» » » » Владимир Живетин - Этико-правовые риски демократических систем


Авторские права

Владимир Живетин - Этико-правовые риски демократических систем

Здесь можно купить и скачать "Владимир Живетин - Этико-правовые риски демократических систем" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Математика, издательство Институт проблем риска, Информационно-издательский центр «Бон Анца», год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Живетин - Этико-правовые риски демократических систем
Рейтинг:
Название:
Этико-правовые риски демократических систем
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-98664-057-0, 978-5-903140-65-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этико-правовые риски демократических систем"

Описание и краткое содержание "Этико-правовые риски демократических систем" читать бесплатно онлайн.



Цель монографии – разработка критериев оценки этико-правовых рисков демократических систем, обусловленных нарушением норм этики и норм права, что искажает цели и методы достижения целей, свойственных демократическим системам, создавая в итоге кризисы и катастрофы общества, сначала духовные, а потом материальные.

Показано, что для предотвращения кризисов и катастроф необходимо создавать во властных структурах системы, реализующие максимальную эффективность и минимизацию рисков человеческой деятельности.






1. Демократизм, реальное осуществление народовластия. Термин «народовластие» – один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании. В связи с этим обратим внимание на следующие моменты.

Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится правовым государством. Народовластие характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конституции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы – акты высшей юридической силы.

Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средствами, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстрации и т. д.).

2. Режим демократического конституционного правления. При таком режиме высшие органы государственной власти на основе действующей Конституции имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими правовыми методами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, реально осуществляются социально-экономические и политические права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (законодательных) органов власти.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть институты представительной демократии (представительные органы, избираемые непосредственно населением на основе демократической избирательной процедуры) и институты непосредственной демократии (референдум и т. д.).

3. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда: институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому. Имеется в виду то, что формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» деятельность.

Таких ветвей власти, свидельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная, исполнительная, судебная. Соответственно различаются три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

На рис. 1.3 представлены итоги структурно-функционального синтеза системы власти.


Рис. 1.3


На рис. 1.3 введены обозначения: Ф1, Ф2, Ф3, Ф4 – функциональные свойства соответствующих подсистем; V1, V2, V3, V4 – факторы риска внутреннего происхождения соответствующих подсистем; СМИ – четвертая подсистема власти, средства массовой информации.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авторитарную и тоталитарную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает следующее: государственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную – правительство, судебную – органы правосудия, суды. По Конституции Президент «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80).

Можно сделать вывод о том, что все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать:

– взаимное сдерживание, недопустимое усиление формирования одной из властей, т. е. обеспечение условий θв1 Ω(1)доп, θв2 Ω(2)доп, θв3 Ω(3)доп, где Ω(1)доп, Ω(2)доп, Ω(3)доп, – области, ограничиваемые нормами права для законодательной, исполнительной, судебной власти соответственно, θв1, θв2, θв3 – потенциалы права власти, реализуемые в подсистемах 1, 2, 3 (рис. 1.3);

– предотвращение возможных злоупотреблений, т. е. факторов риска V1, V2, V3 со стороны законодательной, исполнительной, судебной власти.

Отметим, что факторы риска V1, V2, V3 обуславливают следующие события:


А1 = {θв1(V1) Ω(1)доп}; А2 = {θв2(V2) Ω(2)доп}; А3 = {θв3(V3) Ω(3)доп},


т. е. выход в критическую область прав из области допустимых значений Ω(i)доп (i = 1, 2, 3), реализованных по факту законодательной, исполнительной, судебной властью.

4. Возвышение права, закона над государственной властью. Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, когда оно перестает быть своего рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, призваны действовать в их рамках.

Отметим условия устойчивого (нормального) функционирования общества, обеспечения его организованности:

– государство и все его подсистемы призваны действовать в рамках правовых норм;

– нормы права для органов власти и народа должны быть обоснованы;

– выполнение норм права должно контролироваться со стороны власти самой властью;

– управление исполнением норм права со стороны власти реализуется самой властью.

Проблема контроля назначения и контроля исполнения норм права реализуется, как правило, с ошибками. Наличие ошибок контроля и исполнения норм права диктует необходимость сбора статистического материала нарушений, обработки этого материала и построения показателей риска, создаваемых или реализуемых соответствующими подсистемами власти для общества.

5. Ведущая роль закона в регулировании отношений. В данном случае говорится о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в законах волю избравшего их населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свойством верховенства. Все нормативные правовые акты государственных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы. Принцип верховенства закона необходимо проводить, прежде всего, в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие именно правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен элементарный правопорядок. Однако верховенство закона относится и к правоприменению. Пренебрежение к закону создает атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Разработка и принятие правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, т. е. обеспечивающих согласие в общественной жизни, когда реализуется правопорядок, и отклонение от норм хр фактически реализованного права хф вида Δx = х есть величина пренебрежимо малая.

Однако реальная политико-правовая действительность указывает, что Δх не мала, она подлежит контролю и управлению, так как принцип верховенства закона в современной России нарушается.

Нередко Президент РФ принимает указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти. Такими указами иногда вносятся существенные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев ограничиваются конституционные права граждан. Известно, например, что одним из указов Президента РФ компетентным государственным органам разрешалось задерживать граждан по подозрению в совершении тяжких преступлении на срок до одного месяца. Однако в нормах Уголовного процессуального кодекса РФ [Федеральный закон от 18.12. 2001 г. № 174-ФЗ] в точном соответствии с Конституцией РФ (ст. 22) задержание подозреваемого без судебного решения может иметь место только на срок до 48 часов (п. 11 ст. 5, ч. 2 ст. 94 УПК РФ) [64].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этико-правовые риски демократических систем"

Книги похожие на "Этико-правовые риски демократических систем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Живетин

Владимир Живетин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Живетин - Этико-правовые риски демократических систем"

Отзывы читателей о книге "Этико-правовые риски демократических систем", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.