» » » » Геннадий Драч - Культурология


Авторские права

Геннадий Драч - Культурология

Здесь можно купить и скачать "Геннадий Драч - Культурология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Драч - Культурология
Рейтинг:
Название:
Культурология
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-406-03268-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология"

Описание и краткое содержание "Культурология" читать бесплатно онлайн.



Предоставлена возможность на основе изложения фундаментальных проблем теории и истории культуры, современных культурных явлений сформировать такие основные общекультурные компетенции бакалавров, как владение теоретическими основами и методами, категориями и концепциями, знание культурных форм, процессов, практик в истории и современности.

Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.

Для студентов бакалавриата всех специальностей, изучающих культурологию, а также для желающих повысить теоретический уровень своей культурной компетентности.






1.4.5. Культура и цивилизация

Культуру часто отождествляют с цивилизацией. Это понятие (от лат. civilis – гражданский, государственный) было введено французскими просветителями для обозначения общества, основанного на началах Разума, Справедливости, Закона. С конца XVIII в. термин «цивилизация» практически выступает как синоним культуры: цивилизация воплощает целостность всех культур, их единство, противостоящее варварству, отождествляется с прогрессом человечества на пути к идеалу. Но в это же время формируются и иные, менее широкие, представления о цивилизации – она рассматривается как материальная культура, как сфера вещей и услуг, тогда как за собственно культурой закрепляется лишь духовное творчество. На рубеже XIX–XX вв. такое разделение этих понятий усиливается до противопоставления – О. Шпенглер, М. Вебер, Н.А. Бердяев, по сути, характеризуют цивилизацию как своего рода антигуманное вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, денег, превалированием материальных потребностей и упадком нравственности, духовности. В марксистской теории цивилизация выступает как ступень общественной истории, культуры, следующая за варварством, характер которой определяется материальным развитием, состоянием способа производства.

В настоящее время цивилизация чаще всего рассматривается как состояние культуры, возникающее на определенном историческом этапе развития. В качестве основных признаков цивилизации можно выделить: государство, право, города, письменность, деньги.

Если культура акцентирует меру развития человека, его внутреннего мира, духовных сил, то цивилизация прежде всего воплощается в организации общественной жизни, в формах присвоения культурных ценностей, характеризует «внешнее», социальное бытие культуры, создает те или иные условия для ее развития (в русле этого подхода выделяют аграрную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации). Кроме того, цивилизациями называют также уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками и отличающиеся характером своего отношения к миру природы, обществу, самому человеку. В русле культурологического подхода цивилизация рассматривается как социально-культурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура, выступает своего рода «пересечением» культуры и общества.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличается «культурная» картина мира от «не-культурной»?

2. Бывают ли «негативные» ценности культуры?

3. Каково происхождение культурных кодов?

4. Какие типы знаков культуры вы знаете?

5. Как вы понимаете выражение: «Язык – душа культуры»?

6. Приведите примеры знаков-символов.

7. Назовите популярные у студенческой молодежи культурные универсалии.

1.5. Сущность культуры

Слово «культура» – латинского происхождения, восходит к слову cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», прежде всего – разведение растений или животных, уход за ними. Термин «культура» уже в римской Античности приобрел переносное значение – воспитатель, наставник. Такая трансформация свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием, смысл которой – человеческая ученость, образованность, для обозначения которых использовалось как базовое понятие humanitas. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву (natura), но и на основе рационального настроя (ratio) и специального воспитания (disciplina).

Но культура – это и мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. В этом смысле «культура» – это обработанная, «очеловеченная», «окультивированная» природа, а окружающие нас вещи предстают как мир «оживших предметов», начиная с бытового окружения и завершая произведениями искусства, бесценными шедеврами, которые созданы, возделаны человеческим трудом. Это то, что отличает наш мир от самой себя воспроизводящей природы. И чем больше мы научаемся видеть этот культурный смысл окружающей нас «второй природы», не оставаясь только на уровне утилитарного пользования вещами, а понимая их значение, их культурную ценность, тем более будет у нас оснований самим стать культурными.

