» » » » Геннадий Драч - Культурология


Авторские права

Геннадий Драч - Культурология

Здесь можно купить и скачать "Геннадий Драч - Культурология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Драч - Культурология
Рейтинг:
Название:
Культурология
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-406-03268-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология"

Описание и краткое содержание "Культурология" читать бесплатно онлайн.



Предоставлена возможность на основе изложения фундаментальных проблем теории и истории культуры, современных культурных явлений сформировать такие основные общекультурные компетенции бакалавров, как владение теоретическими основами и методами, категориями и концепциями, знание культурных форм, процессов, практик в истории и современности.

Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.

Для студентов бакалавриата всех специальностей, изучающих культурологию, а также для желающих повысить теоретический уровень своей культурной компетентности.






Этот кризис классической модели культуры делает неизбежной начавшуюся в ХХ в. реализацию все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры во всем многообразии ее проявлений. Представляется принципиально важным выяснить причины этого. Появление особого знания о культуре, претендующего на относительную самостоятельность и названного «культурологией», обусловлено:

а) осознанием спекулятивности классической «философии культуры», ее неспособности в полной мере осмыслить богатый эмпирический (этнографический) материал, потребностью выработки такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

б) необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из субстанционального понимания культуры;

в) стремлением к выработке «общего знаменателя» в понимании культуры в условиях резкого роста контактов разных культур (в связи с развитием средств коммуникации), необходимостью поиска их единой природы, проявляющейся в локальном культурном многообразии;

г) важностью вопроса сравнения, субординации разных культур, в частности европейской и неевропейской, в условиях распада колониальной системы и роста национального самосознания в странах «треть его мира»;

д) целесообразностью целостного, системного анализа культуры как сферы государственной политики, принятия в ней всесторонне обоснованных управленческих решений;

е) необходимостью формирования культурных потребностей человека и их удовлетворения в потребительском обществе, обоснования успешной экономической деятельности в сфере массовой культуры;

ж) осознанием важности для сохранения стабильности существования человека гуманитарного «противовеса» тревожащему росту технократизма, рационализма, вызванному новым витком научно-технического прогресса (НТП);

з) стремлением компенсировать культурологией все еще наличествующее состояние преждевременной и узкой профессионализации.

Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура – не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта (1900–1975). Он в 1949 г. выпустил книгу «Наука о культуре»[1], в которой употребил название самостоятельной, интегративной отрасли гуманитарного знания – «культурология». Однако это название – «культурология» – не привилось в западной науке, хотя и многие исследователи до него рассматривали культуру как целостное явление и динамично развивающуюся систему.

Л. Уайт понял необходимость обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное единство бесконечного разнообразия разных культур, связать абстрактно-теоретическое (философское) осмысление культуры с богатым и постепенно растущим материалом о ее конкретных проявлениях в жизни разных стран и народов. Связать «общее» с «единичным», дать «особенное» понимание культуры – одна из главных задач культурологии.

В настоящее время однозначного решения этой задачи нет (если оно вообще возможно). Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология уже представляет собой вид знания, переросшего «родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанного с ней, и обрела статус самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Тем не менее в ее развитии по-прежнему актуальны вопросы: в какой мере существующая культурологическая теория соответствует критериям научной рациональности? Что является культурным фактом и каковы методологические принципы построения единой общей теории культуры? В какой степени культурологическая мысль вписывается в строго научные подходы к культуре? Опыт развития культурологи лежит в межпредметной области, она стремится сохранить свой межнаучный статус, т. е. не стать частной наукой. Отсюда предметное поле культурологии конституируется между философией (предельные абстракции) и научным знанием (его частных областей). Поэтому культурология и выстраивается не столько как наука со своим «неповторимым» предметом изучения, сколько как горизонт поиска, направление исследования. И это направление поиска обнаруживает себя как «культурологизм», стремление охватить все многослойное пространство человеческого бытия, приведение рассматриваемого к «человекоразмерности».

1.1.2. Основные подходы к трактовке культурологии

Трудности становления культурологии и вычленения ее предмета вызваны прежде всего сложностью и многоплановостью понятия культуры, а также тем, что ее теоретическое исследование осуществлялось силами разных наук (этнологией, культурной и социальной антропологией и т. п.).

В настоящее время существует достаточно много трактовок культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре. Сторонники этого подхода в отечественной культурологии полагают, что неправильно понимать под культурологией какую-то уже окончательно сложившуюся науку с четко выделенными дисциплинарными границами и полностью оформившейся системой знаний. Культурология скорее некоторое суммарное обозначение целого комплекса разных наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования (В.М. Межуев).

Второй – представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и противоположная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В этом случае возможно отождествление культурологии с культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину.

На наш взгляд, в качестве исходного для становления культурологии как самостоятельной научной дисциплины можно использовать представления о культурологии как системе знаний.

В русле третьего подхода необходимо определить культуру как объект познания культурологии. Это – исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению тех форм деятельности и взаимодействия, которые закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, устойчивых образцов поведения, традиций и обеспечивают (прямо или опосредованно) коллективный характер человеческой жизнедеятельности.

Современная культурология успешно развивается, выйдя из-под «родительской» опеки философии, обрела собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества – например, музыка, произведения живописи), но его задача – идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй – коммуникативный – слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип – структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска – целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.

Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология"

Книги похожие на "Культурология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Драч

Геннадий Драч - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Драч - Культурология"

Отзывы читателей о книге "Культурология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.