» » » » Александр Молдовян - Информатика: введение в информационную безопасность


Авторские права

Александр Молдовян - Информатика: введение в информационную безопасность

Здесь можно купить и скачать "Александр Молдовян - Информатика: введение в информационную безопасность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Программы, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Молдовян - Информатика: введение в информационную безопасность
Рейтинг:
Название:
Информатика: введение в информационную безопасность
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-94201-399-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Информатика: введение в информационную безопасность"

Описание и краткое содержание "Информатика: введение в информационную безопасность" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и утвержденным Министерством образования примерным образовательным программам дисциплины «Информатика» («Математика и информатика») для высших учебных заведений, ведущих подготовку бакалавров по целому ряду гуманитарных, естественно-научных и технических направлений. Оно охватывает содержание федерального образовательного компонента (раздела программы этой дисциплины) по основам информационной безопасности и защиты информации, в том числе сведений, составляющих государственную тайну.

Издание адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по направлениям подготовки бакалавров 553000 «Системный анализ и управление» и 553500 «Защита окружающей среды». Авторы выражают надежду, что представленный материал окажется полезным и студентам других, в частности гуманитарных и социально-экономических, направлений и специальностей, а также преподавателям дисциплины «Информатика».






Сознательно отобранная и целенаправленная информация обладает большой убедительной силой и способна серьезным образом изменить образ мыслей, мнение каждого человека, а с ним и общественное мнение, формировать взгляды и поступки людей. Значение информации как таковой, а также оперативного доступа к ней в рамках политической борьбы или экономической конкуренции, во все времена было априори победоносным фактором, как во внутренней жизни государств, так и на международной арене[23].

В. А. Герасименко, указывая, что назначение информации в самом общем виде может быть сведено к созданию условий для достижения двух целей: обеспечения устойчивости соответствующей организованной структуры (системы) и обеспечения развития этой структуры (системы), характеризует информацию как специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы. Он отмечает, что чем сложнее система объективного мира, тем разнообразнее и сложнее те виды информации, которые необходимы для достижения в этой системе названных выше целей[24].

В повседневной жизни общества информация проявляется в форме сведений и сообщений, содержащих эти сведения. Эти два разнородных явления различаются свойствами и, как следствие, являются составляющими присущей человеку способности наращивать знания и передавать их из поколения в поколение. Сведения, являющиеся результатом отражения движения объектов материального мира в организме, физически выражаются в изменении хода и результатов химических преобразований веществ, составляющих данный организм, и в силу этого не могут быть обнаружены органами чувств других организмов, т. е. имеют духовный (идеальный, нематериальный) характер. Сообщения, образующиеся одними организмами для передачи сведений другим организмам, проявляются в виде последовательности знаков, воспринимаемых органами чувств однотипных организмов, и в этом смысле являются материальными.

Сведения и сообщения часто выступают в качестве объекта общественных отношений, формирующих информационную сферу общества.

Основную часть сведений человек получает с помощью зрения, в результате непосредственного наблюдения за окружающим миром. Другие возможности получения сведений об окружающем мире (слух, осязание и пр.), безусловно, также важны. Понятие «сведения» трактуется в русском языке как «знание, представление о чем-либо»[25]. Синонимом в английском языке может служить термин «knowledge». Особой разновидностью объекта наблюдения является сообщение, представленное в виде последовательности знаков. Понятие «сообщение» часто определяется как кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательности условных физических символов (букв алфавита), образующей некоторую упорядоченную совокупность. Английским синонимом является термин «communiсation» или «message».

Социальные организмы, условием существования которых является нахождение в коллективе с другими такими же организмами, обладают способностью обмениваться сведениями, которая реализуется через отправку и получение сообщений, представляющих собой другую форму проявления информации. Сообщение в данном случае – это набор знаков, с помощью которого сведения могут быть переданы другому организму и восприняты им. Преобразование сведений в сообщения осуществляется с использованием алгоритмов кодирования элементов «информационной модели» в набор знаков сообщения, а преобразование сообщений в сведения – с использованием алгоритмов декодирования поступившего набора знаков в элементы «информационной модели» человека. Без алгоритмов кодирования и декодирования сообщение превращается просто в набор знаков[26].

