» » » » Елена Белоусова - Муниципальное право Российской Федерации


Авторские права

Елена Белоусова - Муниципальное право Российской Федерации

Здесь можно купить и скачать "Елена Белоусова - Муниципальное право Российской Федерации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Белоусова - Муниципальное право Российской Федерации
Рейтинг:
Название:
Муниципальное право Российской Федерации
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-380-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Муниципальное право Российской Федерации"

Описание и краткое содержание "Муниципальное право Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Муниципальное право Российской Федерации» и является одним из первых изданий, в которых учтены положения нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступающего в силу с 1 января 2006 г.

В учебном пособии рассматриваются предмет и методы данной отрасли права; основы организации и деятельности местного самоуправления в РФ; формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления; порядок формирования, статус и компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления; формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Для студентов, обучающихся по специальностям «юриспруденция», «государственное и муниципальное управление» и другим специальностям, в рамках которых предусмотрено изучение муниципального права, а также для аспирантов и практических работников органов местного самоуправления.






7. По назначению в механизме правового регулирования правовые нормы подразделяются на:

а) материальные, т. е. закрепляющие какое-либо общеобязательное правило, комплекс прав и обязанностей, а также ответственности при возникновении, изменении и прекращении муниципально-правовых отношений. Например, наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»);

б) процессуальные, т. е. определяющие формы и порядок реализации материальной нормы. Например, «представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (п. 1 ст. 15 названного Закона).

Муниципально-правовые нормы различных видов, но регулирующие сходные по смыслу взаимосвязанные общественные отношения, объединяются в правовые институты. Муниципально-правовые институтыэто совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих однородную сферу относительно обособленных общественных отношений в области организации и осуществления местного самоуправления. Такими институтами являются, например, институт органов местного самоуправления, институт финансово-экономических основ местного самоуправления, институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и т. д. Каждый из этих институтов можно разделить на более мелкие, частные институты, а также объединить в более крупные. Например, из института «финансово-экономические основы местного самоуправления» можно выделить институт муниципальной собственности, институт местных налогов и сборов, институт местного бюджета и т. д. Вместе с тем институт финансово-экономических основ можно рассматривать и в качестве составной части института «основы организации и деятельности местного самоуправления».

Аналогично институт органов местного самоуправления можно разделить на институт выборных органов местного самоуправления, институт невыборных (исполнительных, иных) органов местного самоуправления, институт главы муниципального образования и т. д., а в целом институт органов местного самоуправления можно включить в состав института организационных основ местного самоуправления. Во всей отрасли муниципального права можно выделить несколько наиболее крупных правовых институтов, каждый из которых подразделяется на ряд более мелких:

1) институт основ организации и деятельности местного самоуправления (институты правовых, территориальных, финансово-экономических основ);

2) институт органов местного самоуправления (институты представительных органов местного самоуправления, иных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальной службы);

3) институт компетенции местного самоуправления (институты предметов ведения и полномочий местного самоуправления);

4) институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (институты ответственности перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами).

Эти институты располагаются в определенной последовательности в зависимости от их роли и значения в регулировании муниципально-правовых отношений. Совокупность правовых институтов, включающих нормы, регулирующие однородные общественные отношения, расположенные в определенной логической последовательности, образует систему отрасли муниципального права.

Предмет отрасли муниципального права

Уяснив, что представляет собой отрасль муниципального права, можно перейти к изучению тех общественных отношений, которые регулируются муниципально-правовыми нормами. Именно такие общественные отношения и составляют предмет данной отрасли. Нормы муниципального права регулируют общественные отношения, складывающиеся во всех сферах организации и деятельности местного территориального сообщества (муниципального образования) как самостоятельного коллектива, образованного для решения вопросов местного значения. Таким образом, муниципально-правовые отношенияэто регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие, действующие и прекращающиеся в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципально-правовые отношения имеют ряд особенностей, отличающих их от правоотношений, регулируемых другими отраслями права (конституционных, трудовых, уголовных и т. д).

