» » » » Сергей Чернов - Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами


Авторские права

Сергей Чернов - Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами

Здесь можно купить и скачать "Сергей Чернов - Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Чернов - Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами
Рейтинг:
Название:
Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-355-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами"

Описание и краткое содержание "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами" читать бесплатно онлайн.



Монография является продолжением темы исследования автора, по результатам которого в 2003 г. вышла его книга «Конституционно-правовой статус Республики Карелия».

В новой работе «Конституционно-правовое регулирование отношений между РФ и ее субъектами» рассматриваются теоретические основы и исторические корни российского федерализма, проблемы суверенитета в системе федерализма.

Отдельная глава посвящена статусу субъектов Российской Федерации, их взаимоотношениям с федеральными органами, проблеме конституционного регулирования предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. В исследовании рассматривается и вопрос о роли Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов Федерации в формировании единого конституционно-правового пространства Российской Федерации. В работе отражена одна из важнейших проблем федерализма – проблема конституционно-правового регулирования межбюджетных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Сложному вопросу эволюции федеративных отношений посвящена отдельная глава, в которой рассматриваются состояние и перспективы развития федеральных округов и организация регионального государственного контроля в Российской Федерации и ее субъектах.

Монография рассчитана на научных и педагогических работников, аспирантов, специализирующихся в области проблем федерализма, конституционного права и государствоведения. Она может быть полезна специалистам в области права и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами федерализма и укрепления конституционной законности в РФ, работникам исполнительной власти, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, которые занимаются законотворческой и правоприменительной деятельностью.






Согласование правовых процессов в рамках общей правовой системы достигается благодаря ряду строгих правил.

Во-первых, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обязаны действовать в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации и законами. Запрещается игнорировать общегосударственные интересы Российской Федерации и интересы ее субъектов, признаваемые законодательством, и нарушать компетенцию органов государственной власти, которые призваны выражать эти интересы.

Во-вторых, органы государственной власти Российской Федерации обязаны направлять законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации проекты федеральных законодательных актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Органы представительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проекты федеральных законодательных актов и дают предложения по доработке и обсуждению законопроектов в Федеральном Собрании.

Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти вправе согласовывать проекты важнейших правовых актов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут согласовывать проекты законодательных и иных правовых актов с соответствующими федеральными органами государственной власти[135].

В ходе согласования проектов законодательных и иных правовых актов преодолеваются разногласия и обеспечивается общий подход к их содержанию. При наличии неустраненных разногласий к проекту правового акта прилагается их мотивированный перечень, который подлежит обсуждению в процессе рассмотрения и принятия соответствующего правового акта.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обязаны согласовывать свои действия в соответствии со ст. 72 Конституции РФ и положениями конституций и уставов ее субъектов.

Согласование связано с информированием, получением разрешения, составлением совместных программ мероприятий.

Взаимоотношения субъектов федерации включают в себя различные аспекты, в том числе экономическое, культурное и иные виды сотрудничества, определение механизма разрешения возникающих споров, их юридических последствий, прав и обязанностей участвующих в споре сторон; совместное участие в межрегиональных объединениях по ряду вопросов, представляющих взаимный интерес, и другие.

Всю совокупность отношений российских регионов можно разделить на три группы: а) прямые отношения субъектов Российской Федерации; б) межрегиональные отношения; в) взаимоотношения межрегиональных объединений.

Реализуя прямое сотрудничество между собой, субъекты Российской Федерации заключают договоры и соглашения в различных областях, относящихся к их ведению. Предметом таких договоров и соглашений являются в основном экономические связи.

Наиболее эффективным представляется сотрудничество субъектов Российской Федерации в рамках создаваемых ими объединений.

Новой гранью горизонтальных взаимоотношений в рамках Федерации является налаживание сотрудничества непосредственно между самими ассоциациями.

1.2. Проблема суверенитета в системе федерализма

Одной из теоретически самых сложных и дискуссионных проблем общей теории государства является проблема суверенитета в федеративном государстве.