«Информационные модели» социальных организмов кроме сведений, получаемых самостоятельно, включают сведения, поступающие от других членов коллектива. Составляющие «информационных моделей» социальных организмов, образуемые за счет сведений, получаемых от других организмов, составляют отражение движения объектов материального мира в коллективе живых организмов, т. е. распределенную «информационную модель».

Особенность человека как носителя сведений состоит в возможности накопления сведений в его «информационной модели», определяемой характеристиками его памяти. Человек обладает уникальной способностью формировать понятия, а также получать новые сведения и знания посредством оперирования с возможными отношениями между понятиями и оценки соответствия вырабатываемых сведений и знаний уже имеющимся в его «информационной модели». Эта способность называется мышлением.

Единица количества информации

Информация (от латинского informatio – разъяснение, изложение). Первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.). С середины ХХ века – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передача сигналов от клетки к клетке, от организма к организму[27].

В справочной философской литературе последнего времени понятие «информация» раскрывается как «одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п.»[28]. При этом отмечается, что «само понятие “информация” обычно предполагает наличие, по крайней мере, трех объектов – источника информации, потребителя информации и передающей среды. Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем информации является сообщение». Н. Н. Моисеев, например, выделяет в информации сведения и сигнал, с которым связано получение сведений[29]. И хотя, как отмечает А. А. Стрельцов, понятие «сигнал» несколько беднее, чем понятие «сообщение», важно отметить, что и в данном случае речь идет о необходимости разделения сведений и способа их передачи.

В своем общении мы чаще всего воспринимаем информацию как общелексическое понятие, хотя она существует и как естественно-научная категория, и как философская, мировоззренческая. На общелексическом, бытовом уровне понятие «информация» обычно толкуется как «сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь»[30]. Заметим, что и в нормативных правовых актах чаще всего данное понятие употребляется именно в этом смысле. Попытки изучения информации как более широкой категории, чем сообщение, передаваемое от человека человеку, начались примерно в 20-х годах XX века, причем вначале в рамках гуманитарных наук, исследовавших массовые и индивидуальные коммуникации (системы связей и общения).

Теория и практика журналистики стала первой сферой, где начали выявляться характеристики информации, оказавшие впоследствии воздействие не только на теорию массовых коммуникаций, но и на теоретические представления об информации, сложившиеся впоследствии в кибернетике. Предметом теории журналистики является сфера массово-информационной деятельности. Она изучает особенности журналистских текстов, закономерности массово-информационной деятельности в системах отношений «журналист – аудитория» и связи «информация – общественное мнение»[31]. Однако журналистика и нормативные правовые акты, регулирующие систему массовой информации, так и не отошли от общеупотребительной трактовки данного понятия. В частности, Закон РСФСР «О средствах массовой информации», принятый в 1991 году, определяет массовую информацию как «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы»[32]. Такие подходы делают тождественными понятия «информация» и «сообщение», хотя это верно только по отношению к информации, исходящей от человека и обращаемой им в сигналы, символы или звуки. Однако информация об окружающей действительности, которую человек получает через свои органы чувств, далеко не во всех случаях исходит от другого человека (например, температура окружающей среды, рельеф местности и т. п.).

В упомянутой выше работе, замечая, что определение чрезвычайно широких понятий сводится к указанию их наиболее характерных признаков, В. А. Герасименко иллюстрирует предпринятую им попытку структуризации понятия «информация» (рис. 1).


ИНФОРМАЦИЯ – основополагающее, вместе с тем чрезвычайно емкое, в высокой степени неопределенное (формально) понятие (в силу его необычности – многообразия форм и проявлений).



Рис. 1. Формы представления информации


Наиболее плодотворное развитие проблематика проникновения в сущность понятия «информация» получила в рамках теории информации и кибернетики. Теория информации начинается с работ Клода Шеннона, опубликованных в конце 40-х годов XX века. В классической теории информации преимущественно уделялось внимание тем аспектам информации, которые могут быть названы техническими. Из полученных в рамках этой теории результатов наибольшее значение имели те, которые относятся к теории и практике кодирования информации, а также к анализу и синтезу систем передачи информации по техническим каналам связи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Информатика: введение в информационную безопасность"

Книги похожие на "Информатика: введение в информационную безопасность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Молдовян

Александр Молдовян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Молдовян - Информатика: введение в информационную безопасность"

Отзывы читателей о книге "Информатика: введение в информационную безопасность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.