Коллектив авторов - Курс российского трудового права. Том 3. Трудовой договор

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Курс российского трудового права. Том 3. Трудовой договор"
Описание и краткое содержание "Курс российского трудового права. Том 3. Трудовой договор" читать бесплатно онлайн.
Третий том «Курса российского трудового права» посвящен исследованию одного из важнейших институтов трудового права – трудового договора. Исследуется история становления и развития законодательства о трудовом договоре. Анализируются понятие и функции трудового договора; дается общая характеристика сторон трудового договора; раскрывается содержание трудового договора. Рассматриваются порядок заключения и изменения трудового договора, а также основания и процедуры расторжения трудового договора.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, слушателей учреждений системы повышения квалификации, экономико-правовых и кадровых служб организаций.
Таким образом, эта особая трудовая правосубъектность малолетнего предполагает: а) возможность ее реализации путем заключения трудового договора в определенной законом сфере и с соблюдением установленного законом порядка; б) обязательное участие законного представителя в заключении трудового договора и осуществлении малолетним работником своих трудовых прав и обязанностей.
Не вдаваясь в подробности процедуры заключения трудового договора с данной категорией работников, так как это составляет предмет отдельного рассмотрения,[228] отметим лишь, что введение нормы о необходимости получения разрешения (а не согласия!) органа опеки и попечительства при приеме на работу малолетних до 14 лет свидетельствует о сближении российского законодательства с нормами международного права, в частности с положениями Конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу от 6 июня 1973 г. Определение в этом разрешении максимально допустимой продолжительности ежедневной работы и других условий, в которых она может выполняться, следует расценивать как определенное ограничение свободы сторон при определении содержания трудового договора. Вместе с тем такое ограничение оправдано необходимостью особой заботы о здоровье и нравственном развитии малолетних и направлено на обеспечение внешнего контроля за использованием их труда.
Как отметил С. П. Маврин, работники, которые в силу закона обладают способностью к участию не во всех, а лишь в некоторых отношениях, составляющих предмет трудового права, либо реализующие свою способность к труду в особом порядке, наделены ограниченной трудовой правосубъектностью, которая по своей природе является разновидностью специальной трудовой правосубъектности. При этом ограничения трудовой правосубъектности находят свое выражение как в виде запрета вступать в отношения определенного вида, так и в установлении особого порядка реализации лицом своей трудовой правосубъектности.[229] Применительно к малолетним до 14 лет мы сталкиваемся именно с такими ограничениями. Однако означает ли это, что малолетние обладают ограниченной трудовой правосубъектностью?
Если обратиться к определению ограниченной трудовой правосубъектности, которое сложилось в науке трудового права, то можно прийти к выводу о том, что ограничение трудовой правосубъектности связывается главным образом с лишением физического лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, А. Е. Пашерстник писал, что об ограничении трудовой правосубъектности можно говорить лишь в случаях, когда объем предоставленных гражданам прав сужается вследствие совершения ими преступления (ограниченная трудовая правосубъектность). При этом «объем трудовой правосубъектности может быть временно ограничен только по суду…».[230] Б. К. Бегичев рассматривал ограничение трудовой правосубъектности как лишение на известный срок в нормативном или индивидуальном порядке права гражданина, совершившего преступление, занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.[231] В. В. Федин также указывает на возможность ограничения трудовой правосубъектности в индивидуальном порядке в соответствии с решением суда (в частности, при применении уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо административного наказания в виде дисквалификации). Вместе с тем он признает ограничение трудовой правосубъектности в нормативном порядке на основании соответствующего закона (например, замещение определенных должностей исключительно гражданами Российской Федерации).[232] Иное мнение по данному вопросу высказывают А. М. Лушников и М. В. Лушникова. Они допускают возможность ограничения трудовой правосубъектности только в индивидуальном порядке в отношении гражданина, совершившего преступление или административное правонарушение, на основании судебного решения. Нормативный же порядок, по их мнению, означает дифференциацию трудовой правосубъектности, установленную законодателем.[233] Разделяя данное мнение и памятуя о том, что трудовую правосубъектность лиц, не достигших 16 лет, мы рассматриваем с позиции дифференциации трудовой правосубъектности по возрастному критерию, следует прийти к выводу о невозможности признания за малолетними ограниченной трудовой правосубъектности. К тому же, даже с этимологической точки зрения, «ограничение» трудовой правосубъектности подразумевает прежнее обладание лицом указанной правосубъектностью в полном объеме, чего нельзя сказать о рассматриваемой нами категории лиц. С учетом изложенного трудовую правосубъектность малолетних до 14 лет более корректно именовать частичной трудовой правосубъектностью, которая исключает возможность самостоятельного приобретения и осуществления в полном объеме трудовых прав и обязанностей. При этом следует сделать и более общий вывод: в рамках трудовой правосубъектности необходимо разграничивать две ее составляющие – трудовую правоспособность как неотделимую от личности способность иметь трудовые права и обязанности и трудовую дееспособность как способность приобретать и осуществлять трудовые права и обязанности. Трудовая правоспособность возникает с момента рождения. Трудовая дееспособность возникает в полном объеме только по достижении лицом 16 лет, а при наличии определенных условий, установленных законом (о чем речь пойдет далее), – с 15 лет. До достижения указанного возраста в приобретении и осуществлении несовершеннолетним своих трудовых прав и обязанностей участвует его законный представитель (родитель, опекун или попечитель).
