» » » Вера Абраменкова - Социальная психология детства


Авторские права

Вера Абраменкова - Социальная психология детства

Здесь можно купить и скачать "Вера Абраменкова - Социальная психология детства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Абраменкова - Социальная психология детства
Рейтинг:
Название:
Социальная психология детства
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9292-0177-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социальная психология детства"

Описание и краткое содержание "Социальная психология детства" читать бесплатно онлайн.



Пособие посвящено анализу феномена детства в истории культуры и современности в контексте междисциплинарного направления социальной психологии детства. Прослежена эволюция важнейших социальных общностей, ответственных за становление личности ребенка, – семьи и детского сообщества; проанализированы условия и механизмы проявления в группах мальчиков и девочек способности к состраданию и сорадованию; раскрыта уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира – целостной системы отношений.

Пособие снабжено Приложением, состоящим из списка рекомендованной литературы, общих выводов, словаря используемых терминов и понятий, а также программы дисциплины. Каждая глава пособия сопровождается изложением итогов и вопросами для творческого осмысления и самопроверки, что позволит оценить результаты овладения курсом и увидеть перспективы его практического использования.

Книга адресована не только преподавателям и студентам психолого-педагогических вузов, колледжей и лицеев, но и специалистам гуманитарной сферы, а также всем, кто интересуется новыми направлениями изучения детства.






Творческая, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора, к ним, в частности, относятся: считалки («Аты-баты, шли солдаты, аты-баты – на базар…», «На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты есть такой?..», «Вышел месяц из тумана…» и пр.) и другие формы жеребьевки; дразнилки (именные – для мальчиков и девочек типа «Андрей-воробей, не гоняй голубей, голуби боятся, на голову садятся», «Ленка – пенка, грязная коленка»). К ним относятся также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки: ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность, трусость, например, «Жадина-говядина, соленый огурец, по полу валяется, никто его не ест» или «Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!», благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания своих членов. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты (ответить дразнилкой-отговоркой).

Жанр считалки является уникальным, не имеющим аналогов во взрослом фольклоре, и представляет собой вместе с жеребьевками (типа: «Матки, матки, чьи заплатки – травка или булавка?») своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию пара-игровых отношений:

«Катилася торба
С великого горба.
В этой торбе —
Хлеб, соль, вода,
Пшеница.
Кто с кем хочет
Делиться?»

Именно благодаря считалке, устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры и обогащается репертуар традиционных текстов.

По определению М. В. Осориной, «Детский фольклор – одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности» [Осорина,[28] с.41]. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку – дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте – приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции.

Содержание детской субкультуры может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей, например, до 8–10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора и правового быта. В 11–13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания. А в 14–17 лет – это песни, пародии, анекдоты, «черный юмор» как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, а также в приобретении стиля поведения, моды. Передача всего богатства содержания детской субкультуры происходит непосредственно «из уст в уста», сегодня в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах. Лишь к концу периода детства, наряду с устными, появляются письменные тексты – песенники, девичьи альбомы, «гадалки», сборники анекдотов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Вишневский А. Г. Социальное управление рождаемостью //Вопросы философии. 1978. № 6. С. 85–100.

2

Дольто Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

3

Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

4

Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.

5

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.

6

Антонян Ю. М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван, 1987.

7

Тёрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

8

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: АСТ, 2007.

9

Залужный А. С. Учение о коллективе. М.-Л.,1930

10

Фортунатов Г. А. Изучение детских коллективов // Вестник просвещения. 1925. № 9.

11

Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1995.

12

Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.

13

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

14

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

15

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982–84.

16

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

17

Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3.

18

Выготский Л. С. Соб. соч.: В 6 т. М., 1982–84. Т. 4.

19

Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб., 1996.

20

Юности честное зерцало. М., 1990.

21

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981.

22

См.: Абраменкова В. В. Агиологическая психология детской святости // Вестник ПСТБУ. Педагогика. Психология. 2007. № 1.

23

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2002.

24

Гончаров И. А. Обломов. М., 1965.

25

Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1981.

26

Трубецкой Е. Н. Избранное. М., 1997.

27

Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.

28

Осорина М. В. Значение детской фольклорной традиции в развитии коммуникативных умений ребенка // Мир детства и традиционная культура (III Виноградовские чтения). М., 1990.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социальная психология детства"

Книги похожие на "Социальная психология детства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Абраменкова

Вера Абраменкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Абраменкова - Социальная психология детства"

Отзывы читателей о книге "Социальная психология детства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.