» » » Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности


Авторские права

Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности
Рейтинг:
Название:
Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2507-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"

Описание и краткое содержание "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлены профессиональные взгляды ведущих теоретиков и практиков на организацию процесса развития личностных качеств учащихся-спортсменов в условиях изменения методологических, нормативно-правовых, учебно-методических, организационных основ и требований к кадровому обеспечению системы образования. В основу издания заложен профессиональный диалог субъектов образовательного пространства, раскрыты особенности структуры и содержания педагогического процесса, обеспечивающего формирование предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности учащегося-спортсмена, охарактеризовано развитие значимых качеств и способностей, обеспечивающих раскрытие индивидуального потенциала личности в условиях интеграции образовательных программ системы общего и дополнительного образования спортивной направленности. Пособие адресовано учителям общеобразовательных школ, тренерам детско-юношеских школ, бакалаврам и магистрам направлений педагогического и гуманитарного образования, изучающим курс «Психология физического воспитания и спорта», студентам образовательных организаций среднего профессионального образования, а также широкому кругу специалистов-практиков, работающих в сфере детского спорта. Издание также рекомендуется при освоении образовательных программ дисциплин профессиональной подготовки: «Педагогика», «Психология», «Методика обучения физической культуре», «Методика обучения основам спортивной подготовки», «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство тренера» по направлениям и профилям «Физическая культура», «Спорт».






– создание энергетической готовности к коммуникациям, активным действиям, взаимопонимания на основе снижения психоэмоционального напряжения;

– эвристичность, интеллектуальная лабильность, поленезависимость, копинг-стратегии[22].

Часто внутриличностный конфликт подростка развивается на фоне неудовлетворенности, вызванной результатами рефлексивного анализа качества собственной деятельности в соотнесенности с выполнением ожиданий и требований значимого социального окружения (личных, тренера, партнеров по команде, ближайшего окружения и других). При заниженной социальной оценке личности и деятельности подростка со стороны окружения происходит ограничение межличностных взаимодействий.

В ситуациях соперничества и конкурентного противодействия активность подростка протекает на фоне: конкурентного поведения оппонента при относительном исходном психоэмоциональном равновесии самого субъекта деятельности; осознания субъектом давления конкуренции и поиска оптимальной стратегии восприятия данной психологической ситуации; конкурентного поведения самого субъекта деятельности, стремящегося доказать свое превосходство перед окружающими.

И если для одного из спортсменов, участвующего в противодействии, эта ситуация более напряженная, то для другого она может выглядеть как менее трудная и приближенная к стандартной. Объективная позиция обоих субъектов представлена общей точкой на линии взаимодействия «Я – другой», тогда как субъективная позиция каждого из субъектов обусловлена адекватностью личной самооценки ситуации и при завышенной и заниженной самооценке наблюдается субъективный диссонанс социальной позиции каждого из юных спортсменов.

Рассмотрим особенности межличностных психологических ситуаций, влияющих на развитие социально-ориентированных личностных качеств. Межличностная ситуация прежде всего требует от подростка проявления аналитических и рефлексивных способностей, позволяющих определить психологические позиции оппонента(-ов), а затем уже, используя вербальный интеллект, конструктивно преобразовывать ее отрицательные векторы.

Сложность межличностной психологической ситуации характеризуется субъект-субъектным взаимодействием, происходящим на фоне сбивающих факторов:

1) влияния особенностей собственного состояния и поведения: психологических (заниженная самооценка возможностей достижения положительного результата; неадекватное состояние ценностно-мотивационных ориентиров; неконструктивная позиция подростка: «не могу», «не хочу», «не знаю»; неудовлетворительное текущее психологическое состояние; недостаточный уровень волевой готовности; неадекватная оценка возможностей спортсменов своей команды и команды-соперника; неадекватно завышенная или заниженная самооценка; неадекватно высокое или низкое проявление ответственности и другие); физических (неудовлетворительное физическое состояние, самочувствие; низкий уровень функциональной готовности, развития двигательно-кондиционных способностей; недостаточная вариативность двигательных умений и навыков);

2) негативного внешнего воздействия среды, вызванного состоянием и поведением окружающих представителей: своей команды (некорректные установки тренера и неадекватный процесс подготовки детей к соревнованию; необоснованные ожидания тренера; неадекватное поведение родителей, вызванное низким уровнем психологической культуры; завышенные требования родителей к ребенку; завышенная оценка способностей и возможностей ребенка игроками команды; низкий уровень готовности партнеров по команде (психологической, физической, технико-тактической и других); команды-соперника (агрессивное поведение тренера, спортсменов, родителей юных спортсменов, болельщиков команды-соперника); организаторов соревнований (некорректное судейство; сложившаяся ситуация в турнирной таблице; нестандартные условия организации соревнования и другие);

3) межличностного конфликта с конкретным субъектом деятельности (или группой) в системе горизонтальных связей и межличностного конфликта в системе вертикальных связей «спортсмен – тренер»; «спортсмен – руководство спортивной школы, клуба», «учащийся – учитель» и других.

