к пониманию “левого” видит его повсеместное и прочное присутствие в современных формах жизни» и трактует так называемый «упадок» левых всего лишь временной спячкой и/или отступлением, необходимыми для того, чтобы набраться новых сил» [Бауман, с. 112–113]. Первая посылка, по З. Бауману, заключается в том, что «общество должно гарантировать своим членам защиту от индивидуальных несчастий». Вторая же посылка состоит в том, «чтобы оценивать качество общества по качеству жизни самых слабых его членов». Эти две неизменные и безусловные посылки неизбежно «приводят левых к осуждению капиталистического порядка с его расточительностью, аморальностью и вытекающей из этого несправедливостью» [Бауман, с. 113].

З. Бауман убежден в том, что эти посылки будут и впредь определять развитие левых по трем веским причинам. Во-первых, обвинения, предъявляемые левыми капитализму, не теряют своей актуальности и звучат более убедительно в условиях глобализации капиталистического порядка. Во-вторых, маловероятно, что коллективная защита от индивидуальных несчастий когда-нибудь станет полной и по-настоящему надежной. И, в-третьих, вряд ли когда-нибудь будет построено общество, в котором будут отсутствовать группы или категории людей, живущих хуже остальных или ниже среднего уровня [Бауман, с. 113].

Подводя итог своим размышления насчет содержания левой идеи, ее непреходящей значимости, З. Бауман заключает, что левые отстаивают мысль о незавершенности работы по созданию мира более чуткого по отношению к человеческому достоинству всех людей, что их действия целиком определяются этой идеей. И маловероятно, убежден он, что «левые вдруг окажутся на обочине истории, так как этой цели вряд ли удастся достигнуть в обозримом будущем». Единственное, в чем можно быть уверенным, считает З. Бауман, размышляя о форме будущего общества, так это в том, что «у него наверняка будут критики, и они будут левыми. Незаменимость и постоянное присутствие левых служит единственной постоянной, неизменной и, возможно, необходимой чертой в крайне непостоянном и беспокойном современном мире» [Бауман, с. 114].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Актуальные проблемы Европы №2 / 2012"

Книги похожие на "Актуальные проблемы Европы №2 / 2012" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Жирнов

Олег Жирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Жирнов - Актуальные проблемы Европы №2 / 2012"

Отзывы читателей о книге "Актуальные проблемы Европы №2 / 2012", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.