Вопрос суверенитета начал интересовать философов с давних пор. Уже Аристотель живший в 384–322 гг. до н. э. выделяет один из важных признаков полиса (государства) самодостаточность. Самодостаточность значила у Аристотеля независимость государства от других государств и полное удовлетворение им своих потребностей. Но и в римском, и в феодальном обществах не знали еще понятия суверенитета.[136]

Теории вопроса в разное время посвящали свои работы российские ученые-правоведы. Еще в 40‑е гг. прошлого века советские ученые разрабатывали различные теории распределения суверенитета в федеративных государствах.[137]

Многие исследователи этого вопроса ссылаются на работы В. С. Шевцова. Труды В. С. Шевцова «Суверенитет Советского государства»[138], «Национальный суверенитет»[139], «Государственный суверенитет»[140] основаны на обобщении взглядов советских исследователей, касающихся федеративного устройства практически только СССР.

В последние годы появился ряд работ, посвященных исследованиям в области проблем суверенитета: труды М. С. Саликова[141], В. И. Скрыпника[142], исследования В. Лысенко[143], Л. Б. Тиуновой[144], сборник «Субъект Российской Федерации: правовое положение и полномочия»[145], статьи И. В. Левакина[146], Г. Гаджиева[147] и др. Важный вклад в теорию вопроса внес коллективный труд Института государства и права РАН под редакцией академика Б. Н. Топорнина «Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование)».[148]

Юридическую концепцию суверенитета достаточно четко изложил М. С. Джусунов в докладе, представленном в научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации России.[149] Он выделил ряд принципов суверенитета.

1. Принцип неотчуждаемости суверенитета. Он не нуждается в чьем-либо утверждении и не подлежит отмене.

2. Принцип неограниченности суверенитета. Никакая высшая общественная сила, разделяющая ценность демократии, не может по своему произволу ограничить суверенитет.

3. Верховенство власти как принцип суверенитета.

4. Неделимость суверенитета и разделение властей.

5. Неабсолютность суверенитета. Сущность суверенитета может быть истолкована как неограниченность и независимость власти лишь от власти других социальных субъектов. Независимость выражает неподчиненность воле другого субъекта.

6. Приоритет народного суверенитета перед государственным. Понятия «федерация» и «суверенитет» – ключевые в общей теории государства. В работах по теории государства и права нередко утверждается, что федерация – это составные государства, части которых (государства или государственные образования) обладают суверенитетом.[150]

Существует и другая позиция «Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни».[151]

Выявление специфики федеративного устройства показало, что этот вопрос неразрывно связан с принципом суверенитета. Прежде всего надо отметить, что понятие «суверенитет» изначально было использовано в единственном значении – государственный суверенитет. Это значение на протяжении свыше четырех столетий не только остается главным и центральным в теории суверенитета, но и привлекает к себе наибольшее внимание в научно-практическом плане.

Являясь прежде всего правовой категорией, «суверенитет не сводится лишь к правовым дисциплинам, а включает в себя массу социологических, политологических и экономических сюжетов».[152]

Понятие суверенитета охватывает и отражает в себе также и другие сферы жизни общества: экономическую, идеологическую, социальную и др.

Необходимо выделять две стороны суверенитета – формально-юридическую и фактическую. Первый аспект необходимо рассматривать в качестве своеобразной политико-правовой формы государственного суверенитета, а второй – в качестве его материального содержания.[153]

Для федеративного государства по сравнению с государством унитарным проблема внутреннего суверенитета существенно усложняется. Речь идет о таком противоречивом процессе, в котором внутренние государства (субъекты федерации) либо действуют в кооперации друг с другом (кооперативный федерализм), либо в одиночку или сообща противодействуют федеральному центру.[154]

В тот момент, когда субъекты федерации в борьбе за внутренний суверенитет начинают брать верх над федерацией, ситуация в государстве резко ухудшается.

Если субъекты федерации – государства, тогда они суверенны, так как суверенитет – неотъемлемое свойство государства; если наоборот, субъекты не могут быть государствами, то у них нет и суверенности, так как речь идет о государственном суверенитете.

Если суверенитет – это то же, что и широкая компетенция, большая сумма прав и полномочий, то тогда суверенитетом обладают как федерация, так и ее субъекты, так как при данной форме государства соответствующая компетенция имеется у обеих сторон. Если же суверенитет не сводится к компетенции, признается неделимым и несовместимым с другим суверенитетом на территории одного и того же государства, тогда суверенной признается только федерация, а ее субъекты – несуверенными.[155]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами"

Книги похожие на "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Чернов

Сергей Чернов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Чернов - Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами"

Отзывы читателей о книге "Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.