1. Муниципально-правовые отношения имеют локально-территориальный характер[2]. Они возникают и действуют в пределах территории муниципального образования в процессе осуществления местного самоуправления.

2. Муниципально-правовые отношения имеют особую сферу действия — они возникают и применяются только в деятельности по осуществлению местного самоуправления.

3. Муниципально-правовые отношения носят комплексный характер. Они связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, финансовой, социальной, культурной и т. д. Объединяет их то, что эти общественные отношения возникают в процессе деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления и населения муниципального образования по решению вопросов местного значения, в круг которых входит установление местных налогов и сборов, управление муниципальной собственностью, организация работы общеобразовательных, дошкольных и медицинских учреждений, благоустройство территории, охрана общественного порядка и т. д. Поэтому в отличие, например, от трудовых, уголовных, гражданских правоотношений муниципально-правовые отношения характеризуются широкой сферой применения.

4. Обязательным участником (субъектом) муниципально-правовых отношений является орган (должностное лицо) местного самоуправления или население муниципального образования. Это означает, что в какой бы сфере ни возникло данное общественное отношение, одной из сторон должен быть названный субъект. Например, гражданин поступает на муниципальную службу в орган местного самоуправления. С этого момента помимо трудовых возникают и муниципально-правовые отношения. Если бы гражданин поступал на работу, например, на предприятие, в учреждение и т. п., то возникли бы лишь трудовые правоотношения. Другой пример. Представительный орган местного самоуправления (муниципалитет, муниципальный совет, городская дума и др.) устанавливает местные налоги и сборы, которые необходимы для осуществления местного самоуправления. В этом случае также возникают муниципально-правовые отношения. Если налоги и сборы устанавливаются федеральными органами государственный власти, то это не связано с осуществлением местного самоуправления, и в этом случае возникают финансовые правоотношения.

Для муниципально-правовых отношений, как и для других общественных отношений, необходимо наличие, как минимум, двух сторон. Эти стороны именуются субъектами (участниками) правоотношений. В муниципальных правоотношениях, как уже отмечалось, в обязательном порядке участвуют органы (должностные лица) местного самоуправления и (или) население муниципальных образований (с одной стороны). В качестве других участников могут выступать различные организации, учреждения, общественные объединения, органы государственной власти и т. д. (с другой стороны) при условии, что они вступают в отношения с муниципальными органами (должностными лицами). Исходя из этого, субъекты муниципально-правовых отношений можно разделить на:

а) обязательные. К ним относятся органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, население муниципальных образований в целом (при местных выборах, референдумах и т. д.), муниципальные образования в целом (при изменении их границ, преобразовании, объединении и т. д.), органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты микрорайонов, домовые, уличные комитеты и т. д.), ассоциации и союзы муниципальных образований. Эти субъекты рассматриваются как необходимые (обязательные) участники муниципальных образований. Если в каком-либо правоотношении участвует один из вышеперечисленных субъектов, то независимо от того, с кем он вступает в правоотношения, такие общественные отношения будут классифицированы как муниципально-правовые. Это не означает, что наряду с муниципально-правовыми не возникнут и другие правоотношения. Например, при наложении взыскания на муниципального служащего наряду с муниципально-правовыми возникают трудовые и административные правоотношения;

б) иные субъекты муниципально-правовых отношений. К ним относятся все остальные участники общественных отношений – государственные органы, общественные объединения, организации различных организационно-правовых форм и т. д. Особенность этих субъектов состоит в том, что как участники муниципально-правовых отношений они будут рассматриваться только в случае взаимодействия с субъектами первой группы при осуществлении теми своих задач и функций.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Муниципальное право Российской Федерации"

Книги похожие на "Муниципальное право Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Белоусова

Елена Белоусова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Белоусова - Муниципальное право Российской Федерации"

Отзывы читателей о книге "Муниципальное право Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.