1.5.1. Понятие «культура»

В русскую лексику термин и понятие «культура» вошли значительно позже, чем в Западной Европе. Языковеды отмечают его первую фиксацию лишь в 1846–1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н.С. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе живого и литературного языка. Даже у А.С. Пушкина оно нигде не встречается. Его нет ни у Н.А. Добролюбова, ни у Н.Г. Чернышевского. К 1865 году наш знаменитый лингвист В.И. Даль в своем толковом словаре характеризует это слово через понятия умственного и нравственного образования. И только к концу XIX в. оно прочно завоевало «право гражданства» в умах и языке[11].

Первое, что следует зафиксировать при рассмотрении понятия «культура» в том ее виде, в котором оно закреплено сегодня в сознании, это многозначность, размытость очертаний, использование и применение в различных отношениях. Не так уж много понятий, которые были бы столь неопределенны, доступны использованию в самых разных (иной раз противоречащих друг другу) смыслах, чем то, которое мы рассматриваем. Все исследователи культуры с единодушием констатируют это обстоятельство.

Еще в 60-е гг. XX в. А. Кребер и К. Клакхон, анализируя только лишь американскую культурологию, приводили цифру – 237 дефиниций (определений). На международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных ее определений. В ХХI веке эти подсчеты безнадежно устарели, ибо повысившийся теоретический интерес к исследованию культуры повлек за собой лавинообразный рост позиций по ее обозначению. Такое семантическое (языковое) и содержательно-теоретическое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости, многообразии мира культуры и выражающего его понятия. Само понятие о культуре подчас попадает в разряд тех, о которых как-то едко было сказано, что их можно применять по той методике, к которой прибегают туземцы одного из тропических островов, передвигаясь по зыбучим пескам. А ходят они там по правилу – идти легко и быстро, чуть касаясь, не останавливаясь, иначе начнешь тонуть в пучине.

И действительно, ряд общепринятых понятий, пока они используются, так сказать, походя, выполняют свое функциональное назначение в общем контексте размышлений и не вызывают сомнений об их собственном содержании. Но стоит остановиться, задуматься, вглядеться в них, и, к глубокому огорчению, убеждаешься в том, насколько они размыты в своих очертаниях. А при попытке их анализа начинаешь погружаться в логическую пучину, в полном смысле слова, «зыбнуть» в расходящихся во все стороны связях и отношениях. Но ведь надо. Необходимо. Нужно понимать жизнь, видеть, куда влечет нас поток культуры. Надо объяснять себе и другим наш мир, человеческий мир. И поэтому как ни сложно это занятие, все же приступим к анализу как понятия культуры, так и того, что оно выражает, углубимся в осмысление ее сути.

Прежде всего можно выделить условно-терминологический подход к определению понятия «культура». Все значения лексемы «культура» выступают здесь как терминология служебного характера, относящаяся к языковым формам.

И начнем с выяснения того, как используется лексема (слово) «культура» в обиходе, обыденной жизни, непосредственном общении, где люди не теоретизируют, а просто живут. Повседневная жизнь, ежедневный быт с его заботами и хлопотами, мир прагматики и непосредственного общения порождает и соответствующее ему осмысление, осознание – обыденное сознание. В нем не пытаются заглянуть за внешнюю оболочку вещей, отстроить систему фундаментального понимания глубин мироздания. Заметим, однако, что в современном мире трудно найти девственно чистое «обыденное сознание», полностью независимое от теоретических конструктов. Конечно, у многих людей регуляторами их поведения выступают эмпирические представления, почерпнутые из житейского опыта, основанные на «здравом смысле». В них сплавлены друг с другом истина и заблуждение, разум и предрассудок, чувственно-достоверное и иллюзорно-фактическое.

Что же характерно для массового, обыденного здравомыслия в его представлениях о культуре? Прежде всего следует отметить, что в этом срезе видения культура предстает как некое нормативное поведение, как система образцов, правил, на которые должно равняться, своего рода стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку. В частности, из социологических опросов был получен такой ответ на вопрос о понимании культуры: «Культурным можно быть повсюду. В большом городе иной раз ведут себя по-хамски. А кто культурен, тот и в лесу культурен». Здесь культура явно трактуется как нечто, характеризующее свойство человека в сфере социального поведения, включающее в себя тактичность, уважение к другим людям, деликатность, умение всегда найти меру своего поступка. Она понимается по преимуществу как бытовая, сознательно применяемая форма регуляции своих лично и общественно значимых действий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология"

Книги похожие на "Культурология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Драч

Геннадий Драч - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Драч - Культурология"

Отзывы читателей о книге "Культурология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.