Учащиеся, достигшие возраста 14 лет. Как следует из ч. 3 ст. 63 ТК РФ, лица, достигшие 14 лет, могут быть стороной трудового договора при условии, что они являются учащимися. Иными словами, само по себе достижение лицом 14-летнего возраста не дает ему права быть стороной трудового договора. При установлении данного требования законодатель исходил из приоритета получения подростками основного общего образования, которое в соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ является обязательным. Однако очевидно, что работа в свободное от учебы время способствует формированию у подростков трудовых навыков, необходимых в будущей деятельности, а возможно, и профессиональной ориентации. Для несовершеннолетних из малообеспеченных семей такая возможность позволяет пополнить семейный бюджет. Указанные обстоятельства обусловили законодательное закрепление возможности заключения трудового договора с учащимися, достигшими 14 лет.
В отличие от малолетних до 14 лет лица, относящиеся к рассматриваемой категории, могут реализовать свои способности к труду не только в творческой сфере. Вместе с тем область применения труда несовершеннолетних от 14 до 15 лет ограничена нормами, установленными для всех категорий несовершеннолетних.[234] Вводя запрет на привлечение несовершеннолетних к выполнению работ в определенных условиях и сферах деятельности, законодатель исходил из необходимости особой заботы об их здоровье и нравственном развитии.
Как уже было отмечено выше, заключение трудового договора с учащимся, достигшим 14 лет, допускается с согласия законного представителя и органа опеки и попечительства. В связи с этим возникает вопрос: каковы возможные пределы «вмешательства» законных представителей в процесс реализации указанной категорией лиц своих способностей к труду? Иными словами, ограничивается ли участие законного представителя несовершеннолетнего дачей согласия на заключение последним трудового договора либо же законный представитель вправе участвовать в разработке содержания трудового договора и дает свое согласие на заключение договора на конкретных условиях?
Для ответа на указанный вопрос следует определиться, чем объясняется необходимость получения согласия законного представителя на заключение трудового договора учащимся, достигшим 14 лет. Представляется, что такая необходимость обусловлена рядом причин. Во-первых, п. 4 ст. 43 Конституции РФ возлагает на родителей и лиц, их заменяющих, обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Соответственно именно законные представители обязаны создать все условия для того, чтобы ребенок получил это образование. Работа, пусть даже в свободное от учебы время, приводит к увеличению нагрузки на подростка, что может негативно отразиться как на состоянии его здоровья, так и на успеваемости. Поэтому, давая согласие на заключение учащимся трудового договора, его законный представитель должен оценить возможность совмещения учебы с работой без ущерба для здоровья и процесса обучения. Очевидно, что без знакомства с предлагаемыми работодателем условиями трудового договора дать такую оценку не представляется возможным. Во-вторых, так же как и малолетний, несовершеннолетний, достигший 14-лет, не всегда способен самостоятельно оценить, насколько соответствуют его интересам предлагаемые ему условия труда (в частности, размер заработной платы, режим работы, степень обеспечения безопасности на рабочем месте и т. д.). Роль гаранта соблюдения интересов подростка призван сыграть законный представитель. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что законный представитель может принимать непосредственное участие в формулировании условий трудового договора, заключаемого с учащимся, достигшим 14 лет, т. е. в приобретении последним трудовых прав и обязанностей. Однако следует иметь в виду, что законодатель не возлагает на законного представителя обязанность участвовать в разработке содержания трудового договора, заключаемого с учащимся. Поэтому трудовой договор заключается лично учащимся, достигшим 14 лет, а законный представитель вправе либо ограничиться дачей согласия на заключение подростком трудового договора, либо же принять участие в формулировании содержания трудового договора и дать свое согласие на заключение договора на конкретных условиях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Курс российского трудового права. Том 3. Трудовой договор"
Книги похожие на "Курс российского трудового права. Том 3. Трудовой договор" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Курс российского трудового права. Том 3. Трудовой договор"
Отзывы читателей о книге "Курс российского трудового права. Том 3. Трудовой договор", комментарии и мнения людей о произведении.