Знание «предпосылок поведения, отношения, состояния, биографии»[23] позволяет предвосхитить нежелательное развитие представленных выше ситуаций, выбор юным спортсменом и учащимся стратегии ухода от решения проблем, пассивное отношение к применению психологических знаний по конструктивному преобразованию ситуаций.

Анализ интеллектуальных трудностей в значимых ситуациях межличностного общения позволил выделить при наличии двух видов препятствий их дихотомическое влияние, при трех и более – множественное, усложняющее выбор способов решения интеллектуальной задачи социального плана. Важно отметить, что уже третья помеха ослабляет и дестабилизирует внимание подростка, концентрируемое на первых двух, в связи с этим юный спортсмен избирает только те характеристики (в рамках индивидуально воспринимаемого максимума), которыми он может управлять, остальные выпадают как незначимые.

В связи со сказанным в процессе социального взаимодействия важно развивать способность к переключению внимания, направленного на отображение реальности в пространстве значимых социальных характеристик субъектов взаимодействия.

В процессе социального взаимодействия нарабатываются индивидуально-оптимальные соревновательные стили и стили организации ученой деятельности в реализации психологических ситуаций, основанные на адекватных представлениях о себе, партнере, сопернике, специфике учебной и соревновательной деятельности. В работе В. Г. Сивицкого (1995) рассмотрена модель поединка, состоящая из ряда компонентов:

а) представления спортсмена о своих характеристиках (личностных, сенсомоторных, морфологических и других), которые объединяются в модель собственного поведения;

б) представления о сопернике, сформированные в результате наблюдения за ним и выделения типичных моментов боевой деятельности, предположений о его поведении на основании опыта, рефлексии и вероятностного прогноза, которые преобразуются в модель поведения конкретного соперника;

в) прогнозирование вариантов развития событий путем сопоставления моделей собственного поведения и соперника в конкретных условиях и понимания закономерностей тактики данного вида спорта.

Подавляющее большинство юных спортсменов (89 %) имеют установку на рефлексивный анализ действий соперника в условиях поединка. Так, способность к сбору и обработке информации социального характера позволяет спортсмену развивать личностный поведенческий потенциал.

Р. М. Загайнов (1992) отметил, что «спорт в отдельных случаях можно рассматривать как модель выполнения деятельности в “сверхжестких” условиях, когда против спортсмена или команды выступает не только официальный соперник, но и судьи, зрители, зачастую – длительный перелет, резкая смена климатических условий…»

Г. А. Камалиева (2012), исследуя адаптацию юных спортсменов к преодолению как соревновательных препятствий, так и соревновательных трудностей, выявила их соотнесенность: соревновательная трудность рассматривается как соотношение величины соревновательного препятствия и уровня физических и психических возможностей спортсмена как субъекта деятельности. Очевидно, что преодоление трудностей обусловлено индивидуальным и социальным ресурсом юного спортсмена и существующая проблемная психологическая ситуация будет нести развивающий эффект, если субъект деятельности (подросток) проявит устойчивое стремление к ее разрешению.

Социально-ориентированные личностные качества проявляются и развиваются в условиях нестандартной ситуации при наличии противоречий в социальных позициях и отношениях: «личность – среда»; «личность – специфический вид спортивной (учебной) деятельности»; «психологическое состояние группы – спортивный (учебный) результат»; «профессиональные ситуации в спорте (в учебной деятельности) – деятельность тренера (учителя)» и другие.

Конфликтная ситуация. Очевидно, что социальный интеллект подростка-спортсмена развивается в условиях конфликтных взаимодействий. Общетеоретические и методологические проблемы конфликта, в том числе в спортивной деятельности, рассматривали: В. Н. Мясищев (1960, 1975); И. И. Сулейманов (1997); Ю. В. Луценко (1997); И. П. Волков (2002); А. П. Дмитриев (1991).

Рядом авторов было выделено влияние вида спорта на формирование позитивных и негативных личностных характеристик, среди них: В. И. Енин (1986); Е. П. Ильин (1980); Б. Д. Кретти, А. Ц. Пуни (1984); Т. Г. Севастьянихина (1999); А. В. Стамбулов (1980); Н. Б. Стамбулова (1978); А. В. Шаболтас (1998) и другие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"

Книги похожие на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"

Отзывы читателей о книге "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.